иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого апостола Фомы

Св. апостол Фома, которого также называли Дидим, т. е. Близнец, родился в Иудее в семье бедных родителей, передавших ему великое благоговение перед Законом Моисеевым. С юности он избегал шумных игр своих товарищей и посвящал время чтению Писаний и размышлениям о них. Хорошее знание слова Божия наряду с хорошими способности ума позволили Фоме без сомнений понять, что Христос и есть Мессия, о Котором предвещали пророки, как только Господь явился ему и позвал следовать за Собой. Фома тотчас оставил лодку и сети и стал одним из двенадцати апостолов. Гонимый, отвергаемый, преследуемый иудеями, он повсюду следовал за Господом с пламенным усердием. Когда Христос направился в Иерусалим, чтобы предать Себя на распятие, Фома сказал остальным ученикам: Пойдем и мы умрем вместе с Ним! (Ин 11,16)

Когда Спаситель мира победил смерть, воскреснув из гроба, Он явился ученикам, собравшимся за запертыми дверями из страха перед иудеями, и вселил в них радость, показав на Своем теле следы страстей. По воле Промысла Фомы с ними не было. Когда ученики рассказали ему, что видели воскресшего Господа, он не поверил. В великом терпении и кротости Господь вновь предстал перед учениками неделей позже и призвал Фому удостовериться в том, что он воскрес телесно. Христос попросил апостола вложить пальцы в отверстия, оставленные на Его руках гвоздями, и погрузить руку в Его бок, пронзенный копьем. Так Господь исправил Фому в недостатке веры и научил нас, что и мы также призваны погрузить – не телесно, но духовно – руки в его раны, чтобы черпать благодать (ср.: Ин 20,19–29)521.

Фома был вместе с апостолами в день Пятидесятницы, когда Святой Дух снизошел на них в образе языков пламени. Тогда он преисполнился божественного могущества, чтобы поведать миру о спасении, и узнал, что будет проповедовать Евангелие в далеких землях Мидии, Парфии522 и Индии523.

В это время в Иерусалиме находился некий Амваний. Он искал зодчего, способного построить дворец для царя Индии. Этот дворец должен был превзойти по красоте и богатству все построенные прежде. Узнав от Господа, что таков путь, уготованный ему для начала миссии, Фома явился к Амванию как раб-знаток строительного искусства. Они отправились в Северо-Западную Индию, и, представ перед царем Гундафаром (или Гундофаром), Фома обещал ему возвести великолепный дворец в выбранном им месте. Царю понравился нарисованный апостолом план, и он предоставил в распоряжение Фомы значительную сумму денег для строительства, а сам отправился на три года в отдаленные провинции. Как только Фома получил богатства, он поспешил раздать деньги бесчисленным нищим и голодным. Раздавая милостыню, св. апостол проповедовал Евангелие и совершал чудеса. Его проповедь была столь успешной, что великое множество язычников обратилось к истинной вере.

Когда царь послал узнать, как продвигаются работы, Фома попросил у него еще золота, чтобы, как он сказал, закончить кровлю. Счастливый царь поспешил отправить ему золото, не сомневаясь, что апостол распределит его на месте. Сколь же ужасным был его гнев, когда он узнал, что ошибся и что св. Фома употребил его деньги на милостыню. Он заключил его в глубокую яму, готовя самые ужасные пытки.

Но той же ночью перед тяжелобольным братом царя предстал Ангел и показал великолепный дворец в вечном царстве праведников. Ангел сказал: «Смотри, это дворец для твоего брата, который построил апостол Фома». Очнувшись, он описал Гундафару увиденное и то, насколько превосходит все земные постройки дворец, возведенный Фомой на Небе. В полном изумлении царь покаялся, выпустил апостола из темницы и попросил крестить его вместе с братом.

Затем св. Фома направился в другое царство, где властвовали с еще большей жестокостью варварство и безбожие. Тем не менее силой Святого Духа он сумел обратить к вере жену царя Тертию, ее сына Азания и двух дочерей, Мигдонию и Марку. Крестив их, он дал наставление о том, как следовать путем совершенствования при помощи аскезы и целомудрия. Подобный образ жизни, странный и непостижимый для развращенного правителя, привел последнего в ярость. Он заключил святого под стражу и приказал пяти воинам вывести апостола за пределы гор. Малайпура524. Там, на горе, они пронзили его копьями.

Святой отошел ко Господу и занял свое место в вечности. Апостол Фома почитается как основатель Индийской Церкви525.

* * *

521

Именно поэтому, отнюдь не обвиняя Фому, Православная Церковь празднует его «блаженное неверие» в следующее воскресенье после Пасхи.

522

Совр. Иран.

523

Евсевий упоминает только страну Парфян (Церковная история III, 1, SC 31, 97). В основном, когда в древних текстах упоминается Индия, речь идет об Эфиопии; но здесь имеется в виду именно Индия или, скорее, современный Пакистан, где в ту эпоху правила скифопарфянская династия, а именно Гундафарра, названный здесь Гунда- фаром. Здесь мы следуем Деяниям Фомы, написанным на сирийском языке в Эдессе в первой половине III в., из которых позднейшая агиографическая традиция заимствовала – как и в случае с другими апокрифическими Деяниями Апостолов – лишь сокращенную версию (всего несколько эпизодов из Деяния II), как у Никиты Солунского в XI в. (см.: Bovon F., Geoltrain P. Ecrits apocryphes chretiens I. Paris, 1997, pp. 1327–1470). По другой традиции, три царя-волхва были крещены св. Фомой.

524

Ныне пригород Мадраса.

525

Согласно переданной св. Ефремом традиции, его мощи были привезены из Индии в Эдессу купцом в конце III в. (на самом деле, в 394 г.), и с тех пор он считается покровителем города. Здесь галльская паломница Эгерия (IV в.) поклонилась его гробнице. Паломничество 17,1 et 19,2 (SC21,159 et 163).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle