Страдание святого священномученика Авива, епископа Некресского, одного из тринадцати сирийских Отцов
Память его 29 ноября154
Хозрой Нуширван (531 – 579гг.), сын персидского шаха Кобада, пользуясь внутренними беспорядками в Кахетии, завоевал Ранскую и Моваканскую области, сверг правителей Кахетии и Заалазанских областей, распространил свою власть и на Карталинию, поставил там своего сатрапа и наложил на всех дань. Не довольствуясь совершенным покорением Кахетии, персы-огнепоклонники истребляли в захваченной стране все христианское, совершая при этом свое богомерзкое идолослужение. Они отвращали многих христиан от поклонения истинному Богу, устраивали свои капища везде, где только могли, преимущественно в городах. И в Некреси, где была кафедра сего святого мужа, построено было капище и возложено огнище.
Блаженный Авив не мог вынести того, что поблизости находится место совершения богомерзкого поклонения идолам. Исполнившись божественной ревности, он восстал с полной властью против огнеслужения. Епископ пришел к огнищу, облил водой алтарь, на котором горел неугасимый огонь, и потушил его. Совращенные огнепоклонниками христиане снова были обращены к истинной вере. Святитель с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, искоренял везде грубое суеверие и тушил мерзкие огнища. Дидойцы и жители многих городов Кавказских гор, живущие по левому берегу реки Алазани, благодаря проповеди епископа Авива и совершенным им чудесам, оставили огнеслужение и были возвращены в лоно Церкви Христовой. В короткое время святитель совершенно очистил свою епархию от огнищ и обратил многих персов ко Христу.
Знатные персы, узнав об этом, исполнились лютой злобой. Схватив блаженного, они предали его бичеванию и многим пыткам и от ярости чуть было не разорвали его, а затем бросили в темницу. После сего они написали письмо к сатрапу, жившему в городе Рехи155, и уведомили его о действиях св. Авива и о ревности святителя о вере Христовой. Сатрап приказал немедленно связать святого и представить к нему. Из Рехи пришли вооруженные палицами воины и, связав блаженного, повели, как было им приказано. Во время этого пути с воинами беззаконного сатрапа святой вытерпел множество оскорблений и болезней.
Сей святой муж был другом светильника Сирии, Симеона Столпника Дивногорца156. Они имели духовное общение не только тогда, когда виделись и были вместе, но и когда находились вдали друг от друга. Оба святых часто писали друг другу и поддерживали связь между собой через посланников. В то время, когда вели святого Авива связанным к судье, на дороге его встретил посланник от блаженного Симеона Дивногорца, это произошло в деревне, именуемой Икалто157. Посол вручил священномученику письмо и жезл святого Симеона и передал от него благословение. Когда блаженный епископ Авив получил письмо, то, прочитав его, исполнился необыкновенной радости, укрепился духом на предлежащий подвиг мученический и, взяв с собой письмо, пошел далее.
В местечке Икалто блаженный простился со своим клиром и со слезами заповедал блюсти строго веру христианскую и уставы Святой Православной Церкви. У святителя была возможность не идти далее, потому что воины, видя незаконность требования сатрапа и познав ложность огнепоклонства, предложили ему возвратиться назад, но блаженный охотно пошел на предлежащий ему подвиг страдания, желая как можно скорее принять мучения за Христа. И, когда они приблизились к столичному городу Мцхета, священномученик, видя соборный патриарший храм, от духовной радости, подобно Иосифу, как бы к матери своей Рахили воззвал: «Вот сына твоего Иосифа ведут связанного в Египет, как пленника!» И сказал себе: «Приготовляйся на венчание и шествуй добре этим путем».
Достигнув Мцхета, святой Авив попросил ведущих его воинов, чтобы они отпустили его повидаться с преподобным Шио. Святой Шио тогда пребывал в затворе в яме. Воины уважили просьбу блаженного Авива, он отправился в Мгвимскую обитель и встретился с блаженным Шио. Сотворив прежде всего молитву, они дали друг другу целование. Во время беседы епископ Авив сказал преподобному: «Помолись, отче, Богу, ибо нечестивые персы укрепились над нами своей гордостью и беззаконием, покорив окончательно нашу страну. Ты знаешь, как язычество притягивает к себе неразумных и как сами же эти персы всеми силами заставляют всех и каждого поклоняться огню. Подобно тому, как некогда три отрока в печи халдейской уничижили силу огня, сего идола персов, развей и уничтожь святыми твоими молитвами беззаконные замыслы и деяния этих безбожных персов, которые стараются уловить в свои сети христиан, заставляя их поклоняться огню».
Преподобный Шио отвечал: «Знаю, Владыко, что ты совершенно уничтожил огнище персов, на которое возлагали всю свою надежду беззаконные. Да подаст тебе Господь силу погасить и тот невидимый огонь, который возжег для тебя диавол, чтобы искусить тебя, ибо ты, святителю, сам хорошо знаешь, что великими трудами и болезнями подобает нам войти в царствие Божие. Не бойся ничего. Ибо, по слову апостола, притеснителям грозит скорбь, а вам, скорбным, уготована радость (1Петр. 4:13,17). Знай, что скорби, наносимые ими, принесут тебе помилование и нескончаемое утешение, и сия твоя скорбь приведет к их падению и рассеянию».
После долгой беседы святитель Авив духовно укрепился и приготовился на предлежащий подвиг, радостный и бодрый духом, священномученик возвратился во Мцхета. Наконец его привели в местечко Рехи и представили сатрапу, который перед тем собрал множество епископов, иереев и областных правителей, чтобы публично перед всеми допросить блаженного. Стечение народа было огромное. Когда все было приготовлено и привели блаженного Авива, епископа Некресского, сатрап спросил его: «Для чего пренебрег ты владычеством царя царей и убил божество наше?» Святой Авив отвечал: «Я не знаю никакого другого Царя царей, кроме Господа нашего Иисуса Христа, а ваше огнище я потушил потому, что этим желал развеять диавольскую прелесть. При этом прошу, оставьте это неверное и нечестивое служение и познайте единого и Истинного Бога, Которым создано все, и Тому единому служите. Ибо написано в законе: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому единому послужи (Втор. 6; 13).
Сатрап говорил мученику: «Я спрашиваю тебя, для чего ты убил наше божество, а ты хочешь привести нас к своему Богу». Блаженный Авив отвечал так: «Да будет тебе известно, что я не убивал бога, но погасил только огнище, которое есть сатанинское служение и не есть божество. Ибо знай, что огонь есть часть материи, которую Бог создал и из которой устроил этот видимый мир. Он устроил его из четырех равных стихий: из земли, воды, огня и воздуха, которые поддерживаются взаимно между собой, и такая огромная масса стоит совершенно прямо, и части ее не перевешивают одна другую. И ваш огонь, которому вы кланяетесь, есть часть той материи. Вы ее поддерживаете дровами, а я полил водой и совершенно погасил ее, чтобы истребить нечестивое служение ваше. Как видите, вода победила ее, совсем погасив огонь. Я удивляюсь вашему безумию и ярости и тому, что вы не стыдитесь называть бездушный огонь божеством, тогда как он подчинен вам и служит для ваших нужд. Идол никого не видит и ничего не разумеет. Как же он может быть божеством? Это бездушная статуя, – продолжал он, указывая на идола, – для чего вы устроили в своих селениях и городах, как вы сами говорите, алтари для неугасимого пламени и воздвигли для поклонения золотого, вами же окованного идола, которого называете теперь божеством, и служите ему?»
Сатрап разгневался, когда блаженный Авив так посрамил его, и немедленно велел подвергнуть святого бичеванию и страшным пыткам. После этого мучитель приказал побить блаженного камнями. Это было немедленно исполнено, и святитель принял мученическую кончину, подобно святому архидиакону Стефану158. Убив святого Авива, слуги веревками потащили его тело за город и бросили на растерзание зверям и хищным птицам. Злочестивые боялись, что христиане тайно унесут святые мощи блаженного и предадут погребению с честью, и потому издали наблюдали за ним. Тело блаженного долго лежало за городом. Ни звери, ни птицы, ни тление не вредили ему. Тогда мучители решились оставить наблюдение за телом святого. Братия Самтавийской обители159 тайно унесли честные мощи страстотерпца и с честью похоронили их в своем храме. Иверская Церковь вскоре причислила мученика к лику святых и установила воспоминание его мученичества 29 ноября.
Мощи святого Авива при правителе Стефане (Степанозе 639–663гг.) по желанию Католикоса Фавора с честью перенесены были из Самтавийской обители во Мцхетский Самтаврский собор160 и положены под святым престолом, где они доселе почивают под спудом во утверждение Церкви и отечества, во славу и честь Пресвятой Троицы, Ейже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Молитва святому священномученику Авиву, епископу Некресскому
К тебе, архиерею и ангеле цркве Иверския, из глубины души моея взываю: покрый мя светлым омофором молитв твоих, погаси пламень страстей моих, приведи мя, святителю, яко заблудшую овцу, к Первосвященнику Великому, соделай мя, о священномучениче, ходатайством твоим жителем Горняго Иерусалима, да и аз сподоблюся зрети Неприступный Свет, Емуже предстоиши; утверди и вразуми мя, о достославне Авиве, красото и похваление иерархов и украшение Иверское.
* * *
12 декабря по н. ст. Тринадцать сирийских отцов – ев. преп. Иоанн Зедазнийский и его двенадцать учеников, великие учителя благочестия Иверии, пришедшие туда по повелению Божией Матери. См. жития некоторых из них в I части этой книги, – ред. Страдание сщмч. Авива описано Имеретинским и Абхазским Католикосом Арсением Великим (1390 г.), возведенным на патриарший престол соединенного царства его современником, имеретинским царем Георгием I, братом Александра I (1389–1392гг.). Описание страданий св. Авива заимствовано было у Католикоса Арсения Великого Католикосом Антонием I и внесено им в его «Мартирику», а затем было внесено в «Большой Синаксарий Иверской Церкви». Я пользовался книгой Антония I, «Синаксарием», различными короткими замечаниями Иосселиани и «Грузинской хрестоматией» Давида Чубинова. Некреси, где была кафедра св. Авива, находится в горах, близ селения Кварели, в Кахетии, на реке Кварелис-Цкали, впадающей в Алазань. Город был построен царем Фарнаджем в 109 году до Р.Х. Когда Грузия была просвещена верой Христовой, царь Тиридат (393–405гг.) построил там церковь и учредил кафедру всей Алазанской области. В начале XVII в. города уже не существовало, но в местечке Некреси пребывали еще епископы с титулом Гагмамхарских и Дидойских. Последним из них был Амвросий, скончавшийся в начале XIX в. Из древних строений города уцелели остатки укреплений, защищавших его от горцев, и кафедральный собор, который постепенно разрушается. См. Географию Вахушта на грузинском языке, стр.314.
Город Рехи находился в северной Карталинии на речке Рехис-Цкали. Он служил иногда местопребыванием персидских правителей Грузии. На месте этого города ныне маленькое селение. Оно находится в Тифлисской губернии, почти на границе Горийского и Душетского уездов, недалеко от нынешнего местечка Чала.
Преп. Симеон Столпник (+596), память 24 мая/6 июня.
Местечко Икалто до сих пор существует в Верхней Кахетии, в горах Кахетинских, за горами Гомборскими. Там есть большой каменный собор, где почивают под спудом святые нетленные мощи преп. Зенона Икалтского, ученика преп. Иоанна Зедазнийского. Собор постепенно разрушается. Я полагаю, что святитель сам избрал путь через местечко Икалто, желая по дороге посетить своего собрата и сподвижника-святого Зенона Икалтского, так как св. Авив, будучи затем приведен во Мцхета, посетил также и другого ученика св. Иоанна, преп. Шио Мгвимского, и простился с ним (см. его житие в I части книги).
Страдание и смерть священномученика последовали при Католикосе Макарии (556–572 гг.), в царствование в Карталинии царя Бакура Ш.
0снованной св. Исидором Самтавийским, учеником св. Иоанна 3едазнийского.
Так говорит и академик Броссе. См. Вахушт География Грузии, стр.314, описание Кахетии, под чертой, первое примечание Броссе. Об этом же говорит и царевич Вахушт. Он пишет, что святитель погребен в Самтавро, а не в Мцхетском патриаршем соборе, как это ошибочно объясняет Пурцеладзе. Самтавро – один из первых храмов, построенный первым христианским царем в Грузии, святым Мирианом, это нынешний собор Мцхетского девичьего монастыря. Об этом соборе см. «Жизнеописания святых Грузинской Церкви», часть I.