Коллектив авторов

Источник

Преподобный Паисий Величковский

*21 декабря 1721-†15 ноября 1794

Прославлен в 1988 г.

Память празднуется 15 (28) ноября

Преподобный Паисий родился в Полтаве в семье священника и при крещении был наречен Петром. На тринадцатом году он был отдан в Киевскую Духовную академию. Здесь в нем проявилась тяга к монашеству и склонность к чтению святых Отцов. В семнадцать лет Петр начинает свое почти десятилетнее странствие по монастырям Восточной Европы в поисках истинного духовного наставника и обители, где был бы воплощен идеал жизни по Евангелию. В Медведовском монастыре на реке Тясмин в 1741 г. он был пострижен в рясофор с именем Парфений. Через некоторое время из-за гонения на православных со стороны униатов он перебрался в Киевскую Лавру. Затем он направился в Валахию, где действительно встретился с опытными подвижниками. Здесь он получил благословение на пустынножительство. К этому времени он уже обладал великим даром непрестанной молитвы, которая “самодвижно” совершалась у него в сердце. Однако вскоре инок пустился в новое путешествие: на Святую Гору Афон. Но его цель – найти себе старца, сильного в подвиге и в знании святоотеческих писаний, – не была достигнута и на Афоне. Тогда он снова удалился в пустыню и не оставлял ее более трех лет. По прошествии этого времени он был пострижен в мантию с именем Паисий. Вскоре к нему стали приходить монахи с просьбой, принять их в послушание. Таким образом отец Паисий был призван на подвиг старчества. Ему было тогда 28 лет. В 1758 г. старец Паисий был рукоположен во иерея. Его растущее братство переселилось в скит святого пророка Илии, где старец ввел общежитие. Здесь им было положено начало собиранию и переписыванию творений святых Отцов. Вскоре из-за притеснения монашествующих со стороны мусульман отец Паисий и его собратья возвратились в Молдавию. Здесь они поселились в пустовавшем монастыре Сошествия Святого Духа (Драгомирне), где старец ввел общежительный устав, ежедневное (дважды в день: утром и вечером) исповедание помыслов, насадил умную молитву и чтение святоотеческих писаний. Последние старец сам ежевечерне читал братии. Здесь отец Паисий начинает свой труд по переводу творений отцов Церкви на славянский и молдавский языки, который он продолжает до конца своих дней. Из его переводов позднее составился свод славянского “Добротолюбия”. Наряду с этим он выступил с рядом полемических сочинений, отстаивая спасительность старческого окормления и Иисусовой молитвы. В Драгомирнском монастыре преподобный Паисий принял постриг в великую схиму без перемены имени. В 1774 г., по окончании русско-турецкой войны, территория, на которой находился монастырь Драгомирна, отошла к католической Австрии. Это заставило иеросхимонаха Паисия со всей братией, число которой к тому времени достигло 350 ти человек, переселиться в уединенный монастырь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (Секуль). Здесь был воссоздан устав Драгомирны. Старческое делание преподобного Паисия продолжалось. Девизом этого делания были часто повторявшиеся старцем слова: “Да погибнем и мы сами, и дело наше, но да соблюдутся нами заповеди Божии, и их ради душа наша”. Ко времени переселения в Секуль уже появилось новое поколение старцев, его воспитанников, которые могли частично взять на себя окормление братии. Но скоро Секуль стал тесен для растущего братства. В 1779 г. преподобный Паисий с братией переселился в Нямецкий монастырь. В этой обители авва опять ввел устав, действовавший в Драгомирне и Секуле. Число братии Нямецкого монастыря за последующие десять лет возросло до тысячи человек, среди которых были представители более чем десяти национальностей. Кроме него, старец окормлял и другие окрестные монастыри и скиты. В 1790 г. он был возведен в сан архимандрита. Перед смертью через своих помощников-старцев преподобный Паисий преподал благословение всем, кто духовно был с ним связан, и тихо отошел ко Господу. Похоронен он был при огромном стечении народа в Нямецком монастыре, в соборном храме Вознесения. Если первая половина жизни преподобного Паисия была поиском истинного монашества, то вторая ее половина стала непрестанной борьбой за его утверждение: за молитву Иисусову, за старческое окормление, в конечном итоге – за духовное, новозаветное понимание христианского призвания, за то понимание, которое открыли старцу святые Отцы, чьему слову он стремился следовать всю свою жизнь. Ученики святого Паисия продолжили его дело. Их трудами старчество вернулось в Россию.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle