иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Петра Атройского

Св. Петр жил на рубеже VIII-IX столетий. Вся его жизнь состояла из проявлений Божественной благодати, начиная с чудесного рождения от родителей, долгое время бывших бездетными, и до самой смерти. С раннего возраста он жил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Однажды перед ним сами собой раскрылись двери церкви, запертые пономарем из зависти к благоговению юноши. В восемнадцатилетнем возрасте он затворился на семь дней и не вкушал пищи и питья, после чего ему явилась Богородица и возвестила о его призвании к монашеской жизни.

Матерь Божия привела Петра в местность у границ Фригии и Вифинии к отшельнику Павлу, который постриг святого в монахи и после трудных испытаний рукоположил в священный сан. Вместе с духовным отцом прп. Петр совершил паломничество в Святую Землю. Они перешли разлившуюся реку Галис по воде как по суху, а затем вернули поток в обычное русло силой молитвы, избавив местных жителей от наводнения, губившего поля.

После этого подвижники завершили паломничество, ибо Павел получил от Святого Духа откровение, в котором ему было велено оставить безмолвную жизнь и основать общежительный монастырь на Атройской равнине, у подножия Вифинского Олимпа, рядом с церковью, посвященной св. пророку Захарии. Он послушно подчинился воле Божией и собрал общину, которой управлял в духе кротости и милосердия, уча братьев носить бремена друг друга (см.: Гал 6, 2).

Прп. Петр в каждом испытании проявлял послушание. Когда старец приказал ему бросить в огонь свои священнические облачения, он сделал это не раздумывая. Поэтому по смерти Павла (806) он против собственной воли принял управление монастырем. С этого времени святой взял за правило не вкушать ни хлеба, ни вина, ни масла и питался только овощами. Прп. Петр носил власяницу и вериги под ней. Все ночи он посвящал молитве и полностью прочитывал Псалтирь. Вооруженный таким образом, он мирно вел ко Господу духовное стадо, пока на престол не взошел Лев V Армянин, возобновивший иконоборческие гонения (815).

Монахи, верные истинному церковному преданию, повсюду подвергались преследованиям и многообразным мучениям. Им приходилось бежать в горы и пустынные места, разделившись на маленькие группы и переходя с места на место, как только их убежище снова оказывалось под угрозой. Такой образ жизни делал бродячих отшельников неуловимыми и позволял исповедникам утвердиться в вере и приготовиться к мученическому концу посредством еще более строгого воздержания, молитвы и безмолвия. Так и прп. Петр отпустил своих монахов по двое и по трое, а сам вместе с одним учеником отправился в паломничество к известным малоазийским святыням. По пути он молитвой исцелял страждущих душевными и телесными недугами.

После пребывания на Кипре игумен вернулся на Олимп и посетил своих монахов, призывая их к терпению и надежде на Господа. Однажды, молясь перед иконой Спасителя, он увидел, что Его лик посветлел и покрылся млечными каплями, являя таким образом Свое таинственное и действительное присутствие в святых иконах.

Прп. Петр жил то в одной пещере, то в другой, соединяя безмолвную жизнь с апостольской проповедью. Он перешел в Иппос в Асии, затем вернулся в родное селение Элею. Там он постриг в монахи родного брата, который стал экономом его монастыря и самым верным товарищем. Мать прп. Петра также приняла иноческий постриг на смертном одре, а вскоре стали монахами и остальные члены семьи. Где бы ни появлялся прп. Петр, повсюду ему сопутствовали многочисленные чудеса: исцеления, изгнания бесов, появления чудотворных источников, пророчества, видения и всевозможные знамения, всегда подтверждавшие правоту православных и отрекавшихся от иконоборческой ереси. С великой радостью и благосклонностью прп. Петр принимал покаяние тех, кто был вынужден уклониться от истинной веры. Он посещал ссыльных и повсюду утверждал истину своими чудесами. Воины экзарха Ламаря схватили прп. Петра, избили и подвергли бичеванию. Святой покорно претерпевал побои, не противясь злу (ср.: Мф 5, 39), но когда мучители приступили к его брату, по молитве святого с небес слетел Ангел и покарал их.

Когда в царствование Михаила II (820) гонения немного утихли, прп. Петр вновь собрал насельников монастыря св. Захарии, а сам удалился в уединенную келью на горе Калон Орос в Лидии. Здесь он основал женский монастырь и изменил уклад жизни своих учеников в основанных им монастырях Валантии (близ Калон Орос) и Святого Порфирия (у озера Аполлония). Так прп. Петр оказался главой небольшой группы монастырей, которыми управлял одновременно, причем скорее божественными дарами и чудесами, нежели человеческими силами. Чудеса были столь многочисленны, что некоторые епископы и игумены из зависти обвиняли прп. Петра в том, будто он совершает эти знамения с помощью бесовских сил (ср.: Мф 12, 24). Тогда святой прибег к помощи прп. Феодора Студита [11 н.], находившегося в то время в ссылке. Тот после разговора с прп. Петром открыто встал на его защиту.

После воцарения императора Феофила (829) преследования возобновились. Прп. Петр опять был вынужден распустить свое духовное стадо по пустынным местам, лесам и горам и вернуться к жизни скитальца, приходя на помощь то к одним, то к другим. Тем не менее он сохранил мир в собственной душе и с неизменной мудростью направлял жизнь учеников. Проникая духовным взором в сердца и зная тайные помыслы других людей, он говорил об этом только тогда, когда это могло принести пользу духовным чадам и привести их к покаянию.

В шестьдесят три года, подвизаясь в уединенной келье близ монастыря Святого Порфирия, прп. Петр исцелил от болезни сам себя, после того как столько раз исцелял других. Он сделал это не для того, чтобы продлить свое пребывание на земле, ибо давно уже душа его обитала на Небесах, но для того, чтобы навестить прп. Иоанникия Великого [4 н.]. Когда преподобные встретились, единство духа и сияние обитавшей в них благодати были таковы, что они являли собой единого человека в Господе. Они провели несколько дней вместе в созерцании.

Затем прп. Петр в последний раз завещал ученикам хранить православную веру, не отступать от духовной брани и с радостью переносить испытания и гонения, чтобы оказаться достойными вечно созерцать красоту Божественного лика. Он удалился в небольшую церковь Святого Николая близ Валантийского монастыря, где в мире отошел ко Господу 1 января 837 г. Этот день святой давно уже отмечал как особый праздник, ибо знал от Господа, что он станет днем его отшествия на Небеса. Гробница прп. Петра продолжала источать чудеса и исцеления, и все приходившие к ней с верой и любовью получали исполнение своих прошений.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle