Т.Р. Руди

Источник

Роль пророчества в истории: от средневековья к возрождению1653

Робрето Рускони

Благоприятный для реформаторов исход борьбы за libertas ecclesiae (свободу церкви), стал предпосылкой того, что в XII в. размышления об истории Римской церкви начали помещаться в эсхатологический контекст, в котором нашли себе место такие важные экзегеты и богословы, как калабрийский аббат Иоахим Флорский († 1202)1654. До этого времени пророческая тематика, по крайней мере, в западном обществе, оставалась на заднем плане, и только во второй половине X в., с появлением сочинения об Антихристе монаха Адсона Дервенского (Adso Dervensis)1655, этот апокалиптический образ появился в латинской литературе1656, включив также разрабатывавшуюся на Востоке тематику последнего властителя мира. В ходе борьбы, столкнувшей Римскую церковь с Германской империей, начиная с эпохи Григория VII, связанная с Антихристом лексика употреблялась, однако, только в полемических целях. Напротив, в течение XIII в. всё более распространяющееся прочтение исторических событий в эсхатологическом и апокалипсическом ключе, откроет широкое поле для использования пророчества внутри, и вне церковных кругов1657.

1. С Востока на Запад

В 1280-е гг. в Римской курии был сделан новый перевод «Oracula Leonis» («Пророчеств Льва Мудрого»), т. е. византийских пророчеств, составленных в XI в., и приписывавшихся императору Льву VI Мудрому (866−912). Изначально это был текст пропагандистского свойства, написанный в целях утверждения эсхатологической роли императора, в деле защиты православия в последней битве против исламских войск, победно наступавших на границы Византии. Характерным и оригинальным было и его исходное формальное устройство. На каждой странице находилось нагруженное символическими смыслами изображение, окружённое надписями, которые изъясняли его значение1658.

Поначалу такие пророчества распространялись без указания имени автора, но впоследствии были приписаны аббату Иоахиму Флорскому и легендарному епископу Ансельму из Марсико1659. В переводе на латынь сохранились отличительные особенности редакции ещё одного текста, названного позднее «Vaticinia de summis pontificibus» («Прорицания о высших понтификах»), т. е. иллюстрированных пророчеств о папах1660. Над изображением в центре листа находился девиз, а внизу следовал пространный объяснительный пассаж, толковавший его значение. При переходе из мира Византии и греческого православия на латинский Запад и в Римскую церковь, обнаружилось, однако, значительное изменение в ориентированности текста. Предсказания стали относиться к превратностям церковной вертикали, и, в частности, были направлены на удовлетворение воли к избранию в папское достоинство того или иного, более или менее, отождествляемого лица1661.

Первую приспосабливающую правку можно отнести к окружению могущественной семьи Колонна, в её борьбе за первенство, против столь же могущественной римской семьи Орсини. И первое предсказание серии, действительно, представляет собой прямую полемику против кумовства «племени медвежьего» (gens dell’ursa). Общая же переработка всей серии из пятнадцати «прорицаний» («vaticinia»), вероятно, имела место во время длительного конклава, проходившего в Перудже с 1304 по 1305 г., и завершившегося избранием французского священнослужителя Бернара де Гота (Климент V; 1305−1314). По случаю этого конклава в умбрский город стеклись со всех концов западно-христианского мира разные люди, среди которых был один необычайный любитель пророчеств, эсхатологии и эзотерики, каталонский врач Арнальд из Вилановы (Arnau de Vilanova)1662. Встреча людей облегчала хождение пророческих текстов в международных церковных верхах, даже когда совершенно не выделялась фигура автора того или иного текста.

В первой серии «Прорицаний» («Vaticinia») правка пророчеств была осуществлена по характерному методу составления пророческих текстов. Начиная с первой картинки серии, легко отождествляемой с папой Николаем III Орсини (1277−1280), вплоть до одиннадцатой, «пророчества», были явно подправлены предсказаниями ex post (постфактум), в целях придания им значимости, которая заставила бы с бо́льшим доверием отнестись к подлинным предсказаниям, представленным четырьмя последними «прорицаниями» («vaticinia»). В них предрекалось пришествие «понтифика ангелического» («angelicus pontifex»), т. е. первосвященника свыше указанного, которому якобы предстояло преобразовать Церковь1663. Что касается противоречивой фигуры отшельника Петра из Мурроне, ставшего папой под именем Целестина V (1294), то кажется совершенно невероятным, чтобы подобный род пророчеств использовался по случаю его избрания, хотя впоследствии пятое прорицание будет отождествляться с его образом1664.

2. Экклесиологической централизм

С переносом папского престола с берегов Тибра на берега Роны, т. е. из Рима в Авиньон, на Западе коренным образом преобразуется обычная картина эсхатологических ожиданий, и особенно меняется центр переработки пророческих текстов, касавшихся превратностей церковной жизни.

Следовательно, происхождение новых пророческих текстов, бытовавших в кругах, критически настроенных против папской политики того времени, следует отнести к Южной Франции. К кругам, связанным с каталонским врачом Арнальдом из Вилановы († 1315), и с радикально настроенным крылом монахов-францисканцев, восходили такие эзотерические тексты, как «Liber Horoscopus» («Книга Гороскоп») и «Liber de Flore» («Книга Цветка»)1665, составленные в первом или втором десятилетии XTV в., но особенно новая серия «Vaticinia de summis pontiricibus» («Прорицаний о высших понтификах»), составленная в Южной Франции, а именно во францисканских кругах, противившихся авиньонской папской власти и оборонявших оказавшийся под угрозой дух бедности своего ордена. Следовавшие характерным чертам редакции первой серии предсказания новых пятнадцати «прорицаний», заканчивались образом папы-антихриста, что свидетельствовало об отрицательных ожиданиях определённых кругов, в связи с переходом папского престола к новому наследнику1666.

В любом случае, в достаточно узких церковных кругах продолжала возникать и иметь хождение литература пропагандистская, и обладавшая ярко выраженной прикладной направленностью. Не случайно именно в Авиньоне развернулась странная история брата-францисканца Иоанна из Рупесциссы (de Rupescissa), или Жана из Роктайада (Jean de Roquetaillade). Находясь в заключении, он продолжал составлять пророческие тексты, касавшиеся будущего мира и Церкви, и пользовался необычайным вниманием со стороны авиньонских прелатов1667.

В различных церковных кругах начала всё отчётливее оформляться идея эсхатологической связи между институтом папской власти и городом Римом. Идея возвращения первосвященника на берега Тибра и роли города, различными способами уподобляемого новому Иерусалиму, укрепилась в течение центральных десятилетий XIV в., чему способствовали также труды личностей различного характера и вдохновения: от принцессы Бригитты Шведской († 1373 в Риме), которая в собственных «Revelationes» («Откровениях») вновь связывала эсхатологическую роль Рима и Иерусалима, до римского трибуна Кола ди Риенцо († 1354), и его несчастной, но исполненной пророческого пыла политической карьеры, от таинственной жительницы Сиены Катерины Бенинказа († 1380), которой агиографическая доминиканская пропаганда пожелала приписать возвращение в Рим престола папской власти, до стихов Франческо Петрарки († 1374), чьи строки сочетали уподобление пребывания папской курии в Авиньоне вавилонскому пленению евреев с последующим призывом перенести папский престол обратно в Рим1668.

Эсхатологическая критика папской власти, и относившиеся к нему пророческие ожидания, прокатились по церковным кругам всей Западной Европы, достигнув её крайних пределов в Богемии в эпоху Карла Люксембургского (1346−1378) и его ближайших наследников, например в писаниях Яна Милича Кромержичского (Jan Milíč из Kroměříž), вплоть до медленно тлевшего гуситского мятежа и его милленаристского апокалипсиса в движении таборитов, подавленном силой оружия в конце второго десятилетия XV в1669.

В таком контексте церковной политики, и по-новому обрисовавшегося политического равновесия держав в Западной Европе, разразившийся в 1378 г. новый церковный раскол, которому предстояло продлиться почти четыре десятилетия, до избрания Мартина V Колонны на Констанцском соборе в 1417 г., вызвал целую волну пророчеств. В поисках критериев истолкования в эсхатологическом ключе событий настоящего, и особенно их грядущего исхода в свете прошлого, новые составители предсказаний пошли по пути широкого обращения к разработанной ранее пророческой литературе. В этих обстоятельствах среди итальянцев была осуществлена значительная переработка некоторых, имевших хождение, пророческих текстов1670.

Около 1366 г. появился автор, скрывавшийся под псевдонимом Телесфора Козенцского. Его имя переводилось с греческого, как «к концу ведущий», а происхождение намекало на родину Иоахима Флорского, самого влиятельного автора пророчеств. Он принялся за трактат, в котором по примеру Иоанна из Рупесциссы истолковывалась история Церкви, в свете череды основных её расколов. Действительно, обнаружившийся разрыв церковного единства заставил его в 1386 г. снова взяться за собственный текст, в свете последних событий, и истолковать их в пророческом ключе, особенно подчеркнув эсхатологическую роль французской монархии. Этому могло способствовать его местожительство, вероятно, Лигурия, вооружившаяся в пользу заальпийской династии.

В ходе множества мучительных и трудных событий, в центре которых стояло восстановление церковного единства на Западе, политический кризис имел и свою интеллектуальную сторону. Он фактически открыл путь самостоятельного развития политическим прорицаниям, по крайней мере, частично свободным от религиозных перипетий и их истолкования.

Возвращение старинной традиции было, со своей стороны, представлено третьей серией «Прорицаний о высших понтификах» («Vaticinia de summis pontificibus»), выполненной в технике коллажа двух более древних серий, и с изменением их хронологической последовательности на противоположную. Последнее и ужасное предсказание второй серии, оказалось в середине ряда, который, помимо прочего, совпадал с понтификатом итальянца Урбана VI (1378−1389), с чьим избранием по смерти француза Григория XI (1370−1378) началось разногласие, приведшее к расколу, начавшемуся избранием женевца Климента VII (1378−1394). Фигуры, связанные с ожиданием «понтифика ангелического» («angelicus pontifex»), снова оказались в конце. Налицо была попытка пропаганды внутри церковных кругов, или, во всяком случае, властных элит в пользу понтификов, избранных на соборе, созванном в Пизе в 1409 г., дабы положить конец расколу (результатом его стало, однако, сосуществование трёх пап, признаваемых отдельными подчинявшимися им группами). Не случайно в этой «длинной» серии «Прорицаний о высших понтификах» и Александр V (1409−1410), и Иоанн XXIII (1410−1415) рассматривались как законные папы1671.

3. Пророчество и политика

Если в исторических перипетиях, касавшихся церковных институтов, пророческие тексты воспроизводили отсылки, пускай неустойчивые, к более обобщённой эсхатологической картине, куда включались прошлое, настоящее и будущее Церкви, то и касавшиеся других властей предсказания, в свою очередь, включались в интерпретационную картину глубоко эсхатологического характера.

В своё время соотношение властей на Западе, отличавшееся от ситуации с преобладающей ролью византийского императора в православном мире, сделало возможным использование в интересах папы пророчества, созданного в поддержку императора, и тем самым заложило основы для разработки исключительно «политического» прорицания, сосредоточенного на роли самодержца. Иными словами, либо германского императора, либо королей различных национальных династий1672.

В начале этой линии прорицаний вновь находилась мифология восточного происхождения, т. е. пророчество о «последнем императоре», которому будет доверена эсхатологическая миссия – объединить род человеческий, преобразовать Церковь и отвоевать Святые Земли Палестины. Странным образом, впрочем, этот род предсказаний довольно редко появляется в связи с фигурой императора, вероятно, вследствие ослабления его роли в континентальной политике, кроме случая Карла V Габсбурга, в котором около 1530 г., даты его коронации в Болонье, слились образы самодержавного императора и национального монарха. Этот род предсказаний большей частью развивался в различных национальных монархиях.

Явное начало этому процессу положило уже пророчество «Карл, сын Карлов» («Carolus filius Caroli»), составленное в 1380-е гг. в пользу Карла VI Французского (1380−1422), и особенно распространение прорицаний на Иберийском полуострове с конца XIV в., и в ходе заключительной стадии Реконкисты, и их широкое хождение во время объединения корон Кастилии и Арагона и на пороге «открытия» индийских островов, т. е. американского континента трудами Христофора Колумба1673.

Естественно, на Апеннинском полуострове эта линия развития пророчеств должна была иметь довольно ограниченное распространение, поскольку ожидания были в основном связаны именно с институтом папства, а настоящая национальная монархия отсутствовала. По этой причине то и дело возникали рефлексы прорицания в пользу императора или монарха в различных областях страны, чувствовавших склонность то к одной, то к другой политической гегемонии. Так происходило, например, в Южном королевстве, по мере смены различных заальпийских династий – сначала швабских немцев (с 1268 г.), потом анжуйских французов (с 1302 г.), и, наконец, арагонцев и испанцев, которые в начале Нового времени распространили своё владычество и на другие части полуострова, и на острова.

Потому иной оказалась феноменология пророческих текстов, и связанных с ними ожиданий в сложной системе итальянских государств, в их развитии от городов-государств позднего Средневековья к формированию государств-областей. Если в первых редкие пророческие тексты, начиная с XII и XIII вв., не могли выйти за пределы схемы противопоставления ожиданий, связанных с фигурой римского понтифика, и ожиданий, соотносимых с ролью императора, то с развитием вторых внутри них вызревала совершенно иная динамика, способствовавшая выходу на свет конкретной фигуры пророка и его роли.

4. Фигура пророка и власть печати

Начиная с эпохи христианской старины и раннего Средневековья, как на Востоке, так и на Западе пророческие тексты запускались в оборот, с широким применением уловки приписывания их авторства персонажам древним, более или менее, знаменитым, или вовсе вымышленным1674. В связи с их позднейшей судьбой на латинском Западе можно вспомнить, например, прорицания, приписываемые епископу Мефодию Патарскому, или те же «Oracula Leonis» (и многие другие тексты)1675. На Западе также не было недостатка в воображаемых атрибуциях – от одной или другой Сивиллы из античного предания1676, до «чародея» Мерлина из кельтских дохристианских сказаний1677.

Иногда подобная традиция текстов прибегала к авторитету таких знаменитых лиц, как калабрийский монах и экзегет Иоахим Флорский (1202), который на самом деле выработал своеобразное троичное и эсхатологическое богословие, не углубляясь в мелочную практику предсказания, которое у него не шло дальше общих рассуждений об исторической и церковной роли реформированного монашества1678. Редкие указания относительно исторических задач папы и императора, извлекаемые из написанного им, позволили, однако, некоторым его единомышленникам углубиться в область предсказаний, по большей части антиимператорских, но при этом не обязательно благоволящих папе. Они возникали, в частности, в первой половине XIII в. среди наиболее обеспокоенных членов ордена братьев-францисканцев, единодушно противившихся императору Фридриху II, в котором видели предсказанного Иоахимом Флорским апокалиптического Антихриста. В эти же годы, и в тех же кругах в Италии составлялись псевдо-иоахимовские толкования на книги Иеремии и Исайи («Super Hieremiam» и «Super Esaiam»)1679.

Наряду с множившимися ложными атрибуциями флорскому аббату, начали также появляться и атрибуции текстов таким, в определённом смысле, современным авторам, как брату-проповеднику Роберу Юзесскому (Robert d’Uzès; † 296)1680 в Южной Франции или же мистической духовидице Марии Робин (Robine; † 1399)1681 во времена великого раскола Западной церкви. В то же время получили хождение также пророческие стихи, приписанные терциарию Томмазуччо из Фолиньо.

В период, начавшийся в общем и в целом в последней четверти XV в., и завершившийся в третьем десятилетии XVI в., фигура пророка, напротив, сделалась особенно конкретной, начиная с некоторых странствующих проповедников покаяния, чей образ напоминал Иоанна Крестителя и, следовательно предвозвещал второе пришествие Христа в конце времён1682. О его близости, несомненно, заставляли думать особенно военно-политические события, охватившие Апеннинский полуостров в последнее десятилетие XV в. и породившие атмосферу нестабильности, которая продержалась, по крайней мере, до утверждения испанского владычества. В эти годы во Флоренции достиг особенной славы пророка противостоявший французским войскам Карла VIII и папской политике Александра VI брат-доминиканец Джироламо Савонарола, вознамерившийся с амвона преобразовать в апокалиптический «новый Иерусалим» уже Флоренцию, а не Рим, за что он поплатился жизнью в 1498 г1683.

Если трагическая судьба монаха была, несомненно, характерным примером невозможности для «пророка» играть самостоятельно активную роль в политической жизни региональных итальянских государств, то при княжеских дворах в те же годы, на рубеже XV–XVI вв., определённую значимость получил целый ряд «пророчиц» и «пророков»1684. Они пользовались заметным уважением со стороны современников: от «сестёр святых вживе», таких как Коломба из Риети в Перудже при Бальони и Лючия из Нарни при дворе князей Эсте, до таких отшельников как Бернардино из Паренцо во времена военных поражений Венецианской республики1685. Известность подобных лиц была такова, что французский король Людовик XII (1498−1515) без колебаний увёз в собой во Францию отшельника Франческо из Паолы (1416−1507) именно в силу приписываемой ему известности как пророка1686.

С появлением наборной печати в последние десятилетия XV в. и в первые десятилетия XVI в., в основных итальянских центрах книгопечатания, начиная с Флоренции до появления Савонаролы, а затем в Венеции в годы кризиса гегемонии этого лагунного города, постоянно имели хождение старые и новые пророческие тексты на латыни и на народном языке. Среди них были «Откровения» («Revelationes») Мефодия Патарского. В этой обстановке во втором и в третьем десятилетиях XVI в. несколько братьев-августинцев, снёсшись с генералом ордена Эгидием Витербоским, издали первое современное издание сочинений Иоахима Флорского, аутентичных и приписываемых ему именно в силу его славы как пророка1687.

5. Между прошлым и будущим

Крупным событиям политической истории тоже, в свою очередь, будет суждено оказать значительное влияние на положение пророка и прорицания в европейском обществе на рубеже последних лет Средневековья, и первых – Нового времени. С одной стороны, падение Константинополя в 1453 г. под ударами Магомета II, конец Византийской империи, и последующее перенесение центра тяжести православного мира в московский Третий Рим1688 изменят природу отношений между Западом и Востоком также и в плане отношения к роли пророчества, и хождения пророческих текстов. С другой стороны, разрыв церковного единства как следствие рождения Церквей, возникших после протеста немецкого монаха Мартина Лютера в 1517 г., подорвёт основу всеобщности пророчеств, связанных с ролью Римской церкви и римского понтифика, отныне уподобляемого Антихристу1689.

В дальнейшем пророки продолжат своё существование и перемещения, хотя их функциям и их роли, несомненно, суждено будет основательно перемениться. Можно было бы привести множество примеров, но мы, пожалуй, ограничимся показательным случаем папских пророчеств в картинках, которые явно утратили свою конкретную функцию в политической и церковной динамике, будучи связаны с механизмом указания на следующего папу, который должен быть избран. Ещё в начале XVI в. такие личности, как испанский кардинал Бернардино Лопес де Карвахаль (Carvajal; † 1523) или итальянский минорит Пьетро Галатино1690, могли толковать предсказания средневековых пророчеств как предвестие собственного восхождения на папский престол. Начиная с первого печатного издания, а особенно с многочисленных публикаций, осуществлённых в последние десятилетия XVI в. и в начале XVII в., пророчества превратились в известия глубоко эзотерического характера, издание которых, конечно, могло связываться с текущими церковными событиями, особенно с избранием нового папы, но уже не могло оказывать на эти события никакого значительного влияния1691. Сходным образом традиция «Предсказаний Льва Мудрого» («Oracula Leonis») странно отразится в необыкновенных рукописях венецианско-критского патриция Франческо Бароцци (1537−1604)1692.

Что до пророчеств об императорах и королях, то, по крайней мере, на Западе, они окажутся в центре процесса переноса в область политической мифологии, и пойдут иными путями. Одним из результатов станет их связь с событиями различных мятежей, которые, особенно в первые десятилетия XVI в., как Хермании (Germanìas) на Иберийском полуострове1693 или крестьянский мятеж в Южной Германии1694, подвергнут серьёзному пересмотру властные структуры, прибегнув к теологическому и пророческому арсеналу, который будет снова привлечён и искажён при их жестоком подавлении

* * *

1653

Текст представляет собой простую обработку доклада на конференции. Сведения, снабжённые более обширной библиографией, нежели самая необходимая, содержащаяся в сносках к наст. статье, см.: Rusconi R. Eschatological Movements and Millenarianism in the West (13 th−Early 16 th Centuries) // L’attente des temps nouveaux: Eschatologie, millénarisme et visions du futur du Moyen Age au XXe siècle. Turnhout, 2002. P. 29‒44. В том же томе следует указать также историографический обзор Р. Микетти (R. Michetti): Gli storici е il profetismo medievale: alcuni percorsi degli studi tra ХIХ e XX secolo // Ibid. P. 111−133.

1654

См. важную монографию: Potestà G.L. Il tempo dell’Apocalisse: Vita di Gioacchino da Fiore. Roma; Bari, 2004.

1655

Adso Dervensis. De ortu et tempore Antichristi, necnon et tractatus qui ab eo dependunt. Turnhout, 1976.

1656

См. обширный обзор: McGinn В. L’anticristo. Milano, 1966 (то же на англ. яз.: San Francisco, 1994).

1657

Описание более широкого исторического контекста см.: Rusconi R. Profezia e profeti alla fine del Medioevo. Roma, 1999.

1658

Ср.: Alexander Р.J. The Byzantine apocalyptic tradition. Berkeley, 1985. См. также ниже сн. 40. (В данном тексте № 1692. Корр.).

1659

См. ниже сн. 39. (В данном тексте № 1691. Корр.).

1660

Первая серия была критически издана: The late medieval Pope prophecies: The «Genus nequam» group / Ed. M.H. Fleming. Tempe: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 1999. Факсимильное издание с текстами Р.Э. Лернера (R. Ε. Lerner), M. Дж. Чарди Дюпре Даль Поджетто (M.G. Ciardi Dupré Dal Poggetto), Р. Мойнич (R. Moynih): «Vaticinia pontiflcum»: Cod. Vat. Ross. 374. Milano, 1985−1987.

1661

Не вполне убедительна книга: Millet H. Il libro delle immagini dei papi: Storia di un testo profetico medievale. Roma, 2002 (то же на фр. яз.: Turnhout, 2004). См. также: Vasoli С. L’immagine sognata: il «papa angelico» // Roma, la città del papa: Vita civile e religiosa dal giubileo di Bonifacio VIII al giubileo di papa Wojtyla. Torino, 2000. P. 75−109.

1662

Из обширной библиографии об этой личности укажем: Gerwing M. Vom Ende der Zeit: Der Traktat des Arnald von Villanova über die Ankunft des Antichrist in der akademischen Auseinandersetzung zu Beginn des 14. Jahrhunderts. Münster, 1996.

1663

См. в общих чертах: McGinn В.

1) «Pastor Angelicus»: Apocalyptic myth and political hope in the fourteenth century // Santi e santità nel secolo XIV: Atti del XV Convegno internazionale di studi francescani. Perugia, 1989. P. 221−251;

2) Apocalyticism in the Western Tradition. Aldershot (UK), 1994.

1664

Контекст этой проблемы см.: Celestino V. Papa Angelico. A cura di W. Capezzali. L’Aquila, 1988.

1665

В ожидании дальнейших исследований см., например: Каир М. Der «Liber Horoscopus»: Ein bildloser Übergang von der Diagrammatik zur Emblematik in der Tradition Joachims von Fiore. Die Bildwelt der Diagramme Joachims von Fiore: Zur Medialität religiös-politischer Programme im Mittelalter. Ostfildern, 2003. P. 147−184.

1666

Об этой серии см.: Lemer R.Ε., Schwartz О. Propaganda miniata: le origini delle profezie papali «Ascende calve». Milano, 1994 (то же на англ. яз.: Journal of Medieval History. 1994. № 20. P. 157−191.

1667

См. недавнее изд.: Roquetaillade Jean de. Liber ostensor quod adesse festinant tempore. Roma, 2005; и более раннее: Rupescissa Johannes de. Liber secretorum eventuum: Édition critique, traduction et introduction historique / A cura di R.E. Lerner e С Morerod-Fattebert. Fribourg (Suisse), 1994

1668

Основные ссылки об этом см.: Rusconi R.

1) L’escatologia negli Ultimi secoli del Medioevo. Eschatologie und Hussitismus. Praha, 1996. P. 7−24;

2) Profezia e profeti. P. 73−88.

1669

Помимо «Eschatologie und Hussitismus» см. пространное исследование: Smahel F. Die hussitische Revolution. Hannover, 2002.

1670

Обо всём этом см. также: Rusconi R. L’attesa della fine: Crisi della società, profezia ed Apocalisse in Italia al tempo del grande scisma d’Occidente (1378−1417). Roma, 1979.

1671

Полная серия в экземпляре из Северной Италии, восходящем к 1410−1415 гг., хранится: Kremsmünster, Stiftbibliothek, cod. СС Clm. 6, и теперь доступна в сети: http://schulen.eduhi.at/stift_ kremsmuenster/vat/index.htm.

1672

Речь идёт о темах, лучше исследованных в отношении Нового времени. Ср.: La prophétie comme arme de guerre des pouvoirs (XVe–XVIIIe siècles). Paris, 2000.

1673

См.: Milhou A. Colon y su mentalidad mesiânica en el ambiente franciscanista espanol. Valladolid, 1983; Profecia i poder al Renaixement: Texts profetics catalans favorables a Ferran el Catòlic. València, 1997. О последнем аспекте ср.: Rusconi A. Il

1) «Libro de las profecias» di Cristoforo Colombo: retroterra culturale e consapevolezza di uno scopritore // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1993. № 29. P. 269−303;

2) Profezia e profeti. P. 237−264.

1674

О древних христианских пророчествах см.: Norelli Ε.

1) Profezia e politica della ricezione arnica dell’Apocalisse: Ippolito e Vittorino di Petovio // Annali dell’Istituto storico italo-germanico. 1999. № 25. P. 315−346;

2) Aspetti dell’autocomprensione profetica nella prima meta del Il secolo sullo sfondo del conflitto tra vera e falsa profezia // Dimensioni e problemi della ricerca storica. 2003. № 1. P. 63−85; Carisma profetico: Fattore di innovazione religiosa / A cura di G. Filoramo. Brescia, 2003.

1675

О грекоязычном и славянском мире см. также: Pertusi A. Fine di Bisanzio e fine del mondo: Significato e ruolo storico delle profezie sulla caduta di Costantinopoli in Oriente e in Occidente. Roma, 1988.

1676

Дар прорицаний, приписываемых Сивиллам, имеет свои характерные особенности по сравнению с пророческой и эсхатологической традицией. См.: McGinn В. Oracular Tranformations: The «Sibylla Tiburtina» in the Middle Ages // Sibille e linguaggi oracolari: mito, storia, tradizione. Pisa, 1999. P. 603−644.

1677

Ср.: Daniel С. Les prophéties de Merlin et la culture politique (XIIe–XVIe siècles). Tumhout, 2007.

1678

См. выше, сн. 2. (В данном тексте № 1654. Корр.).

1679

В ожидании специального критического исследования см., например: Maynihan R. The Development of the «Pseudo-Joachim» Commentary «Super Hieremiam»: New Manuscript Evidence // Parole inspirée et pouvoirs charismatiques. Roma, 1986. P. 109−142. (Mélanges de l’École française de Rome: Moyen Age – Temps modernes; Vol. 98); De Fraja V. Usi politici della profezia gioachimita // Annali dell’Istituto storico italo-germanico. 1999. № 25. P. 375−400; Каuр M. Friedrich II. und die Joachiten: Zur frühen joachitischen Antichristtheologie // Ibid. P. 401−432.

1680

См.: Bignami-Odier J. Les visions de Robert d’Uzès († 1296) // Archivum fratrum Praedicatorum. 1955. Vol. 25. P. 258−310; Michetti R. «Ecclesia arida»: Riflessioni attorno aile visioni di Robert d’Uzès sul papato, tra Roma e Parigi, nel primo periodo del pontiflcato di Bonifacio VIII // Bonifacio VIII: Ideologia e azione politica: (Atti del Convegno organizzato nell’ambito delle celebrazioni per il VII centenario della morte, Città del Vaticano Roma, 26−28 aprile 2004). Roma, 2006. P. 399−421.

1681

См.: Tobin M. Le «Livre des Révélations» de Marie Robine († 1399). Parole inspirée et pouvoirs charismatiques. P. 229−264.

1682

Ср. также: Volpato A. La predicazione penitenziale-apocalittica nell’attività di due predicatori del 1473 // Bullettino dell’Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. 1970. Vol. 82. P. 113−128; Nobile В. Romiti e vita religiosa nella cronachistica italiana fra ‘400 e ‘500 // Cristianesimo nella storia. 1984. № 5. P. 303−340.

1683

Фундаментальным остаётся исследование: Weinstein D. Savonarola e Firenze: Profezia e patriottismo nel Rinascimento. Bologna, 1976 (оригинал, изд.: Princeton (NJ), 1970).

1684

Ср.: Zarri G.

1) Le santé vive: Profezie di corte e devozione fenunirule tra ‘400 e ‘500. Torino, 1990;

2) Les prophètes de cour dans l’Italie de la Renaissance // Les textes prophétique et la la prophétie en Occident (XIIe–XVIe siècle). Roma, 1990. P. 649−675. (Mélanges de l’École française de Rome. Moyen Age; Vol. 102).

1685

Ср.: Billanovich M.P. Una mimera di epigrafî e di antichità. Il Chiostro Maggiore di S. Giustina a Padova // Italia medioevale e umanistica. 1969. № 12. P. 197−293.

1686

Об этой личности и её окружении см. недавний, пополненный новыми данными, сборник материалов конференции: S. Francesco di Paola e l’Ordine dei Minimi nel regno di Napoli (secoli XV–XVII): Atti del primo Convegno per la celebrazione del quinto centenario della morte di s. Francesco di Paola (1507−2007), Napoli, 27−28 aprile 2007. Napoli, 2008.

1687

См.: McGinn B. Circoli gioachimiti veneziani (1450−1530) // Cristianesimo nella storia. 1986. № 7. P. 19−39; Rusconi R.

1) «Ex quodam antiquissimo libello»: La tradizione manoscritta delle profezie nell’Italia tardomedioevale: dalle collezioni profetiche alle prime edizioni a stampa // The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages. Leuven, 1988. P. 441−472;

2) Profeziaeprofeti. P. 161−186.

1688

Ср.: Mil’don V.I. Le millénarisme russe et le millénarisme occidental: deux types d’eschatologie // L’attente des temps nouveaux. P. 97−109.

1689

См.: McGinn В. L’anticristo. Cap. 8.

1690

Ср.: Rusconi R.

1) Circolazione di testi profetici agli inizi del Cinquecento: La figura di Pietro Galatino // Il profetismo gioachimita tra Quattrocento e Cinquecento. Genova, 1991. P. 379−400;

2) An Angelic Pope Before the Sack of Rome // Prophetic Rome in the High Renaissance Period. Oxford, 1992. P. 157−187;

3) Profezia e profeti. P. 211−227, 265−294.

1691

Ср.: Rusconi R. Santo padre: La santità del papa da san Pietro a Giovanni Paolo II. Roma, 2010. Cap. 5. (Sacro/santo; Vol. 14).

1692

См.: Rigo A. «Oracula Leonis»: Tre manoscritti greco-veneziani degli oracoli attribuiti all’imperatore bizantino Leone il Saggio, Bodl. Baroc. 170, Marc. gr. VII.22, Marc. gr. V1I.3. Padova, 1988.

1693

См.: García Cártel R. Las Germanias de Valencia. Barcelona, l975; Durán E. Les germames als països catalans. Barcelona, 1982.

1694

Среди многочисленных публикаций об этом см., например: Lohse В. Thomas Müntzer in neuer Sicht: Müntzer im Licht der neueren Forschung und die Frage nach dem Ansatz seiner Theologie. Göttingen, 1991.


Источник: Русская агиография : Исследования. Материалы. Публикации / Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук ; [отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко]. - Санкт-Петербург : Изд. «Пушкинский дом», 2011-. / Т. 2. - 2011. - 640 с., 8 с. цв. вкл.

Комментарии для сайта Cackle