составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Самсон из Доля

Святой Самсон, епископ Дольский († 565, память 28 июля)

Святой Самсон, или Сампсон, епископ в Доле, что в Бретани, родился в Гламоргане (Glamorgan), что в Уэльсе, приблизительно в 485 году. Существующее Житие святого Самсона – быть может наиболее раннее из жизнеописаний Британских Кельтских святых. Академические мнения разделены в том, было ли оно написано в VII столетии, т.е. в пределах 50 лет после его смерти, или в IX. Самые ранние датированные рукописи относятся к XI столетию.

Он был один из величайших миссионеров, когда-либо прибывавших из Англии. Его родители, Аммон (Ammon), лорд Гламорган, и Анна из Гвента (Gwent), посвятили его служению Господу, потому что он был «ребенком обета» после долгого периода бездетности его родителей. Согласно его житию, он был воспитан в монастыре Лланвит (Llanwit) Главный, что в Гламоргане, который в это время управлялся святым Илльтыдом (Illtyd, память 6 ноября). Там Самсон был рукоположен в дьякона и священника.

После рукоположения Самсона два племянника Илльтыда из ревности покушались на его жизнь. Поэтому Самсон покинул монашескую обитель и жил какое-то время у Пиро (Piro) на острове Калдей (Caldey), или Йинис Бийр (Ynys Byr), что у побережья Пемброкшира (Pembrokeshire). Там он служил келарем. Его отец и его дядя Умбрафел (Umbrafel) присоединились к нему там после того, как его отец поправился после серьезной болезни, во время которой он получал от сына молитвенную помощь. Когда Пиро умер, Самсон заменил его, став игуменом монастыря в Калдее. Но он ушел в отставку после путешествия в Ирландию в качестве проповедника.

Он возвратился в Уэльс, где он жил как отшельник со своим отцом и двумя другими отшельниками около устья реки Северн (Severn). Затем он отправился в Корнуолл, где он был хиротонисан во епископа святым Дайфригом (Dyfrig), или Дубрицием (Dubricius, память 14 ноября), епископом Кэрлеонским (Caerleon), и назначен игуменом его монастыря. Самсон много странствовал по Корнуоллу в качестве проповедника. Он основал монастыри и храмы в Падстоу (Padstow), Сент Кью (Saint Kew), Саутхилле (Southill) и Голанте (Golant). Вероятно, он посетил и острова Сцилли (Scilly). Повсюду к нему собирались ученики, среди которых были святые Остелль (Austell, память 28 июня), Меван (Mewan, память 21 июня) и Виннок (Winnoc, память 6 ноября). Последнее, впрочем, может не верно, так как Виннок умер в 717 году).

Наконец, Самсон пересек Ла-Манш и отправился в Арморику (Armorica), где он высадился в устье Гюйо (Guyoult), чтобы продолжить свою проповедь в Бретани. Приват (Privatus), галльский римлянин, дал ему поблизости участок земли для строительства монастыря в 525 году. Там в будущем был появился город Доль (Dol).

Под руководством Самсона Доль стал духовным центром Бретани. Энергичный организатор и рьяный проповедник, святой Самсон основал многочисленные монастыри, включая Пенталь (Pental) в Нормандии, и Слово Божие прозвучало во многих краях. Есть мнение, что он был в Доле епископом, хотя там не было постоянной епископской кафедры, которая появилась намного позже. Он вероятно был тем самым «Samson peccator episcopus», который подписал акты Парижского Собора 557года.

Его забота о справедливости, равно как и временный характер его положения как епископа и игумена, часто вовлекали его в политические дела. Когда Кономор (Conomor), или Конмор (Conmor) убил короля Домнонии (Domnonia) и узурпировал трон, который по справедливости принадлежал Бретонскому правителю Жюдвалю (Judwal), или Жюдуалю (Judual), святой Самсон отправился в Парижу, где при поддержке святого Жермена (Germain, память 28 мая), епископа Парижского, он заручился помощью короля франков Хильдеберта. По возвращению он прошёл вниз по Сене и основал обитель для кающихся в Вернье (Vernier).

Во время второго посещения Парижа ему предоставили земли в окрестностях Ренна (Rennes). Также ему были даны в правление Нормандские островам. На самом деле, именно с острова Гернси (Guernsey), где один из городов теперь носит его имя, он и Жюдваль начали свои действия, чтобы сместить узурпатора Кономора. После трех сражений Жюдваль отвоевал свое королевство, а Самсон возвратился в свою епархию и монастырь в Доле.

В конце своей жизни, когда Самсон почувствовал близость своей кончины, он предпринял большую поездку по всей Нейстрии. Подробный отчет об этой поездке составили бретонские барды. Сопровождаемый семью монахами, семью учениками и семью эскортами, он медленно перемещался от прихода к приходу, часто останавливаясь для проповеди или для вознесения Божественных Приношений. Его миссия завершилась лишь вместе с его кончиной.

Анонимный биограф отводит не мало места описанию многочисленных чудотворений святого Самсона. Недавние исследования показывают, что Самсон был духовным лидером Британских колонистов, осваивавших Бретань, и ведущей фигурой в истории евангелизации Корнуолла и Нормандских островов.

Часть его мощей, включая руку, а также епископский посох были приобретены королем Ателстаном Уэссекским (924–939), для монастыря в его честь в Милтон Аббас (Milton Abbas), что в Дорсете. Святого Самсона почитают во многих местах в Англии. Кроме того, имеются шесть древних посвящений ему, также, как и другим в Корнуолле и Бретани. Имя Самсона весьма почитаемо повсюду в Бретани и Уэльсе. Узуард внес его имя в «Римский мартиролог». Существуют несколько ранних житий Самсона. Самое старое, напечатанное издательством Мабийон (Mabillon) в его «Acta Sanctorum» с рукописи из Сито (Citeaux), и снова болландистами, утверждает, что оно составлено на основе от информации, полученной от современников святого, что относит эти источники приблизительно к 600 году. Иерей Плэн (Dom Plaine) в «Analecta Bollandiana» редактировал другое, более полное жизнеописание с рукописи 719 года, которую он расценивает как более раннюю, чем Мабийон. Имеются многочисленные более поздние жития.

Самсона изображают с крестом или посохом вместе с голубем и книгой.

Тропарь святому Самсону, глас 3

Ваша великолепная жизнь, O святой Самсон, /

Просвещала всех ваших родных./

Они последовали за Вами в монашеской жизни /

И сами воссияли ясным светом/

Когда Вы, посвященный Иерарх, повинуясь Небесному видению/

Воздвигли в Бретани монастыри во Славу Божию,/

Моля Христа Бога нашего о Его великой милости.

Святой Самсон из Доля (память 28 июля)

В епархии лишь одна деревня в епархии носит его имя – Сан-Самсон-Ла-Потери (Saint-Samson-La-Poterie). В епархии имеются четыре церкви, освященные в честь святого Самсона – в Кампо (Campeaux), Клемоне (Clermont), Куинкампо-Флези (Quincampoix-Fleuzy) и Сан-Самсон-Ла-Потери (Saint-Samson-La-Poterie).

Житель Уэльса, Самсон стал учеником святого Ильтута (Iltut) в Гламоргане (Glamorgan). Затем он принял монашество, позднее стал игуменом на острове Кади (Caldey). После пребывания в Ирландии он обосновался в Корнуолле, где он был хиротонисан во епископа святым Дубрисом (Dubrice). Тогда он отправляется в Арморик (Armorique) для проповеди в Бретани. Затем он поселяется в монастыре в Доле (Dol). Его всегда почитали в Бретани и в Уэльсе.

– Мои любимые братья и дорогие дети. Я умираю и охотно оставляю эту юдоль печали, чтобы возрадоваться подле Бога на небесах. Когда я предстану перед Богом, я буду молиться за Вас…

Святой Самсон родился в Уэльсе в окрестностях Дыведа (Dyved) в 495 году, в одной из наиболее благородных семей Великобритании. Его отец Аммон и мать Анна оба служили главе региона. Будучи много лет бесплодной, вопреки всем ожиданиям, Анна уже в возрасте родила столь желаемого сына. С согласия мужа она решает посвятить себя Богу, чтобы возблагодарить Его за явленную милость.

Мальчика взяли в школу соседнего монастыря Ллантвит Майор (Llantwit Major), игумен которого, святой Ильтут был монахом, известным своей святостью и своими навыками. Там Самсон изучил Священное писание, философию, геометрию, науку о числах, естествознание, грамматику и риторику и показал свою работоспособность и веру. Его тихий, скромный, приятный, приветливый характер нравился соученикам, так же, как и его желание всегда служить другим.

Преуспев во дьяконстве, он был рукоположен епископом Дюбриком (Dubric) во священника двумя годами позже.

Затем он оставил монастырь и отправился на остров Калдей (Caldey), где стал сначала экономом, а затем и игуменом монастыря.

В течение нескольких лет он вел отшельническую жизнь, предаваясь молитвам, размышлениям и божественному созерцанию. Он явил себя чудотворцем.

Затем вместе с учениками он отправился в английский Корнуолл (Cornouaille), где останавливался в монастырях, произносил проповеди и обращал в святую Веру. Святой Дюбрик, узнав о его талантах, хиротонисал его во епископа.

Затем вместе со своими учениками, среди которых был святой Маглуар (Magloire), он сел на судно и прибыл в Арморик (Armorique). Гало-римлянин Приват (Privatus) уступил ему местность, где Самсон построил монастырь. Позже вокруг этого монастыря появился городок Доль, который стал играть ведущую роль в религиозной истории Бретани.

Сразу по прибытии Самсон стал ездить по всему региону, сея везде Благую весть. Он стал известен как защитник слабых. Узнав, признав и полюбив его, благородные души стали предоставлять ему земли, чтобы он мог создать монастыри для духовного окормления местного населения. По единогласной просьбе духовенства и народа он вскоре оказался епископом Доля (Dol). По преданию, он был хиротонисан во епископы королём Хильдебертом I.

Он был среди епископов, которые присутствовали на втором Парижском церковном соборе (561–567) во время короля Хариберта.

«Богу было угодно, чтобы он умер 28 июля приблизительно в 564/565 году в возрасте 84 лет»

Похороненный в монастыре Доля, он остается там до 966 года, откуда перед вторжением датчан его мощи были перенесены в Париж. Оказавшись под защитой короля Гуго Капета, его мощи были помещены в церковь святого Варфоломея (Barthélémy). После заключения мира бретонцы потребовали тело назад, но Гуго Капет «даровал им только часть, включая, голову, оставив себе остальное». Во время возвращения в Бретань эти бретонцы были арестованы в Орлеане (Orléans), где они оставили мощи святого. Там мощи остаются до 1562 года, до момента, когда гугеноты рассеяли их остатки.

Что касается Гуго Капета, то он превращает церковь святого Варфоломея в монастырь. Позже, в 1138 году этот монастырь вместе с мощами перемещается на улицу Сан-Дени. При Катерине Медичи, монахи, покидая монастырь, помещают мощи в церковь святого Жака.

Наконец, когда кардинал Гонди (Gondi) делает из этого монастыря, расположенного в пригороде святого Жака, семинарию, священники молельни помещают мощи Самсона в раку.

Тридцатью годами позже, в 1652 году, Николя Шоар де Бюзенваль(Nicolas Choart de Buzenval), епископ Бовэ, получает кость руки святого для приходской церкви в Клермоне (Clermont), в землях Бовэ, святым покровителем которых, считается святой Самсон.

В Доле святого Самсона вспоминают как просветителя Корнуайя (Cornouilles), Нормандских островов и Бретани.

Его почитание в Англии получило значительное распространение, когда Этельстан, (Athelstan), король Уэссекса (Wessex) в период с 924 до 939 года, получает в качестве реликвий одну из его рук.

Святого Самсона обычно изображают с крестом, часто также палкой или еще с голубем и книгой.

Монастырь, основанный святым Самсоном, стал основой для создания города Доль. Номиноэ (Nominoë), король бретонцев, придавал в IX веке первостепенное место религиозной жизни провинции, придав этому городу статус метрополии, который епископы Доля оспаривали с епископами из Тура до 1199 года. Епархия Доля будет отменена в 1790 году в момент её объединения с епархией Ренна (Rennes).

Сегодня в соборе святого Самсона в Доле, что в Бретани, можно восхищаться большой стойкой, на которой сохраняется великолепный витраж в медальонах работы монаха Валера (Valère). Несмотря на реставрации, осуществленные в различные эпохи, она может фигурировать среди наиболее красивых витражей конца XIII века. Там изображены сцены из преданий, касающихся жизни некоторых святых, в частности, святого Самсона, основателя епархии. В осевой часовне находится два ковчега XVIII века с мощами святого Самсона и святого Маглуара


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle