Коллектив авторов

Источник

Преподобный Силуан Афонский

*1866-†11 (24) сентября 1938

Прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г.

Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1992 г.

Память празднуется 11 (24) сентября (преставление) и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших)

Из Деяния Священнаго Собора о канонизации Преподобнаго СИЛУАНА Афонскаго Протокол – Оо. 823

Преподобно и весьма полезно есть исполнению Церкви и по кончине уважать и почитать добродетельными исправлениями просиявших еще при жизни в теле, ежегодными же службами и хвалебными песнями ублажая, поскольку похвала сия, в добродетели пожившим отдаваемая, к Самому Богу воссылается, у Которого всякая добродетель в людях, – как богословствуя тезоименитый богословия Григорий объявляет; и поскольку похваление добрых дел нерадивых и ленивых возбуждает и увещавает к исправлению добродетели, – а кто трудолюбно располагается к подвигу, того оно соделывает еще более преуспевающим.

Понеже таковыми изрядными исправлениями добродетели отличился и монах Силуан, уроженец России и на Святой Горе до полувека поживший в Святой Патриаршей и Ставропигиальной Обители Святаго всехвальнаго Великомученика и Целителя Пантелеимона, преподобием и святостью жития представив собой образом по Христе жительства и живою иконою добродетели, разными же Православными и душеполезными писаниями явившись апостольским и пророческим учителем Церкви и Христоименитаго исполнения, пришед в высокую духовную меру, сосудом быв Духа Святаго, подвизався как немногие в любви, и по всему сему почтенный от Бога дарованиями исцеления недугующих и страждущих и поразительной прозорливости – наша Мерность с иже о нас Преосвященнейшими и досточтимыми Митрополитами, в Духе Святом возлюбленными нам братьями и сослужителями, взирающе на богоугодное жительство, деяния же и исправления его, и общую пользу верных провидяще, решили, согласно с предшествовавшими нас божественными отцами и общему церковному обычаю следующе, подобающую божественным мужам отдать ему честь.

Сего ради соборно постановляем и определяем и в Духе Святом повелеваем, дабы отныне и в бесконечные веки Старец Силуан Афонский сопричислен был к преподобным и святым мужам Церкви <…>

В доказательство и утверждение сего есть и настоящее наше Патриаршее и Соборное Деяние, составленное и подписанное в том же Священном Кодексе Святой нашей Великой Церкви Христовой, в равной же и неизменной форме посланное Священному Киноту Святой Горы, с тем, чтобы быть сложену в их собственных Архивах.

В спасительном году 1987 в Ноябре месяце 26-го. Архиепископ Константинопольский †Димитрий <далее следуют подписи двенадцати митрополитов, членов Собора>

Препободный Силуан (Семен Иванович Антонов) родился в селе Шовском (Тамбовская губерния) в крестьянской семье. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение. Когда вскоре молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Семен коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона он прибыл осенью 1892 г. Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице; на стезю духовного подвига его вводил Афонский вековой уклад. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала “самодвижной”. Вместе с тем неопытный инок подвергался разнообразным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними брат Симеон изнемог: он почувствовал полную оставленность, его душу охватила адская тоска. Спустя час молодому послушнику явился Господь Иисус. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. Они особенно остро переживают ее неизбежное умаление и с напряжением, неизвестным другим, стремятся обрести утраченное: “знают они, что потеряли”. Когда действие Благодати стало слабеть, Симеона охватило “скучание о Господе”. Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло “разумным подвигом” очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан по-прежнему несет монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь “умному трезвению” – борьбе с помыслами; несет подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Спит он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15–20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет.

1998_html_4701c1b9

И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи <…> что должен я делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? <…> чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Откровение Господа преподобному Силуану в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. В этой же формуле заключен путь спасения всякого христианина. Он идет к блаженству, но через боль покаяния, к царственному богосыновству, но через сознание своего недостоинства. С этого момента преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но только еще через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. С ростом благодатных посещений менялся характер молитвы Преподобного. В ней начинает преобладать молитва за мир, “за всего Адама, как за самого себя”. Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: “Брат наш есть наша жизнь”, и его убежденность в том, что любовь к ближнему – условие познания Бога: “Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает”. Постриженный в схиму в 1911 г. преподобный Силуан несет послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым; †1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием. Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы Преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании. Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда он был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора и Русская Церковь шла путем мученичества. Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и “мог умолить Его о неисчетном множестве людей”. На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами этой молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle