иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Иоакима Славного, патриарха Александрийского262

Свт. Иоаким родился в Афинах в 1448 г. Он покинул родину во время взятия города турками в 1456 г. Став монахом в Синайском монастыре, Иоаким получил достаточное образование, чтобы переписывать рукописи. Через двенадцать лет он отправился в паломничество в Святую Землю и поступил в монастырь Святого Саввы Освященного (1480).

Оттуда святой был призван служить в храм Воскресения и затем отправлен с пастырской миссией в Египет. Христиане очень ценили благочестие и святость его жизни. Вот почему, когда престол св. Марка оказался свободен, народ пожелал сделать его патриархом. Свт. Иоаким был рукоположен в патриарха Александрийского 6 августа 1487 г. в Дамаске патриархом Антиохийским, поскольку в Египетской Церкви не оставалось уже ни одного епископа.

Положение Церкви, притесняемой мамлюками263, было безнадежным. Тогда Иоаким вооружился аскезой и молитвой. Он не брал в рот хлеба, не раздав прежде щедрой милостыни бедным. Именно святостью жизни и чудесами он приобрел влияние на представителей власти. Когда мамлюкский султан Кансух аль-Гаури (1501) захотел превратить каирскую церковь Святого Николая в общественные бани, свт. Иоаким воспротивился этому. Он предложил засвидетельствовать свою правоту Божиим судом. Святитель в присутствии султана выпил яд и остался невредим. Омыв чашу, он подал ее приготовившему яд иудею. Султан приказал и ему выпить тот же напиток – иудей умер на месте. Так была спасена церковь Святого Николая.

Также сохранилось предание о том, как во время эпидемии чумы некий иудейский врач распространил слух, будто бы всему виной православный патриарх. Святителя призвали во дворец султана и привлекли к богословскому спору о вере. Его противники утверждали, что христиане не могут следовать словам Евангелия и сдвигать горы (ср.: Мф 21, 21). В ответ на провокацию патриарх попросил султана дать ему и христианскому народу три дня, чтобы подготовиться постом и молитвой. В назначенный день он предстал перед турками и, к их изумлению, заставил сдвинуться гору, называемую с тех пор Дур-Даг (Встань-гора)264.

Захват Египта Османской империей в 1517 г. сопровождался массовыми убийствами. Свт. Иоаким сумел получить от турецкого султана Селима I фирман, который гарантировал Египетской Церкви такие же привилегии, как и те, что защищали Константинопольскую и Иерусалимскую Патриархии. Он старался также урегулировать каноническое положение Синайского монастыря и поддерживать хорошие отношения с Русской Церковью265. Существует предание, что ему даже удалось тайно крестить османского правителя Египта.

Свт. Иоаким пастырским служением и в особенности беспримерной святостью жизни и чудесами подготовил целую эпоху относительного возрождения Египетской Православной Церкви. Он управлял ею в течение восьмидесяти лет и почил в Господе 17 сентября 1567 г. в возрасте ста девятнадцати лет266.

* * *

262

Александрийский Патриархат в сентябре 2002 г. признал почитание свт. Иоакима, свт. Мелетия (Пигаса) [13 окт.] и свт. Герасима (Пал- лад аса) [15 ян.].

263

Династии невольничьего происхождения, правившие Египтом в XIII – нач. XVI вв.

264

Об этих двух чудесах рассказывается с некоторыми изменениями в «Житии св. Феофила Мироточивого» [8 ил.], который был послан св. патриархом Нифонтом в Египет засвидетельствовать их.

265

При установлении Московского Патриаршества в 1589 г. на Русь был отправлен патриарший жезл свт. Иоакима в знак благословения.

266

Его глава хранится в ризнице Александрийского Патриархата в Каире.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle