Коллектив авторов

Источник

Священномученик Тихон Архангельский, Исповедница Хиония Архангельская

*1 июня 1875 – †4/17 октября 1937

*6 апреля 1883 – †4/22 декабря 1945

Священномученик Тихон Архангельский прославлен Юбилейным собором 2000 г.215

Исповедница Хиония Архангельская прославлена в 2001 г.

Память празднуется 4/17 октября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских)

Из определений Священного Синода

В заседании Священного Синода 22 февраля 2001 года под председательством ПАТРИАРХА

Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию за истекший со времени последнего заседания Священного Синода срок и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Постановили:

1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена:

<…>

от Московской епархии:

<…>

Хионии Архангельской (1883 – 22 декабря 1945)

<…>

3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

Патриарх Московский и всея Руси

АЛЕКСИЙ

Священномученик Тихон Архангельский родился 1 июня 1875 г. в селе Попово Тамбовской губернии в семье потомственного священника Иоанна Архангельского. Он был старшим из троих детей. Когда ему исполнилось семь лет, скончался его отец; мать умерла ещё раньше. Детей взял на воспитание дядя, тоже священник, а затем их воспитывала его дочь, вышедшая замуж за священника, – такое приданое получила она от отца: троих сирот.

В 1893 г. Тихон Архангельский поступил в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1899 г. В сентябре этого же года он был определён в псаломщики, а в феврале следующего, 1900 г. женился на дочери священника Иоанна Димитриева, Хионии; можно предположить, что они были знакомы с ранних лет, потому что жили в одних и тех же местах. 5 марта 1900 г. Тихон Иоаннович был рукоположен во диакона, а 19 марта – во иерея, клирика монастырско-приходской церкви во имя святого Димитрия Солунского при женском монастыре в селе Троекурове, где в своё время служили его дед и дядя.

Икона священномученика Тихона и исповедницы Хионии
 Архангельских в Троекуровском монастыре

Икона священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских в Троекуровском монастыре

В 1904 г. Димитриевская церковь была отделена от монастыря; отец Тихон был назначен её настоятелем, а с 1913 г. и вплоть до закрытия Троекуровского женского монастыря советской властью в 1930 г. он служил настоятелем монастырского Владимирского собора.

Добросовестный и ревностный молодой священник сразу же был назначен заведующим и законоучителем Троекуровской церковно-приходской школы, преподавал Закон Божий в местной двухклассной земской школе. Несколько лет он был духовно-судебным следователем благочиннического церковного суда и помощником благочинного, и ко всем своим делам относился чрезвычайно добросовестно.

У отца Тихона и матушки Хионии родилось 18 детей, из них выжила половина. Семья священника жила в небольшом кирпичном доме за монастырской оградой на живописном берегу реки, которая по справедливости называется Красивая Меча; её красота недаром упоминается в русской литературе. Но большой семье необходимо было ради пропитания обрабатывать землю, вести хозяйство, в чём участвовали и дети. При всём крестьянском усердии семья жила бедно, и особенно трудно ей пришлось в голодные годы после революции. Дети были приучены к труду с самого раннего возраста (у каждого – своя обязанность), столь же тщательно приучались они и к христианским правилам жизни. Они запомнили матушку как женщину трудолюбивую, набожную и строгую в деле воспитания; матушка могла наказать и за купание в речке без разрешения, и за разговор в храме. А батюшка трудился без отдыха; больше всего – как пастырь, но и тяготы крестьянского труда он с себя не снимал, а по ночам подолгу молился. Можно сказать, что для детей он был постоянным примером христианской жизни. При всей твёрдости своих убеждений (никогда не спускал сквернословия, делал суровый выговор) батюшка был отзывчив и всегда подавал утешение всем, кто к нему обращался.

После 1917 г. к обычным трудовым тяготам семьи священника прибавились ещё и опасности и гонения. В 1922 г. все священники должны были заполнить анкеты с вопросами не только биографического, но и политического характера, а также высказать своё отношение к обновленчеству, которое почти открыто поощрялось властями. Анкета отца Тихона стала по сути началом его исповедничества: на вопрос об отношении к советской власти он лаконично ответил “Подчиняюсь”, неодобрительно отозвался о вмешательстве государства в дела Церкви, а в вопросах о реформах, предлагаемых обновленцами, высказал своё решительное с ними несогласие.

Не довольствуясь сверхобременительным налогом, который должна была выплачивать семья священника, у неё в 1925 г. отобрали дом и всё имущество; батюшка неоднократно подвергался кратковременным арестам. В начале 1929 г. семья Архангельских покинула родное село; храм закрыли и нужно было искать новое место. Несколько лет Архангельские скитались по разным приходам, а жить приходилось и в церковных сторожках. К 1933 г. скитания закончились, но в 1937 г. ужесточились репрессии, и 9 августа отец Тихон был арестован. Когда его при аресте спросили, есть ли у него оружие, батюшка ответил: “Крест и молитва!”. На допросах он отрицал свою вину в “антисоветской деятельности”, опровергал показания лжесвидетелей, отстаивая достоинство Церкви и свои христианские принципы. 4 октября отец Тихон был приговорён к расстрелу, 17 октября – казнён.

Вначале матушка Хиония не знала, куда увезли мужа; узнав, начала постоянно ездить в Липецк и Москву, безуспешно хлопотала, искала помощи и совета. Бесчеловечность режима сказалась и в том, что её даже не известили о мученической кончине батюшки, и она продолжала свою мужественную борьбу, когда он был уже расстрелян. За матушкой пришли, когда её не было дома; вернувшись, она решила не прятаться и сама пошла в сельсовет. На единственном допросе матушка Хиония твёрдо отрицала все возводимые на неё обвинения (как обычно, в “антисоветской агитации”), отвергла показания “свидетелей”, а сама свидетельствовала свою веру; о пощаде не просила, но выражала упование на волю Божию, чем привела в ярость допрашивающего. 22 декабря 1937 г. матушку Хионию приговорили к 8 годам лагерей и отправили в Рязанскую область.

Несмотря на то, что уже в 1938 г. было дано медицинское заключение о её тяжёлой болезни, требующей ухода, матушку не освободили досрочно, как полагалось в таких случаях. Она отсидела практически весь срок (большая часть которого пришлась на военные годы, когда выживали в лагере чудом), и выпустили её только осенью 1945 г., когда было уже очевидно, что она умирает. Хиония Ивановна приехала к дочери в Мичуринск, а когда вернулась из плена другая её дочь, попросила увезти её умирать поближе к Троекурову. Удалось купить маленький домик в деревне Кривушкино, а через месяц матушка умерла от рака.

Память священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских празднуется в возрождённом Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре, где отец Тихон прослужил у престола Божия почти 30 лет, как “свой” храмовый праздник. В их лице Церковь прославила не только духовный подвиг верности в гонениях, но и подлинно христианские супружеские отношения, когда муж и жена воистину становятся единой душой и единой плотью, как это заповедано от Бога.

От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы.

Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. При подготовке публикации были использованы материалы сайта Саратовской епархии www.eparhia-saratov.ru, книга А. В. Наумова “Русский крест графа Медема”. Саратов, 2007. Над текстом работала О. Новикова.

* * *

215

Деяние о канонизации см.: Альфа и Омега. 2000. № 3(25). С. 237 и далее.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle