составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святая Радегонда, Королева Франков (память 13 августа)

Дочь короля Бертэра, одного из трех правителей, деливших между собой королевство Тюрингия, святая Радегонда родилась в 518 году в Эрфурте. После убийства своего отца и захвата королевства ее дядей Херменфредом, она была воспитана при дворе последнего. Короли франков, Тьерри и Хлотарь, сын Хлодвига, настойчиво подбиваемые Херменфредом на подавление мятежа, поднятого его братом, захватили Тюрингию и поделили членов королевской семьи в качестве трофеев. Юная Радегонда досталась Хлотарю, королю Суассона, печально знаменитому своей разгульной жизнью, который вознамерился взять ее в жены, когда ее образование будет завершено.

Она получила высококлассное литературное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин, на королевской вилле Атье в Вермандуа. Будучи еще ребенком, она вела молитвенную жизнь и имела обыкновение собирать всех бедных детей и, умыв их, прислуживала им за столом, после чего они все шествовали в молельню. Прошло почти пять лет, и овдовевший к тому времени Хлотарь вызвал красивую пленницу в свой двор. Пришедшая в ужас Радегонда бежала, но была поймана и немедленно доставлена в Суассон, где и состоялось бракосочетание. Положившись на Промысел Божий, она стала преданно исполнять свои обязанности супруги и королевы, не отделяясь, тем не менее, от Царя Небесного: «Христос был ее уделом куда более, чем брак человеческий», писал биограф. Она уделяла милостыне большую часть своего времени, отдавая свои украшения церквям и монастырям, и раздавая все вплоть до своих одежд нуждающимся. Она воистину видела Христа в нищих, чью наготу она покрывала, и смотрела на всякое не розданное добро, как на потерянное.

В предоставленном ей королем городе Атье, она основала больницу, где служила самым бедным и обездоленным. При дворе она носила грубую власяницу под своими королевскими одеждами, и когда принимала участие в банкетах, то просила подавать себе блюдо бобов или чечевицы. Как только приходил час службы Божией, она находила повод, чтобы оставить стол. Ночью она оставляла свое королевское ложе, дабы пребывать в многочасовых молитвах, распростершись на полу в своей молельне. Королю говорили: «Ты женился на монашенке, а не на королеве!» Хлотарь раздражался таким поведением и осыпал свою супругу упреками; но под действием ее святости, пытался затем возмещать свои оскорбления подарками или помилованием приговоренных к смерти. Когда король отсут­ствовал, «королева пребывала, припавши к стопам Христа, чье присутствие она ощущала, и, как если бы это насыщало ее изысканными блюдами, она пребывала в молитве, в слезах наслаждаясь своими долгими воздержаниями от пищи. Когда она узнавала о приходе человека Божия, то отправлялась к себе домой с несколькими последовательницами и проводила целые дни, слушая рассказы о том, как достичь вечной жизни.

Брат королевы, вовлеченный в бунт в Тюрингии, был казнен по приказу Хлотаря (555). Святая Радегонда, испытывая от этого невыносимую печаль, и не желая продолжать супружескую жизнь с убийцей своего брата, получила от Хлотаря согласие на то, чтобы посвятить себя полностью Богу. Когда она обратилась к святому Медарду, епископу Нуайонскому (память 8 июня), святой епископ, вначале колебался, опасаясь оказаться отстраненным от алтаря теми, кто хотел помешать королеве принять постриг.

Тогда Радегонда укрылась в ризнице, где облачилась в монашеские одежды. Вновь появившись перед епископом, она сказала: «Если ты сомневаешься в том, чтобы меня рукоположить, и, если ты боишься человека больше чем Бога, так знай же, пастырь, что с тебя спросят отчет за душу твоей овцы». Тогда святой Медард возложил на нее руки, дабы посвятить ее в диакониссы.109 Тотчас, раздав свое добро, святая уехала в Тур, чтобы поклониться там могиле святого Мартина. Она основала там мужской монастырь, после чего вернулась в свою виллу в Сэ с небольшой группой своих последовательниц, ставших ее ученицами.

Со дня своего рукоположения до самой смерти, Радегонда не вкушала ничего кроме сырых овощей и плодов. Во время Поста каждые четыре дня она сама дробила каменным жерновом зерно, которое служило ей пищей, делая после этого то же самое для соседей. Всегда в ровном настроении, и в радости, и в печали, королева делала себя служанкой для всех, в особенности для нищих и обездоленных, которых ежедневно принимала у себя за столом и которых мыла своими руками. И, когда появлялись прокаженные, она принимала их в стороне и без свидетелей, омывала им лицо, которое обнимала с любовью, заботилась об их гнойных ранах и затем отправляла их с подарками. В то время как она вела такую жизнь, угодную Богу, у нее было однажды видение, во время которого Церковь Христова ей сказала: «Доныне ты оставалась на моих коленях, отныне у тебя будет место у меня в сердце».

Когда слухи о том, что Хлотарь вознамерился возобновить супружескую жизнь, дошли до Сэ, Радегонда удвоила посты и молитвы и стала настойчиво просить о заступничестве отшельника Жана из Шинона, который ей ответил, что Бог не позволит королю осуществить его планы. Избежав этой опасности, святая решила основать монастырь, который оберегал её от новых посягательств короля и был устроен наилучшим образом, по традициям святых отцов. Она решила основать этот монастырь в Пуатье, под покровительством святого Илария (память 13 января). Хлотарь дал согласие на его создание и даже взял на свое попечение его строительство и содержание его общины.

Сооружение было закончено довольно быстро, и святая Радегонда обосновалась там со своей общиной, которая в конце ее жизни составляла порядка двухсот верующих, происходящих в большинстве своем из наиболее благородных семей королевства. Основательница, духовная мать и образец добродетели для общины, Радегонда между тем по скромности отказалась быть старшей, и возложила эту ответственность на Аньес, свою наиболее близкую ученицу и подругу детства. Узнав, что Хлотарь возобновил свои намерения по случаю паломничества в Тур, она стала настойчиво просить защиты у святого Жермена, епископа Парижского (память 28 мая), который сопровождал правителя. Епископ пал в ноги Хлотарю пред могилой святого Мартина, и Хлотарь уступил. Жермен отправился в Пуатье, чтобы лично донести туда эту новость. Он же рукоположил Аньес в игуменью.

Вольная отныне следовать за Христом, которого она любила, Радегонда устремилась от всей своей души вслед за ним, не будучи отвлечена материальными хлопотами. В то же время, озабоченная тем, чтобы дать своему монастырю правило, обеспечивающее вечность монашеской жизни, она провела в сопровождении Аньес несколько месяцев в Арле. Там в монастыре, основанном святым Сезэром, было правило, – которое представляло собой разумную адаптацию к условиям городской монашеской жизни и к женскому темпераменту, – как обобщение опыта, накопленного в монашеских центрах Востока и Запада на протяжении двух веков.

В первые годы отношения общины святой Радегонды с епископом Пуатье отличались любовью и взаимоуважением, но ухудшились при епископе Мэрове, который обиделся на духовное влияние святой на епархию. Напряжение достигло высочайшей точки, когда Радегонда получила от императора Иустина в качестве дара частицу Животворящего Креста Господня (568). Епископ, раздраженный тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать величайшую реликвию и уехал. Сначала святой Крест был помещен в монастырь Тура, а затем, перенесен в Пуатье, где его приветствовало все население и монашество, которые пели гимны, сложенные по этому случаю святым Венансом Фортунатом. Святой Крест был помещен в монастырь, который с тех пор носит имя святого Креста. Обратившись к епископам, собравшимся в Туре на церковном соборе, святая Радегонда получила для своего монастыря привилегии, который защищали его от вмешательства гражданских и церковных властей, не ставя снова под вопрос канонической юрисдикции местного епископа.

Стяжав «славу исповедников и мучеников», святая не принимала иной милости кроме как быть первой в служении другим сестрам. Она чистила и умащала их обувь, когда они спали; она подметала коридоры, стирала и чинила грязное белье, убирала нечистоты, поддерживала огонь, служила больным. И когда она возвращалась в свою келью, падая от усталости, то и там продолжала трудится, исполняя молитвенное бдение. Обращаясь к сестрам, она говорила: «Я избрала вас своими дочерями, вы мой свет, вы моя жизнь, вы мой отдых и все мое блаженство, вы моя молодая поросль. Не давайте себе покоя вместе со мной в этом мире, чтобы приготовить себе радость в другом. Давайте будем служить Богу со всей верой и милосердием, давайте будем искать Его со страхом, в простоте нашего сердца, чтобы мы смогли сказать ему с уверенностью: Господи, воздай нам то, что нам причитается по делам нашим...»110 Милосердие их распространялось не только на жителей городка, но и на все королевство, и она молила Бога, обливаясь слезами, чтобы он даровал примирение наследникам Хлотаря, «чтобы обеспечить спасение народов и Родины».

Стяжав с избытком благодать святого Духа ценой своего добровольного мученичества, святая королева расточала ее вокруг себя многочисленными чудесами. Она возвращала зрение слепым, изгоняла демонов, и было достаточно дать больным листьев или свечу, которые она благословила, чтобы им возвратилось здоровье. По ее молитвам вернулась к жизни молодая монахиня. Поэтому ее сравнивали со святым Мартином, великим чудотворцем.

Почитавшаяся святой еще при жизни всем истинным христианством, Радегонда, в возрасте шестидесяти лет, обрела от Христа видение, в котором ей было показано то место, которое для нее было предназначено на небе. Она упокоилась с миром несколькими днями позже, 13 августа 587 года. В отсутствие епископа Мэрове, похороны возглавил святой Григорий, епископ Турский. Лик святой, излучавший мир, заслонял красоту лилий и роз. И когда кортеж направился к кладбищу, пение лиц духовного звания и мирян оказалось перекрытым рыданиями двухсот монахинь, оставшихся сиротами. Почитание святой Радегонды, одной из наиболее ярких фигур французской святости, широко распространилось в Европе.

Монахини Пуатье, обитающие нынче в Коссонньер (Cossonniere), коммуна Сан-Бенуа-де-Кине (Saint-Benois-de-Quineay) в шести километрах от прежнего монастыря, бережно сохраняют некоторые вещи, относящиеся к жизни святой.

Прежде всего, это ставротека, реликварий монастыря святого Креста. Он представляет собой небольшую шкатулку, дно которой покрыто эмалью, на золотом основании (5,7 см на 6 см), которое разделено по центру святым Древом окруженному прозрачными зелеными эмалями. Пять перевязанных частичек образуют дважды пересеченный крест на поле эмалированной пластинки глубокого синего цвета с тончайшими проблесками золота, из которых исходят мельчайшие золотые капельки, стягивающие многоцветные эмали. Бирюзовая эмаль выделяет кривую некоторых проблесков, к которой прикреплены темно-зеленые цветочки о трех лепестках. Среди красных капелек, разбросанных по эмали, выделяются четыре красных гвоздя, расположенных у основания Креста. Они воспроизводят гвозди распятия, воспетые Фортунатом. Именно потому, что эти гвозди и это древо пропитаны кровью святого Агнца, они своим присутствием дают верным силу и благополучие. Таковы были чувства верующих VI века. Что касается частиц реликвии в виде дважды пересеченного креста, они представляют собой наиболее древний из известных примеров. Эта эмалированная пластина прежде находилась в маленькой коробочке, которая исчезла в 1792 году, так же, как и большая золотая рака, в которой он находился.

В монастыре также сохраняется подголовник, который называется пюпитром святой Радегонды и представляет собой пасхального Агнца, расположенного между двумя слоистыми разновысокими стволами. Этот подголовник вне сомнения был изготовлен под руководством святой Радегонды.

Другое наследие святой – бронзовый крест, называемый крестом Радегонды, размером 0,113 х 0,110 м. Контуры этого креста Меровингов несут на себе потертости от рук. Его часто помещали в изголовье больных из Пуатье, как принадлежавший святой и как несущий в себе заряд ее милостей и благословения.

* * *

109

Литургическая функция диакониссы уже вышла из употребления, и это рукоположение рассматривалось в таком случае как посвящение в монашество.

110

В источнике имеется продолжение «... так как мы выполнили все то, что ты нам заповедал»


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle