Часть I
Преподобный Алексий Зосимовский
*17 января 1846 – †2 октября 1928
Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г.105.
Память празднуется 19 сентября/2 октября
Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора.
27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей.
Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.
Особенно большую заботу об отце Феодоре отец Василий проявил после смерти матушки. Тогда отца Феодора одолела безысходная тоска, он запирался дома и плакал. Отец Василий загрузил его работой в редакции “Душеполезного чтения”, и отцу Феодору пришлось трудиться даже вечерами. Людям, жалевшим отца диакона, отец Василий объяснял, что для него сейчас облегчение в работе.
Редакционные заботы пробудили интерес к литературной деятельности, и отец Феодор стал писать статьи в журнал, некоторые из которых были изданы отдельными брошюрами. Первым печатным трудом отца Феодора стала краткая история Николо-Толмачевской церкви, написанная по материалам церковного архива. Последней работой уже не отца Феодора, а иеромонаха Алексия, была статья в мартовском номере журнала “Душеполезное чтение” за 1898 год в связи со смертью П. М. Третьякова.
Кроме богослужения в храме, отец Феодор вместе с преподобным отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, участвовал в народных чтениях. Одновременно он безвозмездно преподавал Закон Божий в сиротском приюте, а также в частном приюте Смирновой и в нескольких домах прихожан, в том числе у известного славянофила Ю. Ф. Самарина, жившего в доме графини Соллогуб, почти напротив Николо-Толмачевской церкви. Этот дом отцу Феодору приходилось посещать вместе с отцом Василием для совершения домашних всенощных, после которых завязывались интереснейшие беседы. Их участниками, кроме Самариных и графини Соллогуб, были их друзья славянофилы: князь Черкасский с супругой и С. Аксаков с супругой, С. М. Сухотин, князь Оболенский и другие. В конце 1870-х годов в этом обществе стал появляться еще молодой, но уже получивший известность философ В. С. Соловьев. Позднее старец Алексий в Зосимовой пустыни с удовольствием вспоминал эти беседы. Они расширяли его кругозор и научили его общению с представителями высшего общества, что пригодилось, когда к нему как к старцу обращались за советом высокопоставленные богомольцы из Москвы и Петербурга.
В храме святителя Николая в Толмачах отец Феодор прослужил двадцать восемь лет. Он был настоящим бессребреником, кроме ежедневной раздачи денег нищим, он всегда помогал беднякам. Однажды на улице он снял с себя верхнюю рясу и отдал ее дрожавшему от холода бедняку. Отец Феодор был необычайно благочестивым и усердным церковнослужителем: всегда приходил в храм первым, а уходил последним.
4 июня 1895 года отец Феодор был рукоположен во пресвитера и определен в штат Кремлевского Успенского собора – главного кафедрального собора России. Отец Феодор пел в хоре священнослужителей. Он пользовался в соборе всеобщей любовью и уважением; уже через два года по принятии им священнического сана единогласно был избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, был награжден камилавкой. Батюшка давно тяготился мирской суетой и стремился уйти в монастырь, но его удерживал долг перед домочадцами. В 1897 году скончалась теща, получила хорошее место свояченица, сын Михаил кончил Московское Императорское Техническое училище и женился. Путь в монастырь был открыт.
30 ноября 1898 года пресвитер Успенского собора отец Феодор Соловьев принимает в Зосимовой пустыни монашеский постриг с именем Алексий (в честь Московского святителя Алексия) от руки игумена Германа. Отец Герман, принимая в свою обитель всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у него появятся ростки гордости и самомнения, и начал смирять отца Алексия, поэтому первое время тому жилось нелегко. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Приходилось терпеть и на клиросе, где регентом хора был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и синодальное училище, хороший музыкант, но сложный и беспокойный человек.
Преподобный Алексий Зосимовский
Игумен Герман сразу стал духовным отцом иеромонаха Алексия. Он скоро узнал высокие духовные качества инока, его искреннее смирение, понял его светлую душу.
По благословению игумена Германа отец Алексий вел уроки по Закону Божию. Когда уроки заканчивались, отец Алексий после ужина читал братии творения святых Отцов и делал это до своего ухода в полузатвор. Кроме того, по праздникам он говорил поучения народу. Его проповеди были простые и понятные, но со временем он прекратил проповедовать, находя, что это может возбудить в нем тщеславие.
В то время он жил в северо-восточной холодной угловой башне. В 1906 году Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, тяжко захворал воспалением легких и мог умереть. Обращаясь к одному из иноков, он тихо сказал: “Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье”. После этого отец Алексий стал поправляться. Летом 1906 года отец Алексий перебрался в небольшую избушку, расходы по постройке которой взял на себя его сын Михаил.
Игумен Герман, увидев, как много людей стало приходить к отцу Алексию за советом и духовным руководством, отменил все другие послушания, назначив ему только старчество и духовничество. Это и стало самым главным делом монашеской жизни старца.
Поток исповедников стал сильно увеличиваться. Батюшка стал ходатайствовать перед лаврским начальством о позволении уйти в затвор, и 3 февраля 1908 года разрешение было дано; старец ушел в полузатвор сначала временно, до Пасхи. В эти дни вход в его избушку был закрыт для всех мирян, кроме семейства сына; даже братия могла входить туда на откровение помыслов только в известные часы по пятницам.
Период пребывания отца Алексия в полузатворе (1908–1916) был особенно труден и многоплоден. Его известность среди людей, ищущих духовного наставления, росла. К нему, как к свету, стремились отовсюду люди: государственные деятели, церковные иерархи, священники и иеромонахи (большей частью из воспитанников Московской Духовной Академии), простые монахи, особенно много монахинь из разных монастырей, а также военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне; представители всех сословий, всех возрастов, искали окормления у преподобного Алексия.
Летом 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос там имел большое значение, с духовным опытом старца считались все и с почтением прислушивались к его словам.
В 1914 году, в ночь на первый день Святой Пасхи, когда батюшка готовился служить Литургию, у него случился сильный сердечный приступ. С тех пор приступы стали повторяться чаще. Между тем число приезжавших к старцу увеличивалось с каждым годом.
Преподобный Алексий Зосимовский
Летом 1915 года у него произошло полное расстройство сердечной деятельности; он буквально умирал и полтора месяца никого не мог принимать. Телесная немощь и чувство близости смерти вынудили его задуматься об уединении и полном затворе.
В январе 1916 года, когда отцу Алексию исполнилось семьдесят лет, здоровье его еще ухудшилось. Он несколько раз обращался с просьбой об удалении в полный затвор. Вскоре наместник Лавры преподобномученик архимандрит Кронид106 привез указ, согласно которому отец Алексей ушел в полный затвор с 14 часов 6 июня 1916 года.
После ухода в затвор отец Алексий покинул свою избушку и поселился на втором этаже братского корпуса. Его келия размещалась вплотную к алтарю надвратной церкви Всех святых, и батюшка через особую дверь мог незамеченным входить в алтарь. По правилу жизни в затворе отец Алексий каждый четверг исповедовался, каждую пятницу молился за Литургией в алтаре и причащался.
15 июня 1917 года в Троице-Сергиевой Лавре открылся Предсоборный монашеский съезд. По личной просьбе архиепископа Московского и Коломенского святителя Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Священного Собора. 14 августа 1917 года он прибыл в Москву. Одним из центральных вопросов на Соборе был вопрос о восстановлении в Русской Церкви патриаршества, упраздненного Петром Первым. Избрание Патриарха было назначено на воскресенье 5(18) ноября в храме Христа Спасителя, оно должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили отцу Алексию. По окончании Божественной литургии был совершен особый молебен, старец Алексий принял благословение митрополита Киевского священномученика Владимира, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из ковчежца один из трех жребиев.
Гонения на Церковь разворачивались, начиналась гражданская война. На Пасху 5 мая (22 апреля) 1918 года Священный Собор закрылся, а осенью возобновил свою работу, но уже без старца Алексия, который по немощи был освобожден от участия в работе Собора и вернулся в Зосимову пустынь продолжить свой монашеский подвиг в полном затворе.
Получая все новые сведения о продолжавшихся преследованиях и физических расправах над самыми выдающимися представителями Церкви, отец Алексий решил, что должен усилить свой молитвенный подвиг и принять второй, более высокий монашеский постриг – великую схиму. Постриг в схиму был совершен 28 февраля 1919 года. После кончины в 1923 году старца схиигумена Германа, согласно его предсказаниям, началось разорение знаменитой обители. Отец Алексий со своим келейником отцом Макарием вынужден был переехать в Сергиев Посад, где они нашли приют в маленьком домике духовной дочери старца Веры Тимофеевны Верховцевой.
Преподобный Алексий Зосимовский
Однажды, когда отец Алексий лежал в постели недомогая, его приехал навестить святитель Патриарх Тихон. Батюшка, всегда с глубоким почтением относившийся к иерархам, был глубоко тронут вниманием Святейшего и чувствовал себя крайне неловко, оттого что встречал его и беседовал с ним лежа. Он несколько раз порывался опустить ноги на пол, но Святейший брал их и снова клал на кровать. После 1927 года отец Алексий уже только лежал, он с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Принимал только своих родных, близких духовных чад и монахов, и то не всех. За год до своей блаженной кончины, когда отец Алексий почувствовал ухудшение здоровья, он стал ежедневно приобщаться Святых Христовых Таин.
За два дня до кончины батюшка совсем ослабел. 2 октября 1928 года во вторник, в 8 часов утра старец по обыкновению причастился Святых Христовых Таин; несмотря на сильную слабость, он сам читал молитву перед Святым Причащением Верую, Господи, и исповедую… В 16 часов 20 минут ему стало легче, и он тихо отошел ко Господу.
Тропарь, глас 5. Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:
Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший Духом Пребожественным, избирая Патриарха Российскаго, Святителя великаго, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за Землю Русскую и спасение душ наших.
Кондак, глас 3:
Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость.
Молитва
О, преподобне отче Алексие, предивный угодниче Божий, чудотворче и преславный подражателю Христов, Любовию Божественною озаренный, стяжавший многие добродетели! Утешителю быв Всероссийский, духовный наставниче явился еси. Ты бо во времена лютых испытаний Святую Веру в людях укрепляя, немощных с одра восставлял еси, колеблющихся в жизни поддерживал еси, являясь всем чудным помощником и молитвенником Христовым. Ныне смиренно молим тя, отче святый, слабыя подыми, страждущих больных скоро уврачуй, всех притекающих к честней раце мощей твоих не остави в молитвах, подаждь нам Небесную помощь и многое исцеление в болезнех наших, милостив буди и не презри нас, грешных, прибегающих к пастырскому предстательству твоему.
О, преподобне отче Алексие! Моли Пресвятую Троицу, да упразднит раздоры и нестроения, ныне сущия на земли, да подаст людем своим вразумление и полное покаяние, и Отечеству нашему добрый мир и велию милость. Аминь.
* * *
Деяние о канонизации преподобного Алексия см.: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 2000. № 3(25). С. 263 сл.
Канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., пам. 27 ноября/10 декабря; см. также о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Альфа и Омега. 1998. № 2(16).