А.В. Бугаевский

Источник

Т.Н. Нечаева. Иконография Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца в русской иконописи XVI в.

Великорецкие иконы свт. Николая получают широкое распространение в русской иконописи с сер. XVI в., главным образом в северо – восточных регионах. Это связано с усилением почитания Великорецкого образа святителя после его переноса в Москву и с дальнейшими событиями. В разных собраниях страны находится много памятников данной иконографии. Нами было выявлено и описано 16 икон: Церковно – археологического кабинета Московской Духовной академии (ЦАК МДА), Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР), Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Костромского государственного историко – архитектурного музея – заповедника (КГИАМЗ), Архангельского областного музея изобразительных искусств (АОМИИ), Государственного исторического музея (ГИМ), Вологодского областного краеведческого музея (ВОКМ).

Великорецкий образ свт. Николая представляет собой житийную икону святителя. Средник с поясным изображением святого окружен рамой с восемью клеймами чудес, количество клейм и их состав достаточно устойчивы. Великорецкие образы свт. Николая имеют схожие размеры, вероятно, приближающиеся к размерам протографа.

По распространенному преданию, образ свт. Николая Чудотворца был обретен в вятских лесах на берегах реки Великой в 1383 г.716 Однако уже в трудах дореволюционных, а затем советских ученых столь ранняя дата обретения Великорецкого образа ставилась под сомнение.717 По мнению исследователей, события эти относятся к кон. XV – нач. XVI в., времени княжения Ивана III.718 Дальнейшая история образа служит подтверждением этому предположению. В 1489 г. Вятская земля после сокрушительного разгрома и «раздела» была окончательно присоединена к Московскому государству, семьи мятежных хлыновцев выводятся в центральные области России.719 На территории обширного края, входившего в юрисдикцию Московского митрополита, расселяются выходцы из Великого Устюга, потомки первых новгородских переселенцев, известные своей приверженностью к почитанию свт. Николая.720

Вскоре после обретения от иконы начинают происходить чудеса, в 1 – й пол. XVI в. почитание Великорецкого образа распространяется достаточно широко и может быть прослежено по документам. В 1521 г. при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Московском Варлааме образ был украшен, «обложена сия икона»,721 к святыне совершают паломничество жители соседних городов, «шестаковцы ездят к Николе к Великорецкому молитися».722 Около 1551 г. образ переносят из села Великорецкого, места его первоначального пребывания, в г. Хлынов,723 где помещают сначала в церкви святого Прокопия Устюжского,724 а затем, после пожара в храме в 1554 г., в городском Никольском соборе.725 Первое чудо от иконы, зафиксированное в Синодальном Сказании, произошло 1 июня 1551 г. во время ее пребывания в церкви святого Прокопия Устюжского.726 Вероятно, к этому же времени относится установление ежегодного крестного хода с Великорецким образом вокруг Хлынова и в село Великорецкое.727

Слава о чудотворном образе распространяется далеко за пределами реки Великой. Вероятно, еще до путешествия образа в Москву в 1555 г. и его всероссийского прославления с него делали копии и рассылали в разные весьма удаленные от Хлынова города. По рукописному Сказанию конца XVII в., в 1554 г. копию Великорецкого образа принесли из Вятки в Вологду. Икону поместили в храме на старом торгу у Ильинского монастыря, вскоре храм был перенесен внутрь крепости и поставлен около Софийского собора «на извести» у городской стены. Во времена польско – литовского нашествия на город в 1613 г. образ свт. Николая Великорецкого был спрятан местным монахом «в горе в извести» и после нашествия возвращен в храм.728 Очевидно, в Вологду была прислана именно копия, а не сам чудотворный образ, который в это время находился в Москве.729

В 1555 г. местно прославленный образ, о чудесах которого вятские клирики извещали свое столичное духовное начальство, был по приказу царя Ивана Грозного отправлен в Москву.730 В Никоновской летописи под 1555 г. записано: «...пришли с Вятки священники и лучшие земские люди государю бити челом и воспоминати, что на Вятке образ Николы чудотворца Великорецкого чудеса творит, да от многих лет не поделыван».731 В Синодальном Сказании сообщается, что «в лето 7063 (1555) февраля в 23 день прислана государева грамота на Вятку к Вяцкому наместнику к Борису Ивановичу Сукину, а велено тот чюдотворный образ Великорецкий взять к нему государю к Москве».732 Хорошо известно, что глава Русской Церкви митрополит Макарий в это время предпринимает шаги для выявления, сбора и систематизации сведений о русских святых и святынях. Неудивительно, что после получения известий вновь прославленный образ был сразу затребован в Москву. Новой святыне были оказаны особые почести. Далеко от Москвы, на реке Угреше, образ встречает брат государя князь Юрий Васильевич, а у Симонова монастыря – сам Иван Грозный; на Яузском мосту икону встречает московский клир, а у Фроловских ворот, около церкви Св. Троицы на Рву, митрополит Макарий. Икону помещают в Успенском соборе Кремля напротив митрополичьего места. После прибытия образа в Москву глава Русской Церкви митрополит Макарий молился перед ним, затем собственноручно обновил и сделал с него копии вместе с Благовещенским протопопом Андреем. В новопостроенном храме Живоначальной Троицы «о девяти верхах» у Фроловских ворот на рву, заложенном по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани (освящен 29 июля 1555 г.), один из приделов посвящается св. Николе Вятскому (Великорецкому. – Ред.). В приделе находился один из списков святыни. Третьего августа 1556 г. образ был с почестями отпущен в Хлынов.733

Следование иконы в Москву и обратно проходило по разным маршрутам и охватывало множество городов и сел Поволжья и севера России, тем самым способствуя распространению этой иконографии, так как по пути шествия образа с него делали многочисленные копии «мерой и подобием». В Москву путь иконы проходил по рекам Вятке, Каме, Волге, через Казань, Нижний Новгород, по реке Оке до Коломны и по Москве – реке, обратный ее путь лежал в направлении на Вологду и Великий Устюг.734 Подтверждением этого рассказа Сказания являются иконы свт. Николая Великорецкого в собраниях Костромы, Вологды и других волжских и северных городов, которые относятся к сер. – 2 – й пол. XVI в.735

Древний Великорецкий образ не сохранился. В письменных источниках не упоминается о том, как выглядел обретенный образ, была ли это небольшая поясная икона святителя или уже достаточно крупный житийный образ. Тем не менее некоторые предположения об иконе могут быть сделаны. При изучении наиболее точных копий древнего образа можно отметить ряд повторяющихся деталей. Например, часто средник имеет свой собственный ковчег, т. е. имитирует изображение иконы, вставленной в раму. Вероятно, желая в копиях подчеркнуть разновременность создания средника и клейм, иконописцы выделяют первый особым ковчегом. На одной из известных икон 1558 г. из Сольвычегодска (АОМИИ) образ свт. Николая написан на отдельной доске и затем вставлен в раму с клеймами.736 Можно предположить, что во время перенесения иконы свт. Николая из села Великорецкого в Хлынов она также была вставлена в раму с клеймами, и уже этот составной образ начинает повсеместно чтиться как чудотворный Великорецкий.

Обычай заключать древние образы в рамы с разнообразными сюжетными изображениями хорошо известен в русской иконописной практике XVI в. Часто новую раму образ получает при расширении границ его почитания, переносе в городской собор из сельской местности или по личному распоряжению царя или митрополита (как это произошло с образом Богоматери «Знамение» Курская Коренная, в 1596 г. украшенным рамой с изображениями пророков по указу царя Бориса Годунова при перенесении из Коренной пустыни в Курск).737

Возможно, в раму с клеймами чудотворный образ был заключен в 1521 г., когда он был «обложен» по распоряжению великого князя. Этот факт истолковывали как указание на то, что к иконе был сделан оклад, однако нам представляется вероятным рассматривать его и как сообщение об изготовлении рамы с клеймами.738 Косвенным указанием на то, что обретенный образ был без клейм, является рассказ из Сказания о пожаре 1554 г., в котором икона свт. Николая и рама с клеймами жития описываются как отдельные части чудотворного образа. В Хлынове соборная деревянная церковь «от огня воспламениша, с нею же и написания святого отца и чудотворца Николая преславная чудеса небрежением от пламени погореша. Чудотворный же образ великие чудотворцы Николая от великого онаго пламени волею Божией весьма цел и невредим обретеся».739

Еще одним подтверждением нашему предположению может служить весьма редкая и необычная икона свт. Николая Чудотворца (Великорецкого), которая хранится в собрании ЦАК МДА.740 Икона написана в 1 – й пол. XVI в., т. е. в начальный период широкого прославления иконы. Ее особенностями являются отсутствие рамы с житийными клеймами и подпись на фоне: «Великорецкий». Учитывая время создания памятника, которое приходится на период пребывания образа в вятских лесах, в селе Великорецком, можно предположить, что икона повторяет древний образ, еще не заключенный в раму, и косвенно подтверждает мысль о том, что рама была сделана после его перенесения в г. Хлынов. Задача повторения образа была решена иконописцем достаточно свободно. Данный образ превышает по размеру чудотворный, не имеет характерных типологических черт в лике и фигуре свт. Николая и включает изображение Никейского чуда, которое, вероятно, отсутствовало на протографе. Самый большой интерес представляет восстановленная при реставрации древняя надпись: «ОА НИКО(...)– ЕЛЕКОРИЦКО(..)», – т. е. Великорецкий. Это говорит об интересе к святыне еще до ее широкого прославления и распространения списков чудотворного образа и о характере копирования, бытовавшем среди иконописцев, когда точность воспроизведения заменялась привычным каноном, а верность и подлинность копии подтверждалась надписью. Еще один поясной образ свт. Николая XVII в. без клейм с надписью на фоне «Великорецкий» хранится в Череповецком музее.741

Кроме уже приведенных особенностей необходимо отметить архаичность изображения в среднике, как в общем характере письма фигуры святого, так и в иконографии. Свт. Николай представлен по пояс, с крепко прижатыми к торсу руками, плечи узкие, чуть приподнятые, почти квадратные, голова крупная, с высоким лбом и близко посаженными глазами. Христос и Богоматерь в Никейском чуде не изображены. Типологически все эти копии XVI в. близки чудотворному образу вятского собора, каким его можно видеть на хромолитографии XIX в.742 Живопись приведенной иконы находится под поздней записью, и о времени ее создания судить нельзя, однако общий абрис фигуры и иконографические особенности (отсутствие Никейского чуда), вероятно, могут быть приняты и должны учитываться при рассуждениях о первоначальном виде иконы. Аналогичными чертами наделены иконы свт. Николая из вятского кафедрального собора, выполненные в более позднее время, в которых мастера точно воспроизводили характерный облик оригинала. Все это: и древняя типология, и отсутствие уже обязательного в XVI в. Никейского чуда в среднике – дает основание предполагать, что обретенная икона, т. е. средник, была древней и могла быть написана в XIV или XV в.

О широкой известности почитаемого образа и о желании мастеров как можно точнее воспроизвести его внешний вид можно судить по изображению на иконе из церкви Рождества Богородицы в д. Луды Приморского р – на Архангельской обл. (АОМИИ);743 аналогичное изображение находим на иконе из Воскресенского собора г. Вологды, ок. 1556 г. (ВОКМ).744 В них свт. Николай предстает облаченным в сияющие золотые ризы из листового золота, складки на которых процарапаны по левкасу, вместо обычных цветных одежд, темной или светлой фелони и белого омофора. Столь необычный его вид вызван, вероятно, попыткой воспроизвести в живописи золотой оклад иконы, выполненный в 1555 г. по заказу Ивана Грозного и его семьи.745

Средник Великорецкого образа окружают восемь клейм с эпизодами жития святого. Большая часть известных икон данной иконографии содержит следующие эпизоды жития: «Приведение во учение», «Явление во сне царю Константину или епарху Евлавию», «Спасение Дмитра», «Служба св. Николая в Сионе», «Спасение корабельщиков от потопа», «Спасение трех мужей от казни», «Возвращение Агрикова сына Василия», «Положение во гроб». Повторяется не только состав клейм, но и их последовательность, композиционное построение отдельных эпизодов жития, некоторые детали.

Состав клейм необычен: рассказ о жизни свт. Николая, вопреки установившимся канонам, начинается не с «Рождества» и «Крещения» святого, которые в данной житийной схеме отсутствуют, а с «Приведения во учение». Не входят в число житийных клейм сцены «Поставления в сан», весьма важные для характеристики образа великого святителя, нет сцены «Перенесение мощей святого Николая», которая считается обязательным житийным сюжетом в среднерусских памятниках начиная с XIV в.746 В сценах явлений свт. Николая художники допускают различные толкования, имеются два варианта одного сказания, иногда изображается явление епарху Евлавию, иногда – царю Константину. Нередко в текстах над епархом Евлавием, представленным без короны или венца, стоит надпись: «Константин».

Особенностью именно этой иконографии является наличие редкого сюжета «Служба святого Николая в Сионе». Сюжет практически отсутствует в житийных иконах этого и более раннего времени, позже он встречается крайне редко.747 В новгородской иконе представлен святитель с книгой в руках перед престолом, осененным киворием на колонках, за его спиной видна фигура молодого диакона. В надписи читаем: «Служба св. Николы». По мнению Э. С. Смирновой, это изображение иллюстрирует «чюдо св. Николы: бысть ему некое проявленье о поставленье епископства его».748 В иконе Рублевского музея, в надписи в аналогичном клейме, содержится уточнение: «Созда церковь с(в). Сион».749 В иконе 1558 г. в клейме имеется надпись: «Св. Никола созда храм себе». В отличие от древних изображений этого сюжета в иконах свт. Николая Великорецкого фигура молодого диакона не встречается. Возможно, здесь представлен один из начальных эпизодов жития свт. Николая (в иконе он помещен в начале житийного цикла), когда святой служил в Сионском монастыре, заменяя своего дядю – настоятеля, правда, еще не будучи епископом, – в этих сюжетах свт. Николай везде предстает в епископских одеждах. Аналогичный сюжет помещен в иконе 2 – й пол. XVI в. из с. Верхняя Мудьюга Онежского р – на Архангельской обл. (АОМИИ),750 а также на иконах из Вятки, относящихся к более позднему времени, но, без всякого сомнения, копирующих древний чудотворный образ. Остальные эпизоды жития свт. Николая повествуют о его помощи невинно осужденным, попавшим в плен и терпящим бедствие на море; они хорошо известны в древних памятниках и входят в состав большинства житийных икон святителя.

Ряд икон данной иконографии известны под именем Бабаевских. По преданию, такая икона явилась в кон. XV в. недалеко от Костромы на «бабайках», веслах для плотов. На месте ее обретения был основан в 1500 г. Николо – Бабаевский монастырь.751 Древний явленный образ в настоящее время хранится в церкви Воскресения на Дебре в Костроме. Проведенные исследования показали, что живопись средника относится к XVII в., клейма еще более поздние.752 Иконография памятника полностью совпадает с Великорецкой иконой святителя. Аналогичные изображения имеются в костромской иконе XVI в., находившейся в Николо – Бабаевском монастыре.753 Вероятно, для Бабаевского образа была взята уже готовая иконография, и предание об иконе имеет позднее происхождение. Видимо, не случайно почитание Бабаевского образа не вышло за пределы Костромы. В Костроме XVI в. хорошо знали Великорецкий образ свт. Николая, в разных церквах города были его списки с надписанием названия образа, например, вклад Ивана Грозного в Ипатьевский монастырь (КГИАМЗ) в 1581 г. в память по убитому сыну.754

* * *

716

Верещагин А. С. Почитание Николы Можайского на Вятке в XVII в. Вятка, 1902. С. 3.

717

Первое рукописное сказание об иконе «Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийских и вселенского чудотворца» (Ркп. Синодальной б-ки в Москве, № 410, опубл. в: Повести о великорецкой иконе святителя Николая // Памятники вятской письменности ХVII-ХVIII веков / Изд. А.С. В-н. Вятка, 1905. С. 5–15) было создано вятскими книжниками между 1647 и 1654 гг. (см.: Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края ХVII-ХVIII веков. Киров, 1956. С. 200–202; Кашменский Стефан, прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 9). Оно не содержит точной даты явления, так как, по словам автора, составлено по преданиям. Впервые дата обретения образа появляется в рукописном Сказании об иконе, созданном в Хлынове в 1695–1700 гг. (хранилось в Кафедральном соборе) по благословению Хлыновского архиеп. Ионы Баранова по образцу сказания о Тихвинской иконе Богоматери (опубл. в: Повести о великорецкой иконе святителя Николая // Памятники вятской письменности ХVII-ХVIII веков / Изд. А.С. В-н. Вятка, 1905. С. 16–20; изд. по рукописи, находящейся в Собрании Румянцевского музея в Москве. № 364. С. 283–287). Сказание вошло в историческое сочинение о вятском крае «Повесть о стране вятской», кон. XVII – нач. ХVIII в. (Верещагин А.С. Повесть о стране Вятской (Вятский летописец) // Памятники вятской письменности ХVII-ХVIII веков / Изд. А.С. В-н. Предисловие и послесловие издателя), и содержалось в двух рукописях, хранившихся в Вятском кафедральном соборе (Кашменский Стефан, прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 9, 10). Это Сказание в дальнейшем стало основным источником сведений об иконе и получило большое распространение в различных рукописных сборниках конца ХVII-ХVIII вв. и в церковной литературе Х1Х-ХХ вв. Также в нем содержатся не подтвержденные документально сообщения о событиях 1551 г. (июньских морозах, ставших наказанием горожанам за неисполнение обещания ежегодно переносить икону из Хлынова на реку Великую) и о принесении образа в Москву в 1552 г., а не в 1555 г., как следует из летописей (см. примеч. 15).

718

В древнейшем Синодальном Сказании имеется упоминание о том, что обретение образа произошло «во дни великих князей» (Повести о великорецкой иконе святителя Николая // Памятники вятской письменности ХVII-ХVIII веков / Изд. А.С. В-н. Вятка, 1905. С. 11), т. е., вероятно, во время совместного правления Ивана III с Дмитрием Ивановичем (1498–1502) и Василием Ивановичем (1502–1505) на рубеже ХV-ХVI вв. (см.: Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края ХVII-ХVIII веков. Киров, 1956. С. 200; Он же. История вятского края в XII – середине XIX веков. Киров, 1976. С. 39–43).

719

Древний г. Хлынов переименован в Вятку в 1780 г., входил в Московскую епархию, в 1555 г. присоединен к новообразованной Казанской епархии.

720

Верещагин А.С. Повесть о стране Вятской (Вятский летописец). С. 96.

721

Повести о великорецкой иконе святителя Николая. С. 14; Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края ХVII-ХVIII веков. С. 202.

722

Повести о великорецкой иконе святителя Николая. С. 1–2 (Древние вятские акты, 21–22); в 1546 г. в жалованной грамоте Ивана IV шестаковцам упоминается их паломничество к Николе Великорецкому (Жалованная грамота шестаковцам //ААЭ. Т. I. С. 199–200).

723

Дата переноса иконы в 1551 г. приводится в «Повести о стране Вятской», кроме того, имеется упоминание о том, что в 1546 г. икона еще находилась на реке Великой (Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII- XVIII веков. С. 202). Таким образом, перенос образа мог произойти в период между 1546 и 1555 гг., когда икона путешествовала в Москву. В «Сказании» конца XVII в. дата переноса иконы не приводится, позже церковные писатели отнесли это событие к 1391 г., к нашествию на вятские земли татарского князя Бектута (см.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899. С. 301; Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края ХVII-ХVIII веков. С. 202).

724

Повести о великорецкой иконе святителя Николая. С. 14.

725

Там же. С. 15.

726

Там же. С. 5–6.

727

Повесть о стране Вятской (Вятский летописец). С. 95–96.

728

См.: Сборник, кон. XVII в. (Ркп. РНБ. Строев. QI 365. Л. 140); Сборник. 1800 г. (Ркп. БАН); Рукописная книга в библиотеке Вологодского кафедрального собора // Вологодские епархиальные ведомости. 1867. № 20. С. 678, 679; Кашменский Стефан, прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 10; Суворов Н.И. Каким путем была препровождаема из Вятки в Москву Великорецкая чудотворная икона святителя Николая при царе Иоанне Васильевиче Грозном? // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавление. 1886. № 8/9. С. 155–157.

729

В 1556 г. после пребывания в Москве чудотворный Великорецкий образ приносили в Вологду, где с него сделали список, который хранился в Воскресенском кафедральном соборе. Вероятно, в 1550-х годах в Вологде было два списка чудотворного образа, принесенных в 1554 и 1556 гг. (Вологодские епархиальные ведомости. 1867. № 20. С. 679).

730

Подробные рассказы о переносе Великорецкого образа в Москву находятся в Воскресенской, Никоновской, Львовской летописях, краткие сообщения – в Псковской и Архангелогородской (см.: Верещагин А.С. Сказания русских летописцев о Вятке. Вятка, 1905; Карамзин М.Н. История государства Российского. Т. VIII. Примечания. Дополнительные выписки из летописей сего времени. СПб., 1817. С. 396; Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.-Л.,1950. С. 109).

731

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VIII. С. 396.

732

Повести о великорецкой иконе святителя Николая. С. 15.

733

Верещагин А С. Сказания русских летописцев о Вятке. С. 85–88.

734

Там же. С. 85, 88, 96, 118.

735

После построения Великорецкого храма в Москве храмы, посвященные Великорецкому образу свт. Николая, были воздвигнуты в Тотьме в Маркушенском монастыре, в Старице в 1558 г., а также в Вологде (Повести о великорецкой иконе святителя Николая. С. 3).

736

Белов С.П. Икона «Никола Великорецкий» 1558 г. из Сольвычегодска // Памятники культуры. Новые открытия. 1987. М., 1988. С. 202–206.

737

Повесть о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы и славнаго ее знамения, еже нарицается Курския, и о зачале града Курска. В нея же явлено вкратце и о чюдесах от оныя, чюдеса точныя иконы Пречистой Богородицы, и о избавлении града Курска от нашествия Черкасов, от пленения, и иных чюдесах. XVII в. Скоропись, на 143 л. Собр. А.С. Уварова. РНБ.

738

См. примеч. 6.

739

Повесть о явлении отца нашего Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворнаго Его образа Великорецкаго. XIX в. Ркп. Колоб. 182. РНБ.

740

Святой Николай Чудотворец (Великорецкий). 1-я пол. XVI в. ЦАК МДА, 28x22,8. И-155.

741

Святой Николай Великорецкий Чудотворец. 1670 г. ЧерМО. Древние лики: Памятники православной культуры из Собрания Художественного музея Череповца. М., 2003. № 27. С. 65.

742

Вознесенский Л., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского и слава его в России. С. 185.

743

Святой Николай Чудотворец (Великорецкий). 2-я половина XVI в. Из ц. Рождества Богородицы, д. Луды Приморского района Архангельской обл. (АОМИИ, 1275-држ, 58x46). Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог / Сост. О.Н. Вешнякова, Т.М. Кольцова. Архангельск, 1999.

744

См.: святой Николай Чудотворец (Великорецкий). Около 1556 г. Из Воскресенского собора г. Вологды. ВОКМ, инв. 7868, 58x47,64; Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли вологодской ХIII-ХVIII веков. М„ 1995. № 65. С. б/п.

745

Верещагин А.С. Сказания русских летописцев о Вятке. С. 88.

746

Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. № 9. С. 187, примеч. 15. По наблюдениям Э.С. Смирновой, в новгородских памятниках XIV в. этот сюжет не встречается, а в среднерусских он довольно распространен. В псковских памятниках XV – XVI вв. этот сюжет также не встречается или имеет своеобразную интерпретацию, что указывает на его малую известность. Отсутствие сцены перенесения мощей Н. Шевченко наблюдает также в византийской традиции. Отсутствие сюжета поставления в иереи – большая редкость, известно по псковской иконе XVI в. из ЦМиАР архаизирующего направления (Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000. С. 218–221).

747

Нам известны три памятника с такими сюжетами в клеймах: «Святой Николай, с житием», Синай, 1-я пол. XIII в.; «Св. Никола, с житием» из Никольской церкви погоста Любони Боровичского р-на Новгородской обл. Новгород, 1-я пол. XIV в. (ГРМ); шитая икона «Св. Николай Можайский, с житием», XVI в. (ГРМ).

748

См.: Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.,1976; Леонид, архим. Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века («Памятники древней письменности и искусства». Вып. 34. СПб., 1881. С. 67–69).

749

Святой Николай Чудотворец (Великорецкий). Сер. – 2-я пол. XVI в. Из г. Александрова. ЦМиАР, КП 924, 57x47.

750

Святой Николай Чудотворец (Великорецкий). 2-я пол. XVI в. Из церкви д. Верхняя Мудьюга Онежского р-на Архангельской обл. АОМИИ, 983-држ, 60,5x49,2.

751

Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. № 630.

752

Реставрация и исследование памятника проводились в Костромском филиале Всесоюзного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.

753

Святой Николай Чудотворец (Великорецкий). Кон. XVI в. Из Успенского собора в Костроме, поступила в собор из Николо-Бабаевского монастыря. ГТГ, 21377, 54x46 (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 1. № 565).

754

Св. Николай Великорецкий, 1581 г. Вклад в Троицкий собор Ипатьевского монастыря под Костромой Ивана Грозного в память убитого сына Ивана. КИАМЗ, 6096, 57x47 (Разумовская И.М. Кострома. Л., 1990. С. 89).


Источник: Правило веры и образ кротости... : Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийс. и славян. агиографии, гимнографии и иконографии / [Сост. и общ. ред.: А.В. Бугаевский]. - Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та, 2004. - 517, [1] с., [12] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle