составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святые Роман († 460) и Люписин († 480), игумены Кондатские (память в високосные годы 29 февраля)

Святые Роман (Romain) и Люписин (Lupicin) родились в конце IV века в честной семье, жившей в нынешней епархии Беллей (Belley), это два французских святых.

Роман вел чистую жизнь, не смотря на все соблазны века. Он жил некоторое время под руководством святого игумена, у которого получил серьезный урок монашеской жизни, а затем ушел, в возрасте тридцати пяти лет, в Кондат (Condat), что в лесах Юры (Jura). Там он вел жизнь прежних отшельников, посреди хищников, будучи забыт миром и забыв о нем самом. Но в планах Бога это было только подготовкой, ибо предназначение Романа состояло в том, чтобы основывать монастыри, где явились бы в полном цвете все чудеса святости, имевшие место на протяжении уже более двух веков в пустынях Востока. Первым его учеником был его брат Люписин.

Бог даровал двум братьям разные характеры. Насколько Роман был приятен и снисходителен, настолько Люписин был замкнут и тверд. Его можно было бы обвинить в излишке замкнутости и суровости, если бы он не был еще более тверд по отношению к самому себе, чем к другим. Не смотря на всю разность характеров святых, они пребывали в совершенным согласии. Люписин часто превосходил меру, а Роман сдерживал его. Если Роман испытывал потребность в энергии, то прибегал к Люписину, железная воля которого разбивала любое препятствие.

Однажды, когда урожай был очень обилен, монахи ослабили воздержание, что не ускользнуло от внимания Романа. Святой игумен поручил своему брату, заставить братию некоторое время не вкушать ничего, кроме простой ячменной каши. Двенадцать монахов оставили монастырь, другие смирили свой пыл. Роман оплакивал двенадцать монахов и жаловался брату. Он пролил столько слез и вознес столько молитв, что двенадцать беглецов возвратились и стали вести строгую и созидательную жизнь.

Однажды один из самых старых монахов упрекнул Романа в том, что он слишком легко переносит все поводы, которые ему представлялись. От этого возник риск того, что не будет места для новых, блестящих учеников. «Мой брат, сказал ему святой, одному лишь Богу ведомы глубины сердец, давай доверимся Ему в этом. Давай примем всех этих овец, которых нам посылает Небесный Пастырь, и своим усердием приведем их с собой к вратам Рая».


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle