составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Сеолфрит, игумен и исповедник Уирмутский и Ярроуский (память 25 сентября, перенесение мощей 8 октября)

Святой Сеолфрит (Ceolfrith), или Джеффри, друг и духовный сын святителя Бенедикта (память 12 января), родился в 642 году, и был, вероятно, уроженцем королевства Нортумбрия. Первое упоминание о нём, как о помощнике Бенедикта в основании монастыря в Уирмут (Wearmouth) относится к 674 году. В году 678 он сопровождал Бенедикта в Рим. Немногим позже, в году 681, Сеолфрит был активным, учёным и горящим о Господе человеком, он был достоин стать преемником Бенедикта. Он удвоил большую библиотеку, собранную его предшественником, и увеличил число монахов до шестисот. Он также приумножил богатства монастыря, получив от Короля Альдфрита (Aldfrith) земли на реке Фреска (Fresca), которые были впоследствии обменены на владения неподалёку от монастыря, в местечке, именовавшемся в ту пору Самбюс (Sambuce). Через монахов, которых он посылал в Рим, Сеолфрит получил от Римского папы Сергия новую хартию привилегий для монастыря, или достаточное возобновление тех привилегий, которые были даны Бенедикту Римским папой Агапием.

Святой Сеолфрит окормлял монастыри Уирмут и Ярроу в течение двадцати шести лет, и, кажется, занимался со своими монахами исключительно учёбой и обучением. Его школа была очень знаменита, и именно в ней достопочтенный Беда (Beda) получил образование, а в 701 году Римский папа направил посыльного, чтобы пригласить одного из его монахов для советов в решении некоторых духовных вопросов большой трудности.

Несколько лет спустя, приблизительно в 710 году, совета Сеолфрита испросил Наитан, король пиктов, который стал праздновать Пасху по Православному календарю и постригать монахов по Римской традиции. По ходатайству этого принца, Сеолфрит послал ему письмо, излагающее аргументы об основании церковных правил, а вместе с ним и архитекторов, чтобы построить каменную церковь в западно-римского стиле. Это письмо сохранено Бе́дой.

Когда возраст и болезнь указали Сеолфриту на приближение кончины, его увлекло желание окончить свои дни в апостольском городе Риме. Бе́да, который, вероятно, присутствовал при этом, описывает особенно эмоциональную сцену прощания. Монахи убеждали Сеолфрита остаться, поскольку видели, насколько слаб он для столь длинной поездки. Они боялись, что он умрет на пути, но их усилия были напрасны.

В четверг, в 4-ый день июня 716 года, сразу после первой литургии, Сеолфрит стал готовиться к отъезду, несмотря на просьбы тех, с кем он провёл так много лет. Монахи, числом приблизительно в шестьсот, собрались в церкви в Веармуте, и Сеолфрит, помолившись, встал рядом с алтарем, держа в своей руке горящее кадило, и дал им своё благословение. Затем они покинули церковь и пошли к берегу, с пением, часто прерываемым громкими рыданиями. Когда они прибыли в спальный корпус, Сеолфрит вошёл в находившуюся там молельню святого Лоренса (Lawrence), и дал им своё последнее наставление, настойчиво убеждая монахов жить в братской любви, поддерживать строгую дисциплину и постоянство в их обязанностях пред Богом, а также попросил их молиться за него.

На берегу реки Тайн (Tyne) он попрощался с каждым из них, и тогда они пали пред ним на колени и получили его благословение. Через реку его сопровождали дьяконы церкви с зажженными тонкими свечами и золотым крестом. Когда он достиг противоположного берега, Сеолфрит приложился ко кресту, а затем сел на лошадь, которая отвезла его на корабль.

По возвращению в Уирмут монахи первым делом занялись выбором преемника Сеолфрита. Их новый игумен по имени Нуэттверт (Hwaetbert) был немедленно послан с несколькими братиями вдогонку Сеолфриту, чтобы повидаться с ним в последний раз. Они нашли Сеолфрита на побережье, ожидающим судно. Он одобрил их выбор и подтвердил его, а затем получил от нового игумена приветственное письмо Римскому Папе Григорию.

Предчувствия монахов вскоре оправдались: медленно продвигаясь через Галлию, при приближении к городу Лангр (Langres), или иначе Лингона (Lingonas), что в Лионской епархии, 25 сентября того же года, Сеолфрит внезапно настолько ослаб, что его спутникам пришлось тотчас остановиться среди полей, где он и умер почти сразу.

Его тело поместили в монастыре Близнецов-Мучеников, в южном пригороде города, а его спутники отправились в Англию, чтобы принести новости своим друзьям. Бе́да, приводит дату смерти Сеолфрита, и сообщает нам, что ему было семьдесят четыре лет от роду и что он был сорок семь лет пресвитером и тридцать пять лет игуменом, включая период, во время которого он окормлял лишь монастырь Ярроу.

Его святые мощи были впоследствии перенесены из Лангра в Уирмут. Позднее, при подходе датчан, превративших монастырь в руины, они были снова приняты монахами, которые совместно с монахинями игуменьи Хильды, перенесли их в Гластонбери.

Сеолфрит заслужил бы место среди англо-саксонских авторов, даже если бы он не написал ничего другого, кроме письма или трактата о Пасхалии, адресованного королю пиктов. Его письма отличают четкость стиля, а также замечательная энергия и ясность, при этом надо помнить, что автору было тогда шестьдесят восемь лет, что в ту пору означало гораздо больший возраст, чем теперь.

Святого Сеолфрита поминают в день его упокоения, 25 сентября/8 октября. Перенос его мощей празднуется 8/21 октября.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle