Источник

О пьянстве слово инока Антиоха

Пьянство есть грех более тяжкий, нежели объядение, и совершенно воспрещается Божественным Писанием. Совсем не уместно нам угождаться им, как иные мудрствующие по-мирски имеют обычай хвалиться тем, что упиваются. Это упивание ничего другого не приносит, кроме исступления ума и бедности. И тело соделывает оно изможденным и расслабленным. Хорошо и неукорно употреблять немного вина немощи ради телесной. Ибо как земля, напаяемая умеренным дождем, с избытком возращает вверенное ей чистое семя, а переполненная обильным дождем (опьяненная), приносит только терния и волчцы, так и земля сердца нашего при умеренном употреблении вина отдает чистыми естественные свои семена, будучи же все пропитано вином от многопития, приносит одни тернии нечистых помыслов. Это упивание делает еще и то, что над пьянствующим неразумные смеются, а разумные плачут о нем. Так Божие Писание говорит, что Ной, муж праведный, выпил вина и, опьяненный, лежал нагой, и это не потому, чтоб он был винопийца, но потому, что не знал еще силы вина. Увидев его, неразумный Хам осмеял его, а дети разумные прикрыли его.

Итак, будем, братие, бегать от демона пьянства, чтоб не быть осмеянными от него, но паче да утвердим себя в трезвости, да цел будет человек и с владычественным своим (то есть умом), как заповедует и Приточник, говоря: не буди винопийца... всяк бо пияница... обнищает (Притч.23,20–21). И опять: кому горе? кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине? и не назирающим ли, где пирове бывают? (ст.29,30). И наводит: не упивайтеся вином, но беседуйте с человеком праведным (ст.31). Другой говорит: в вине не мужайся, многих бо погуби вино (Сир.31,29). И опять Приточник: иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынях оставит безчестие (Притч.12,11). Еще: не будь винопийца, ибо не пользует безумному сладость (Притч.19,10). И еще: неразумно и укоризненно пиянство: и всяк пребывали в нем, не будет премудр (Притч.20,1). Пророк Осия говорит о древнем народе (в укор ему): вино и пиянство прият сердце людий моих (Ос.4,11). И Исайя, окаявая проводящих время в винопитии, говорит: горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я (Ис.5,11). И опять: вином прельщени суть... жрец и пророк изступиша ума от сикеры... прельстишася (Ис.28,7). Подобно сему и Иоиль вопиет: утрезвитеся пиянии от вина своего и плачитеся; рыдайте ecu пиющие вино до пиянства (Иоил.1,5). Плакать и рыдать повелевается любителям винопития. И поистине, пьянство есть дело людей презреннейших и заблуждших, как Иов, произнося суд свой над некиим, говорит: да заблудят, якоже пияный (Иов.12,25).

Хотящие вести жизнь свою благочестно шествуют незаблудно прямым путем, повинуясь слову Апостола, который говорит: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф.5,18). Еще: пияницы... Царствия Божия не наследят (1Кор.6,10). И опять: питающаяся пространно (подгуливающая вдовица) жива умерла (1Тим.5,6). И наводит: не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф.5,17). Все срамные страсти распложаются от пьянства. Как и Давид говорит: нощь просвещение в сладости моей (Пс.138,11); то есть ночь была вокруг меня, бедного, а я того не ведал, почитая светом сласть, тогда как она есть ночь. Мрак и тьма – время пьянствующих, по Апостолу (1Сол.5,7). Историю о дщерях Лота я охотно пройду молчанием. Но Господь, подтверждая предлагаемую истину, всем заповедует, говоря: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21,34). Ему слава во веки веков. Аминь.


Источник: Палестинский патерик : рукописи обители святого Саввы Освященного, переведенные с греческого Феофаном Затворником. - Москва : Правило веры, 2009. - 445 с. ISBN 978-5-94759-091-3

Комментарии для сайта Cackle