иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святой благоверной царицы Пульхерии154

Св. Пульхерия была старшей сестрой императора Феодосия II (408–450). В 414 г., через несколько лет после смерти императора Аркадия (408), пятнадцатилетняя Пульхерия стала регентшей при малолетнем брате и мудро управляла делами государства.

Она заботилась о том, чтобы юный Феодосий воспитывался в добродетели и умеренности, как и две их сестры, Аркадия и Мария, которых Пульхерия убедила последовать своему примеру и хранить девство в течение всей жизни. Во дворце они блистали не проявлениями суетного тщеславия, а постами, молитвами и трудами рукоделия для украшения Божиих церквей. Позаботившись о том, чтобы в воспитании Феодосия главенствовали благочестие, праведность и все добродетели, которые должны украшать христианского монарха, Пульхерия выбрала ему в жены мудрейшую Евдокию [13 авг.].

До конца своих дней св. Пульхерия раздавала большую часть своего имущества бедным и тратила несчетные богатства на возведение церквей, больниц, сиротских приютов и монастырей. Она также проявила необычайное усердие, охраняя чистоту православной веры. Воодушевленная благоговением пред Богородицей, образу жизни Которой старалась подражать, императрица во многом способствовала широкому распространению почитания Божией Матери155.

По преданию, именно поклонение Богородице стало причиной столкновения с патриархом Несторием. Обеспокоенный вмешательством августы в дела Церкви, он стал распространять свои еретические взгляды на таинство Воплощения. Однако Пульхерия при поддержке св. Прокла [20 н.] воспользовалась своим влиянием на императора Феодосия II, чтобы созвать в 431 г. в Ефесе Третий Вселенский Собор, осудивший Нестория и провозгласивший Пресвятую Деву Марию поистине Богородицей.

Через некоторое время еще один ересиарх, Евтихий, под влиянием всесильного министра Хрисафия стал распространять новое лжеучение – монофизитство. Пульхерия оставалась во дворце единственной защитницей Православия. Под давлением Хрисафия св. патриарх Флавиан [16 фев.] и слабовольный император согласились сделать Пульхерию диакониссой, чтобы таким образом отстранить ее от управления делами. Св. Флавиан тайно предупредил августу, и она удалилась в свой дворец в Евдомоне. Удаление святой развязало руки еретикам, которые призвали императора присоединиться к Ефесскому Собору 449 г. Собор был назван Разбойничьим, потому что на нем оправдали еретика Евтихия и подвергли св. патриарха Флавиана многим унижениям, отчего он вскоре умер. Поняв свое заблуждение, Феодосий вернул Пульхерию ко двору, умолял простить его и вернул ей власть.

Одним из первых постановлений августы было возвращение мощей св. Флавиана и торжественное перенесение их в церковь Святых Апостолов. Желая сделать Константинополь городом Богородицы, Пульхерия основала Халкопратийскую церковь, где был положен Пояс Пресвятой Девы [31 авг.], и монастырь Одигон, где почиталась икона Богоматери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой. Этот образ императрица Евдокия прислала из Палестины в подарок Пульхерии. По инициативе августы в конце ее жизни была также основана Влахернская церковь Божией Матери – главный Богородичный храм Византии, куда император Лев I позже положил честную Ризу Богородицы [2 ил.]156

По смерти Феодосия в 450 г. Пульхерия вышла замуж за Маркиана, мудрого пожилого человека. Храня обет девства, она жила с ним в целомудрии и любви к добродетели. Первой заботой императорской четы было сохранение мира в Церкви. Благодаря им был созван Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, анафематствовавший Евтихия и монофизитов [13–19 ил.].

Св. Пульхерия блистала мудростью и святыми добродетелями в течение пятидесяти четырех лет. Она мирно отошла ко Господу в 453 г., завещав раздать все свое богатство бедным и церквям. Ее мощи были положены в церкви Святых Апостолов.

* * *

154

В «Синаксаре» св. Никодима она поминается также 17 февраля вместе со св. Маркианом и 7 августа вместе со св. Ириной.

155

Первый праздник в честь Богоматери возник в IV-V вв. И основной его темой было Благовещение, ставшее отдельным праздником в VI в.

156

См. сноску к этой памяти.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle