иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Мардония, принявшего смерть от возложнеия горящих углей на главу, и с ним пострадавших святых мучеников Мигдония, Горгония, Индиса, Гликерия, пресвитера, и Феофила, диакона, а также святых жен, бывших с ними426 . Память священномученика Прокопия Попова, пресвитера (1918), священномучеников Петра Пушкинского, Вячеслава Занкова, Петра Соловьева, Симеона Лиаеева, Василия Гурьева, Александра Орлова, пресвитеров, Серафима Василенко, диакона, преподобномученицы Александры (Червяковой), схимонахини, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мученицы Аполлинарии Тупицыной (1937), священномученика Леонида Прендковича, пресвитера (1938). Память святителей Аристакеса427 , Вртанеса428 , Иуссика, Нерсеса и Исаака Великого, потомков святого Григория Просветителя и католикосов Армянской Церкви429

Память святителей Аристакеса , Вртанеса, Иуссика, Нерсеса и Исаака Великого, потомков святого Григория Просветителя и католикосов Армянской Церкви

После смерти св. Григория Просветителя молодая Армянская Церковь была еще неокрепшей и постоянно находилась под угрозой со стороны язычников. Более ста лет соблюдение целибата не было обязательным требованием к представителям какой-либо из ступеней церковной иерархии, поэтому преемниками св. Григория, то есть первыми католикосами Армянской Церкви, стали его дети и внуки. Армянская Церковь напрямую подчинялась митрополии Кесарии Каппадокийской, и таким образом потомки св. Григория были воспитаны в лоне изысканной культуры греческого христианства, которую они стремились гармонично соединить с духом армянского народа, чтобы освободить его от персидского владычества. Однако их попытки привить армянам христианские ценности сталкивались со стойкой привычкой к язычеству и нечестивому образу жизни царей и их вельмож, подававших дурной пример подданным.

Св. Аристакес, младший сын св. Григория, родился около 270 г. В молодости он проводил жизнь отшельника. Затем по приглашению царя Тиридата и по настоянию отца он согласился, как и его старший брат Вртанес, посвятить жизнь просвещению армян. Сам св. Григорий рукоположил его сначала в священника, затем в епископа. По преданию, Григорий и Аристакес сопровождали царя в Рим, где он встречался со св. Константином. По возвращении св. Аристакес семь лет правил государством вместо отца (320–327), который удалился в уединение. В 325 г. Аристакес участвовал в Никейском Соборе. В 333 г. он был убит Архелаем, правителем Софены (область на западе Армении), за то, что порицал его блудодеяния.

Тогда место младшего брата занял старший, Вртанес, официально провозглашенный католикосом на следующий год. Он заботился о вверенных ему душах и приложил много усилий к распространению христианства. Св. Вртанес чудом избежал смерти при покушении, подстроенном царицей, которую он упрекал за безнравственное поведение. Язычники, подосланные убить католикоса, благодаря чуду обратились в веру. Св. Вртанес почил в мире в 341 г.

Св. Иуссик, младший сын Вртанеса, родился в 304 г. в Кесарии. Он приехал в Армению вместе с отцом и дядей и посвятил себя подвигам и молитве. Тогда Господь удостоил Иуссика многочисленных пророческих видений относительно будущего Армянской Церкви и его рода. В 341 г. он стал католикосом и не побоялся вступить в конфликт с тестем, царем Тираном, которому он указывал на непорядки, царившие при дворе, и на убийства невинных людей. Однажды в праздничный день св. Иуссик не позволил царю войти в храм. Католикоса тотчас вывели из церкви силой и избили до смерти (347).

После этого царь назначал католикосов по собственному желанию, выбирая более уступчивых в отношении нравственности. Когда персидский царь Шапур захватил Тирана в плен и ослепил его, в Армении воцарился сын Тирана, Аршак. Он вернул к управлению Церковью потомков св. Григория.

В 364 г. по его желанию католикосом был сделан св. Нерсес (353), правнук св. Григория и потомок царя Тирана. Св. Нерсес тоже воспитывался в Кесарии в духе греческой христианской традиции и подвижничества, затем служил при дворе. Когда ему предложили принять епископский сан, он сначала отказался. Но собравшийся народ продолжал требовать его рукоположения – и св. Нерсес согласился.

С этого времени он постоянно прилагал усилия к тому, чтобы внести глубокие изменения в духовную жизнь и нравственность армян. Благодаря ему в 365 г. был созван первый Поместный Собор в Аштишате, резиденции католикоса. По инициативе свт. Нерсеса были изданы законы против суеверий и языческих обрядов и законы, регламентировавшие брак и супружескую жизнь. Св. Нерсес создал систему церковного образования. Также государственные чиновники должны были отныне считаться с авторитетом Церкви. Он рукоположил многих священников, основал церкви и монастыри и впервые в истории организовал целую систему благотворительных заведений: приютов для бедных, сиротских домов, лепрозориев, больниц и школ, в которых преподавали греческий и сирийский языки. Св. Нерсеса неоднократно отправляли с посольством к византийскому императору.

Но все же отношения католикоса с царем разрушились. Аршак отказался отменить несправедливый смертный приговор, вынесенный его собственному племяннику. За это св. Нерсес отлучил царя от Причастия и был им низложен (360)430. Католикос пребывал вне кафедры вплоть до смерти царя, убитого персами.

Сын царя Аршака, Пап (367–374), еще ребенком был возведен на трон императором Валентом (367). Вначале он проявлял большое почтение к св. Нерсесу, своему опекуну. Таким образом, католикос смог вернуться к пастырским обязанностям (369), питая Церковь постоянными связями с греческим миром. Однако Пап, достигнув взрослого возраста, встал на порочный путь своих предшественников. Он обратился к Персии и позволил Шапуру увлечь себя обещаниями. Пап оставался глух к увещеваниям святого патриарха. Тогда св. Нерсес запретил царю входить в храм. Решив отомстить, Пап отравил католикоса во время праздничного пира (373).

Впоследствии царь Пап и его преемники принесли Армянской Церкви много всевозможных несчастий. Они выбирали патриархов по своему усмотрению и, невзирая на противодействие св. Василия Великого, стремились разрушить те церковные установления, которые были связаны с Кесарией. В таком печальном состоянии Армения находилась вплоть до того момента, когда Пап был убит во время пира посланником императора Валента. Тогда Армянское царство было разделено между Византией и Персией (между 387 и 390)431.

Царь Хосров, правивший над той частью Армении, которая находилась в зависимости от Персии, поставил католикосом св. Исаака (Саака) Великого, сына св. Нерсеса и последнего из потомков св. Григория (387). Св. Исаак через некоторое время был несправедливо низложен. Но впоследствии он проявил такие дипломатические способности в отношениях с персами, что снискал уважение персидского царя Яздигерда I (399–420) и добился, чтобы царь прекратил начатые им гонения на христиан в Персии. Св. Исаак прославился прежде всего вкладом в дело духовного возрождения армянского народа. Армянский язык оставался языком разговорным, в Церкви же использовались греческие тексты или сирийские переводы. Желая создать собственную армянскую христианскую культуру, католикос вдохновил ученого монаха, св. Месропа [19 фев.], на создание армянского алфавита. Вместе с учениками Исаак предпринял перевод Священного Писания, богослужебных книг и многих сочинений отцов Церкви. Так он освободил Армянскую Церковь от иноземного влияния и открыл путь для развития богатой и своеобразной христианской культуры. Ее славу составили прежде всего поэтические сочинения возвышенного мистического характера, такие как творения Григора Нарекаци (950–1003)432.

Св. Исаак был снова низложен с помощью заговора, в результате которого лишился трона царь Арташес и Армения окончательно подчинилась языческой Персии. Но и удалившись в уединение, св. Исаак в течение десяти лет продолжал направлять деятельность учеников. Он был непреклонным защитником решений Ефесского Собора (431) и успешно боролся с проникавшей в Армению несторианской ересью433. Св. Исаак отошел ко Господу в 438 г.

Впоследствии Армянская Церковь, стремясь сохранить христианство от персидского поклонения огню, к несчастью, замкнулась в рамках специфических местных традиций и оказалась не способной понять и принять решения Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне (451). Решением Поместного Собора в Вагаршапате (491), которое было затем подтверждено Двинским Собором (527), она приняла монофизитство, правда, в несколько смягченной форме. Вплоть до настоящего времени Армянская Церковь не состоит в литургическом общении с Православной Церковью434.

* * *

426

Согласно Месяцеслову Русской Православной Церкви, память этих святых совершается 3 сентября вместе со сщмч. Анфимом Никоми- дийским.

427

Иначе Аростака.

428

Иначе Орфана.

429

Они не поминаются в православных синаксарях. Мы помещаем здесь статью об этих святых, чтобы напомнить о том, как развивалась Армянская Церковь после св. Григория. В армянском календаре дни памяти этих святых приходятся на подвижный пасхальный цикл. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Историки высказывают сомнения относительно этой предполагаемой поездки в Рим. В одном средневековом предании говорится, что царь, свв. Григорий и Аристакес встречались с папой Сильвестром.

430

Аршак поставил на его место Чунака, который был рукоположен армянскими епископами, а не в Кесарии. Так было положено начало претензиям Армянской Церкви на независимость.

431

После этого династия Аршакидов пресеклась и большая часть Великой Армении была присоединена к Персии (428). Ею управлял марзбан, резиденция которого находилась в Двине. Другая часть Великой Армении, отошедшая к Византии, слилась с Малой Арменией и южными армянскими сатрапиями. Этими землями управлял ко- мит Армении.

432

Григор Нарекаци считается величайшим армянским поэтом. При его жизни и сам он, и его монастырь подвергались критике за сочувствие халкидонитам. И в самом деле, замечательная «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, которая стала самым распространенным сочинением в Армении после Библии, с богословской точки зрения ни в чем не противоречит православному учению (см.: Средневековая армянская поэзия. М., 1981; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений / Перевод В. Микушевича. М., 1985; см. также наиболее точный рус. пер.: Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений / Пер. с древнеарм. и комментарий М. О. Дарбинян-Мели- кян и Л. А. Ханларян. М., 1988 (Памятники письменности Востока, LXXVII)).

433

Именно в ответ на богословские вопросы св. Исаака св. Прокл, патриарх Константинопольский, составил свой замечательный «То- мос к армянам», где он дает пояснения к вопросу о единстве Личности воплотившегося Слова (см.: PG 65,832–856).

434

Во времена Ираклия (VII в.) Армянская Церковь стала стремиться к сближению с Православием. Было сделано немало попыток примириться с Православной Церковью, однако они не имели долговременных последствий.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle