составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Сезарий († 542–543? память 27 августа)

Образец высокой духовности, он был отмечен Церковью даже за пределами Страны Арля. Святой Сезарий (Césaire) всей своей жизнью явил Евангельский образ Пастыря Доброго, отдав ее целиком Богу, Церкви и людям. Он пронес свой груз, храня тройную заботу о достоверности учения, об организации жизни церкви и о ее укоренении в духовной жизни.

Взгляд на его жизнь показывает, что уже его первые годы приготовили к этой задаче. Он родился, вероятно, в 470 году в Кастильоне (Castillon), что около Шалона на Саоне (Châlon sur Saône). В 488 году его постригает в монахи Сильвестр, епископ Шалона (Châlon), и он остается на своей службе в течение двух лет. Но его привлекала более уединенная жизнь, и быть может, ради того, чтобы избежать препятствий со стороны семьи, он убегает в Лёранс в 490 году. Там он был принят, как новоначальный, игуменом Прохором (Procaire).

Монашеская жизнь всегда будет накладывать на него особый отпечаток. В Лерансе он наверняка приобрел существенную часть своих знаний, воспринятых из святых книг и от отцов церкви. Он опирался на святого Августина, святого Амвросия Медиоланского и святого Илария Пиктавского.

Его манил престиж мирской науки. Однажды, утомленный, он заснул над своей книгой и, как в сновидении, он увидел змею, которая глодала ему руку и плечо. Для него это послужило знаком того, что он должен оставить мирскую культуру, чтобы посвятить себя главному.

Сезарий был также искушаем помыслом о священном героизме, но вскоре его здоровье было подорвано умервщлением плоти. На восстановление здоровья он был отправлен в Арль.

Епископ Леон, его родитель, присоединил Сезария к своему духовенству, рукоположив во диакона, а затем во священника. Он посылает Сезарий в качестве игумена, чтобы восстановить порядок в мужском монастыре Тринкетай (Trinquetaille). Было это в 499 году. В 503 году по рекомендации Эона (Eone), его заменил Сезарий.

Он сопровождал епископа Шалона, а его сильная духовная жизнь, знания, приобретенные в Леранс; великодушие в самопожертвовании, приготовили Сезарий к тому, чтобы исполнить самому это епископское служение.

«Наблюдайте за вами самими и за всем стадом, в которое святой Дух вас поместил как ответственных, чтобы быть пастырями Божией Церкви», – писал еще святой Павел. «Я знаю, – добавлял он, – что жестокие волки будут проникать к вам».

Довольно скоро Сезарий оказался обвинен в желании, чтобы Арль перешел под управление бургундцев, и его изгоняют в Бордо. Он был признан невиновным, возвратился и начал строительство женского монастыря. Это дело было новым.

В 506, он возглавил церковный собор в Адже (Agde). Во время оккупации Арля франками и бургундцами, в 507 году его арестовали, но затем отпустили. В 513 году ему пришлось предстать в Равенне (Ravenne) перед Теодориком (Théodoric). Вновь он был признан невиновным. Эти испытания нисколько не помешали Сезарию выполнить его задачи.

Как говорил еще святой Павел: «Среди вас появятся люди, которые поддержат клеветнические речи». Это было время, когда арианская, равно как и пелагианская ересь приобрела многих сторонников, что стало поводом для Сезария быть бдительным, уточнять и настаивать на учении о святой Троице. На Церковном Соборе в Вэзоне (Vaison) было постановлено, чтобы Трисвятое пели во время всей службы. «Я вас поручаю Богу и ниспосланию Его милости, – утверждал еще Павел, подчеркивая значимость освящения для жизни Церкви.

В 512 году Сезарий основал монастырь святого Иоанна. Там он поставил игуменьей свою сестру Сезарию, которая уже жила некоторое время в женском монастыре, близком к святому Виктору Марсельскому. Этот монастырь процветал, и под именем монастыря святого Сезарий просуществовал непрерывно вплоть до Революции.

Сезарий написал очень точное монашеское правило, которое впоследствии менял в зависимости от опыта. Он написал другое, более короткое правило для монахов из Тринкитая.

Он утверждал значимость духовной жизни священников, которых приглашал к совместному служению. Прежде чем рукополагать священников, он требовал, чтобы они прочитали Библию четыре раза.

«Святой Дух поставил вас ответственным за стадо», – настаивал еще святой Павел. Постепенно юрисдикция Сезарий стала все более и более распространяться. После возвращения из Равенны он остановился в Риме, где папа Симмак (Symmaque) вручил ему посох (pallium), знак архиепископа, подтвердив его в правах митрополита, и назначил его наместником Рима в Испании и Галлии.

Он организовывал приходы и постановил, что священники могут проповедовать, хотя, согласно обычаю того времени, это мог делать только епископ. Наставление оставалось постоянной заботой Сезария. Мы имеем большое число его проповедей, которые сохраняют свою актуальность.

Он также посещал приходы. На церковном соборе в Вэзоне он добился того, чтобы добавить правило, касавшееся образования духовенства Галлии. Согласно этим правилам священники селят молодых чтецов, которые получают образование, по окончании которого они смогут выбрать либо брак, либо рукоположение.

Он всегда хранил заботу о бедных. Чтобы помогать им, он дошел до того, что продавал свои вещи и даже украшения церкви. В то время, когда Сезарий был на суде в Равенне, он узнал, что часть населения Оранжа (Orange) захвачена и сумел ее выкупить.

Он умер в Арле, вероятно, 27 августа 542 или 543 года накануне праздника святого Августина. Он стал образом из тех сильных людей, которые умели найти верный путь евангелизации в те варварские времен. Человек с новым взглядом, который был скорее апостолом, нежели прелатом, лишенный тщеславия и любого светского багажа, он был озабочен тем, чтобы передать христианское наследство.

Да поможет нам святой Сезарий обрести умение быть такими же подлинными свидетелями Евангелия сегодня.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle