Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы († 1246)
Память их празднуется 20 сент. в день их мученической кончины, 14 февр. в день перенесения мощей
«В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших, – так начинает повествование о страдании св. благоверного князя черниговского Михаила и болярина его Феодора очевидец, поп Андрей. – Тогда некоторые затворились в городах, а князь Андрей бежал в Угры. Другие же бежали в дальние земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях осталось мало. Их-то через некоторое время посадили татары в города, перечислили их и стали брать с них дань...»
Князь Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены и Великая лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился к нему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за Него кровь свою. Болярин же его, Феодор, обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.
Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали: «Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет, а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую». Духовник сказал: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите». Он дал им причастие на дорогу и благословил их.
В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.
Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде, ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Между ними был и внук его, четырнадцатилетний ростовский князь Борис, старший сын дочери его Марии и князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити (1237) в Шеринском лесу († 1238, память его 4 марта). Князь Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, то есть ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277 г.
Все они со слезами умоляли князя Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда болярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова евангельские: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8, 35) и «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). И св. князь отвечал князьям: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник, – и, бросив меч свой, сказал: – Возьмите славу мира сего, она не нужна мне!»
Тут подошел царедворец хана Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари, христианину, чтущему Единого Христа, поклоняться не подобает.
Князь Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять Михаила, но святые мученики ответили вместе «Не поклонимся и вас не послушаем», – и стали петь стихиры: «Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе...», «Страдавшие Тебе ради, Христе...», «Мученицы Твои, Господи, много мук претерпеша и любовию Твоею души соединиша святии!»
«Тогда приехали убийцы, – продолжает свой рассказ очевидец, – и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: „Я – христианин!""
Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его, и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 г. Святые тела их бросили псам, но псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, – при царе Иоанне IV Васильевиче, где они и почивают под спудом в Архангельском соборе в Кремле.
• Св. Михаил стал князем черниговским в 1223 г, после гибели в битве на Калке его дяди, черниговского князя Мстислава. С 1235 г. св. князь занимал киевский великокняжеский престол.
• Бегство св. князя в Угру (Венгрию) связано с родственными узами его с венгерским королем Белом, выдавшим свою дочь за его сына Ростислава. Св. князь желал объединения христианской Европы против татаро-монголов, в 1245 г. на Лионский Собор во Франции был послан митрополит Петр, призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Потому исповеднический подвиг православного князя и его болярина имеет общехристианское, вселенское значение. Св. Михаил был первомучеником, пострадавшим в Орде.
• 14 февр. 1572 г, по желанию Иоанна IV, мощи свв. мучеников Михаила и Феодора были перенесены в Москву в храм, посвященный их имени, а в ноябре 1774 г. мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.