Источник

Еще главы – Леонтия-иерея

1. Начало премудрости – страх Господень, разум же благ всем творящим ю (ср.: Пс.110,10).

2. Первый предел мудрости – помышление о смерти, ибо помнящий непрестанно о смерти никогда не захочет грешить.

3. Спасительно всегда иметь Бога в уме и сердце; ибо всегда помышляющий о Боге послушает заповедей Его и усердно будет сохранять их.

4. Христианин тот, кто носит Христа в сердце своем.

5. Истинно чистый, и среди огненных соблазнов, хранит неприкосновенным злу сердце свое.

6. Чистое тело, непорочное сердце, ум, освященный Духом благодати, – вот предметы, кои должно искать нам.

7. Кто истинно восприемлет в сердце страх смерти и суда, тот не станет более любить миpa, ни яже в мире; но, как бы гонимый, потечет во след Христа, зря горе и оттоле приемля Божественную помощь.

8. Кто возненавидел мир, тот избег печали; кто же пристрастен к видимому, того всегда давит забота и скорбь.

9. Тесен и прискорбен путь, вводяй в живот; это: утеснение чрева, мерность воды, скудость хлеба, обуздание языка и очей, отсечение своей воли, терпение бесчестия, благословение клянущих, добротворение ненавидящим. Блаженны идущие сим путем, ибо таковых есть Царствие Небесное!

10. Тот богат, кто стяжал молитву, пост, милостыню и любовь ко всем.

11. Поспешим, братие, к покаянию, поспешим, пока есть время. Время дано нам на исповедание грехов, плач и воздыхание, а не на утехи и увеселения.

12. Как хлеб нужнее всякой другой пищи для поддержания тела, так память о Боге, смерти и суде нужнее всего для поддержания доброго жития. Да ложится она с тобою вечером и пробуждается утром, и злые помыслы не возобладают тобою.

13. Без молитвы и благой надежды, что бы мы ни делали, не получим никакой пользы.

14. Грех к смерти есть всякий не очищенный покаянием грех.

15. Признак истинной мудрости есть благодушие в несчастиях и необвинение в том людей.

16. Творящий добро в надежде воздаяния не Богу работает, а себе.

17. Нелицемерный признак любви есть прощение обид.

18. Благодать таинственно дается крещенным в Христа, раскрывается же по мере исполнения заповедей. Она не перестает помогать нам, но от нас зависит творить или не творить добро.

19. Сколько бы ты ни был благоразумен, не забывай всегда обращаться к Богу и от Него ожидать вразумления, ибо промышление Божие премудрее нашей мудрости.

20. Когда сердце от труда подвигнется желанием утех, прегради ему путь камнем опасности падения и возврати его вспять уздою самопринуждения.

21. Скорби, искушения, беды, как в школе какой, обучают человека и делают его способным к восприятию небесных благ.

22. Покаяние ценится не по долготе времени, но по расположению души и сердца.

23. Возлюби Христа, а не золото. Где мамона, там нет Христа; где Христос, там нет мамоны.

24. Бывает часто, что мы ненавидим грехи, но корней их отсечь не решаемся.

25. Плоть похотствует на духа, дух же на плоть, но ходящие по духу не творят похоти плоти.

26. Воздержание в отношении к помыслам есть обуздание их страхом Божиим и недопущение до соуслаждения, сосложения и похоти.

27. По крещении другое крещение есть, – крещение слез.

28. Стой на молитве со страхом и трепетом, как осуждаемый пред судиею.

29. Есть пять причин, по коим попускает Бог искушения, соблазны и беды: а) чтоб, боримые и борясь, мы навыкли различению добра и зла; б) чтоб трудом в борьбе стяжанная добродетель была тверже и непреткновеннее; в) чтоб, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись во смирении; г) чтоб за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды; д) чтоб, достигши бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе, помогшей нам.


Источник: Палестинский патерик : рукописи обители святого Саввы Освященного, переведенные с греческого Феофаном Затворником. - Москва : Правило веры, 2009. - 445 с. ISBN 978-5-94759-091-3

Комментарии для сайта Cackle