Преподобная Ефросиния, княжна Полоцкая

Святая, великая Русь! Сколько храмов высится в ее городах и селах! Сколько славных обителей – этих стражей Православия – украшают ее! Сколько великих подвижников и подвижниц почивают нетленными останками своими под сводами этих храмов и этих обителей!

И лишь только свет веры Христовой осиял Русскую землю, как на духовном небе ее засияли яркие небесные звездочки. Загляните в наши лавры и обители – в них всюду чувствуется присутствие великих духовных богатырей, которые боролись с своими страстями и своею подвижнической жизнью оставили и нам пример того, как нужно беречь святыню веры.

В сонме этих подвижников светло сияет и духовный образ княжны Полоцкой, преподобной Евфросинии.

Эта невеста Христова родилась в самом начале XII столетия в городе Полоцке. Полоцк–это один из первых городов, куда еще при святом Владимире проник свет веры Христовой. Здесь очень рано появляются православные храмы. Здесь были и православные епископы и князья. В Полоцке княжили потомки Владимира святого. И отец преподобной Евфросинии князь полоцкий Георгий был родственником князя Владимира – этого красного солнышка земли Русской. Строил храмы на земле Русской святой Владимир. Строили их и сородичи Владимира – князья полоцкие. Так, известно, что один из старших братьев Георгия – отца преподобной Евфросинии – Борис построил в Полоцке Софийский кафедральный собор, а жена другого брата Георгия, Романа, овдовев, ушли в полоцкий монастырь. Таким образом, благочестие было отличительною родовой чертой князей полоцких. Преподобная Евфросиния имела, следовательно, пред собою добрые примеры своих дядей и тетки – жены Романа, оставившей ради Господа княжеский дом и поселившейся в обители.

Преподобная Евфросиния была названа Предславой. Богобоязненные и благочестивые родители Предславы воспитывали детей своих в страхе Божием, учили их грамоте, чтобы они сами могли читать Св. Писание, богослужебные и душеспасительные книги. И княжна Предслава, подрастая, стала также учиться книжной мудрости. И она с самых ранних лет поражала своих родителей и учителей блестящими способностями, усердием к учению и списыванию священных книг. Последнее было дело нелегкое. Сколько нужно было усидчивости, чтобы списать хотя одну священную или богослужебную книгу! Но Предслава не тяготилась этим трудом. Она списывала священные и богослужебные книги. А это было очень важно для того времени, когда у нас на Руси еще не было печатных книг.

Посвящая время изучению грамоты, юная княжна неуклонно посещала храм Божий. Здесь она училась высшей мудрости – любви к Богу и ближним.

Шумная жизнь княжеского двора, его пиры, бранные потехи мало влекли к себе чистую душу Предславы; она не находила никакого удовольствия в этой суетной жизни, которая окружала ее при княжеском дворе. А эта жизнь так улыбалась ей. Предслава была прекрасна лицом. Красота ее поражала как родных, так и всех видевших ее.

И вот слухи о том, что в семье князей Полоцких растет прекрасная, добрая девица, стали распространяться по земле Полоцкой и за ее пределами. И не удивительно, что едва Предслава достигла отроческого возраста–12 лет, как к родителям ее стали являться знатные люди и князья, прося руки ее для своих сыновей или для себя. Ранние браки были не редки в древней Руси. И родители Предславы стали выбирать ей жениха. Выбор их пал на одного достойного юношу. Отец и мать Предславы предложили ей сочетаться с ним браком.

Но не о земном женихе думала набожная княжна. Она искала подвигов, думала о монастырском уединении.

С другой стороны, ее духовному взору предносился целый сонм христианских подвижников и мучеников, кровью своей запечатлевших свою веру. И эти подвижники мученики склонили волю княжны Предславы к подвигу1.

«Слава исчезает как прах и пепел. Поколения за поколениями бесследно уходят с лица земли», размышляла княжна.

И вот юная подвижница, пожелавшая в обители научиться послушанию, обратилась к своей тетке-игуменье за советом. Она пришла к ней тайно от своих родителей и стала просить ее о принятии в монастырь, где Предслава хотела научиться смирению и послушанию.

С удивлением увидела престарелая игуменья свою племянницу. Ея красота и молодость звали княжну к жизни, к семье. И вдруг она пришла в обитель, чтобы остаться в ней!

Игуменья-тетка со слезами стала уговаривать свою юную племянницу, чтобы она снова возвратилась в родной дом. Она указывала ей на отца, которого могло опечалить вступление ее в обитель.

– Госпожа и мать! – кротко отвечала Предслава. – Все радости и счастье минуют, как сон и как цветок, увянут. Но есть вечная жизнь. Не лишай же меня райской жизни! Если ты боишься моего отца, то не его ты должна бояться, а Бога. Не лиши меня ангельского чина.

Твердая решимость юной княжны смутила игуменью. Она уже не возражала более Предславе и дала согласие принять ее в обитель. Ее одели в черное одеяние, и священник постриг ее в иноческий чин с именем Евфросиния.

Игуменья благословила новую инокиню и отпустила ее в свою келью. Между тем отец и мать отроковицы, узнав, где находится их любимая дочь, поспешили в монастырь, и, узнав о постриге княжны, горько плакали.

Жизнь юной инокини здесь протекала, как и прочих инокинь, в посте, молитве, благочестивых размышлениях, чтении св. книг, безусловном послушании Игуменье и сестрам и в отречении от всех мирских радостей.

Ближе стала к Богу в обители новоначальная подвижница. Но она захотела как бы еще ближе быть к Нему.

И вот она выпросила себе у епископа Полоцкого Илии позволение жить при соборном храме св. Софии, в так называемом «голубце», в маленькой комнатке, пристроенной к собору. Эта жизнь в «голубце» уподобляла Евфросинию ветхозаветным девам, которые посвящали себя Богу и жили при храме Соломоновом. По примеру их жила при храме и Пречистая Дева.

Епископ разрешил ей это. Евфросиния поселилась там и проводила время в посте и молитве, а также в списывании книг. Переписанные книги она продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи св. книг, раздавала нищим. Для бедных же церквей она списывала Евангелия даром.

В своем уединении при соборе преподобная увидела однажды ночью знаменательное сновидение. Ей явился Ангел Божий, взял ее за руку и повел в загородную местность, прозываемую тогда Сельце, где погребались епископы и стояла маленькая церковь во имя Преображения Господня, и сказал ей: «Евфросиния, тебе надлежит быть здесь, так как Бог хочет чрез тебя призвать многих ко спасению».

Это видение повторилось три раза. Проснувшись, преподобная стала вдумываться в смыл этого сновидения.

В ту ночь такое же видение было и епископу Илии. И он видел во сне Ангела, который сказал ему: «введи рабу твою Евфросинию в церковь св. Спаса на Сельце, чтобы она устроила там обитель для дев. Молитва ее восходит к Господу. Как солнце сияет по всей вселенной, так прославится и жизнь ее».

Проснувшись, епископ понял, что Евфросиния–избранный сосуд Божий. Поэтому он сейчас же пошел к ней, благословил ее и стал беседовать с ней. В заключение своей беседы он сказал ей: «чадо, я хочу тебе сказать одно слово, а ты выслушай его с любовью. В церкви, в которой ты живешь, тебе неудобно оставаться. Здесь народ мешает тебе в твоих благочестивых подвигах, посте и молитве. Но церковь Спаса на Сельце отдалена, уединена. Поселись там, и за твой великий подвиг Господь прославит и возвысит это место».

Евфросиния была крайне удивлена тем, что епископ повторил ей то же, что ночью сказал ей Ангел в ее видении, и рассказала ему свой сон. С радостью и благоговением выслушала она сказанное ей епископом и решила оставить собор св. Софии и поселиться в новом месте, чудесно указанном ей волею Божией.

Епископ же собрал всех князей, отца ее и дядю, правителей города и сказал им:

– Я отдаю Евфросинии это место – Спаса на Сельце. Пусть живет она там, трудится и устрояет женскую обитель. Не мешайте ей как при моей жизни, так и после моей смерти.

Присутствовавшие с благоговением выслушали то, что сказал им епископ.

С готовностью покорилась воле Божией преподобная. Попрощавшись со всеми своими родными, поклонившись храму Божьему, где юная подвижница проводила время в неустанной молитве, она, вместе с одной инокиней, приняв благословение от епископа, ночью оставила церковь св. Софии и пришла в указанное ей место.

Придя в маленькую, весьма ветхую деревянную церковку св. Спаса, она долго и горячо молилась. «Господи, ты заповедал св. апостолам не носить с собою ничего, кроме жезла; и со мною нет ничего, кроме моих книг, служивших мне утешением и веселивших мое сердце, трех хлебов и посоха. Но ты, Господи, Отец сирых и убогих, нагих Одеяние, Помощник и Кормитель, Надежда всех надеющихся на Тебя, благослови рабу Твою Евфросинию!"– с такою молитвою вошла княжна-подвижница в тот храм, в котором после она постоянно молилась.

Преподобная Евфросиния осталась при церкви Спаса, по-прежнему продолжая здесь свою жизнь, полную подвигов благочестия, непрестанно молясь о том, чтобы Господь помог ей устроить это место.

Слухи о ней распространились по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы как знатного рода, так и простолюдинки. Все они просили научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью. Они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, Игуменьей которого и сделалась преподобная Евфросиния.

Трудно было преподобной устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставил ее Своею помощью. Обитель стала быстро расти и прославляться.

Когда число сестер в обители умножилось, преподобная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, создала в своем монастыре новую каменную церковь во имя Спасителя, устроив в ней по обе стороны хоров две тесные кельи, где она предавалась уединенной молитве. Этот храм, сохранившийся еще и доселе, называется «Спас‑Юрьевич». Своим наименованием он показывает, что в построении его участвовал своими пожертвованиями и отец преподобной – князь Георгий или Юрий.

Для нового храма преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, с дорогими украшениями. Этот крест уцелел до нашего времени. Она пожелала также, чтобы в ее обители была икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрией», и именно та икона, которая была, по преданию, написана в числе других 3-х икон, евангелистом Лукою. Свое желание она выразила греческому императору Михаилу Комнину (царствовал с 1143 по 1180 г.) – своему родственнику. Император и патриарх Лука Хрисоверг исполнили желание преподобной. Из трех, бывших в Византии икон, они прислали ей эфесскую икону. Получив св. Икону Богоматери, преподобная украсила ее драгоценной ризой и поставила в своей Спасской церкви. Позднее в 1239 году, дочь полоцкого князя Брячислава, по выходе в замужество за благоверного князя Александра Невского, принесла эту икону в Троицкий соборный храм, в г. Торопец.

В своих трудах и заботах о благоукрашении Спасской обители преподобная всегда полагалась на помощь Божию. И эта помощь подавалась ей. Так, во время построения храма один надсмотрщик за работами Иоанн слышал чей-то голос, звавший его к тому, чтобы он смотрел за работами. Однажды преподобная была огорчена тем, что в обители не доставало кирпича на окончание постройки. И вдруг внезапно кирпич отыскивается в одной печи – и этого кирпича было достаточно для завершения постройки.

Заботясь о внешнем благоустроении обители, преподобная не оставляла без назидания и собранных ею сестер. До нас дошло, по крайней мере, одно проникновенное назидание преподобной, с которым она обратилась однажды к сестрам. Вот оно: «Я собрала вас ради имени Господнего, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас, как овец на божественное пастбище; паситесь здесь в заповедях Господних, преуспевайте в добродетелях, чтобы я с радостью могла смотреть на духовные плоды ваши. С великими трудами я сею в сердцах ваших слово Божие, однако нивы ваши сердечные остаются иногда как бы несозревающими. Боюсь, чтобы среди вас не нашлось плевелов. Приготовьте же из себя чистую пшеницу Христову». Сколько в этих словах любви святой игуменьи к своим сестрам! Отдав свое сердце Богу, она хотела, чтобы и другие труженицы обители, врученные ее попечению, отдали и свои сердца Господу.

Движимая этою любовью к близким своим, преподобная расположила вступить, между прочим, в число инокинь своей обители и свою сестру –княжну Градиславу, в иночестве Евдокию. Она не убоялась даже сетования любимого отца своего, который был огорчен тем, что отпущенная им на время к Евфросинии сестра ее осталась в обители навсегда. Она знала, что это временное сетование любимого ею родителя превратится после для него в духовную радость и даст сестре ее мир и покой в обители.

Устроив обитель свою, преподобная захотела осуществить свое заветное желание – побывать на месте жизни и страданий Спасителя – в Палестине. При жизни родителей она еще не решалась на это. Но вот родителей преподобной не стало. Преподобная собралась в дальний путь. Она простилась с своими сестрами и сродниками. На прощанье преподобная убедила брата своего Вячеслава отдать в ее обитель двух дочерей его – юных отроковиц, желавших вступить в число тружениц Спасского монастыря. Брат согласился – и преподобная при себе ввела их в обитель.

Вручив, затем, попечение о своей обители сестре – инокине Евдокии, она, в сопровождении родного брата своего князя Давида и инокини Евпраксии, отправилась, оплакиваемая жителями Полоцка, в дальний Иерусалим.

По пути в Иерусалим, она посетила Константинополь, где ранее, во время размолвки полоцких князей с киевским князем Мстиславом, жил некоторое время отец преподобной. Здесь она ходила по святым храмам, где преклоняла колена пред многоразличными цареградскими святынями.

Прибыв в Иерусалим, она остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Преподобная Евфросиния несколько раз склоняла колена у Живоносного Гроба Господня и поставила над ним золотую лампаду.

– Благодарю Тебя, – молилась, между прочим, преподобная у св. Гроба, – благодарю Тебя Господи, за то, что Ты сподобил меня лобызать Гроб Твой в котором Ты почил пречистою Твоею Плотию.

Со слезами молилась преподобная Господу и о том, чтобы Он удостоил ее окончить и земную жизнь в святом граде.

Молитва ее была услышана.

Обошедши места, ознаменованные земною жизнью Спасителя, преподобная Евфросиния занемогла и, после двадцати четырех дней болезни, предала дух свой Богу 23 мая 1173 года.

Тело ее погребено было в Палестинской обители преподобного Феодосия Киновиарха, там, где были похоронены многие святые жены. Отсюда святые мощи преподобной Евфросинии русскими иноками, жившими в Палестине, и принесены были, как полагают некоторые, в 1187 г., в Киево-Печерскую лавру в пещеру преп. Феодосия. Здесь они и покоились до настоящего времени. Но теперь снова преподобная, как бы из дальнего странствования возвратилась в родную, основанную ей, Полоцкую Спасскую обитель. Вместе со своими нетленными останками она незримо прошла из древнего Киева в свой город Полоцк.

Но если прежде она шла из Полоцка в святую землю лишь в сопровождении немногих близких и преданных ей людей, то теперь она возвратилась на родину в сопровождении десятка тысяч своих духовных детей, ожидающих от нее благодатного, духовного утешения.

Д. В.

* * *

1

Жит. преп. Евфросинии Полоцкой из «Степенной книги» и «Сборника XVI в. Троицкой лавры». Изд. Сапунова. Витебск. 1888 г.

Комментарии для сайта Cackle