составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Маврикий (Морис) и легион Фивейский

Тот, кто путешествует по трассе, ведущей из Женевы в Рим, заметит маленький и очень старый швейцарский город, называемый Сан-Морис (Saint Maurice). Этот город был известен в римские времена как Агаунум (Agaunum), важный центр коммуникаций. Именно там коптский офицер по имени Морис и 6600 его товарищей солдат умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана (285–305 н.э.).

История этих мучеников, обычно известных как Фивейский легион Аль-Катииба аль Тииба или Аль-Катииба Аль-са-эддиа (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sáeedia) была сохранена для нас святым Юшером, епископ Лионским, который почил о Господе в 494 н.э. Епископ предварил счет мучений этих отважных солдат следующим введением: «Вот история страстей святых мучеников, которые прославили Агаунум своей кровью. В честь этих героических мучений мы опишем своей рукой порядок событий, как они дошли до нашего слуха. Мы часто слышим, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, погибшего там. И это справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агаунум, где так много мучеников были усечены мечом ради Христа?»

При Максимиане, который был вместе с Диоклетианом Римским императором, восстание галлов, известное как Багод (Bagaude) вынудило Максимиана отправиться против них с армией, одной из частей которой был Фивейский легион, состоявший из 6600 человек. Эта часть была набрана в Верхнем Египте и полностью состояла из христиан. Они были хорошими людьми и солдатами, которые, даже взяв в руки оружие, не забывали отдавать Богу Богово, и кесарю кесарево.

После того, как восстание было подавлено, император Максимиан издал приказ о том, чтобы вся армия принесла жертву римским богам за успех. Приказ включал убиение христиан (вероятно, в качестве жертвы римским богам). Однако, Фивейский легион отказался исполнить приказ. Он отошел, расположился около Агаунума и не стал принимать участие в этих обрядах.

Максимиан тогда отдыхал в соседнем месте, называемом Октудурум (Octudurum). Когда эти новости дошли до него, он стал вновь и вновь требовал, чтобы они повиновались приказам и распоряжениям. После их единодушного отказа, он приказал казнить в легионе каждого десятого, что и было исполнено. Он также запланировал и повторную казнь каждого десятого, если солдаты вновь откажутся подчиняться. Но легион объявил, что никогда не исполнит такой кощунственный приказ, потому что всегда гнушались идолопоклонства, ибо они – христиане, познали Единого и Истинного Бога, и готовы скорее переносить наказания, чем делать что-то вопреки своей вере.

Когда Максимиан услышал это, то сильно разгневался. Подобно дикому животному, он приказал повторно казнить каждого десятого, полагая, что оставшиеся будут вынуждены делать то, от чего до сих пор отказывались. Но они опять отказались. После повторного убиения каждого десятого, Максимиан предупредил оставшихся легионеров из Фивейского легиона, что им бесполезно рассчитывать на их число, поскольку, если они будут упорствовать в своем неповиновении, то ни одному из них не удастся избежать смерти.

Величайшим оплотом их веры был капитан Морис (Maurice) с лейтенантом Кандидом (Candid), первым командиром, и Экзюперием (Exuperius) «Compidoctor». Он воспламенял сердца солдат жаром поддержки. Морис, привлекая внимание к примеру их убиенных товарищей-солдат, ставших мучениками, убеждал их быть готовыми умереть и самим ради клятвы, которую они давали при крещении, т.е. отказаться от сатаны и его отвратительных дел и поклоняться только Богу. Он напомнил им о товарищах, которые отправились на Небеса впереди них. При его словах, славный порыв к мученичеству возгорелся в сердцах этих преблагословенных мужей.

Воспламененный так своими офицерами, Фивейский легион послал Максимиану, который все еще гневался, ответ, столь же лояльный, как и храбрый:

«Император, мы – твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем службу и повинуемся, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как и делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных христиан. Мы приняли присягу Богу прежде, чем присягу тебе. Ты не будешь верить нашей второй присяге, если мы нарушим первую. Ты приказали казнить христиан, – смотри же, и мы – такие же. Мы признаем Бога Отца, создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любая другая казнь не заставит нас восстать. Смотри, вот оружие в наших руках, но мы не сопротивляемся, потому что предпочли бы умереть невинными, чем жить грехом».

Когда Максимиан услышал это, то понял, что эти люди настроены остаться в христианской вере, и потерял надежду отвернуть их от неё. Поэтому он постановил, что их следует окружить и казнить. Отряды, посланные исполнить этот приказ, прибыли в благословляемый легион и направили мечи на этих святых людей, которые, ради любви к жизни не отказывались умирать. Все они были усечены мечом. Они не сопротивлялись, а сложив оружие, предоставили шеи палачам. Ни их число, ни сила их оружия не соблазнили их поддержать справедливость своей веры силой.

В своих умах они имели надежду на то, что засвидетельствовали Тому, Кто был ведом на смерть «без протеста», и Кто, подобно агнцу, не открыл Свои уста. Но теперь они сами, овцы стада Господня, должны были быть казнены, как и Он, уничтожающими все волками. Так дикой жестокостью этого тирана было сотворено такое товарищество святых, презирающих вещи земные в надежде на будущие. Так был убит тот равно ангельский легион мужей, которые, как мы верим, на Небесах вместе с легионами Ангелов славят Господа Бога нашего, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

Не все члены легиона были в Агаунуме во время резни. Некоторые находились на постах вдоль военной трассы, связывающей Швейцарию с Германией и Италией. Они были постепенно замучены всюду, где их находили. Вот некоторые из наиболее почитаемых убиенных святых:

В Швейцарии

Следующие пять святых были замучены в месте Агаунум наряду с остальной частью своей когорты. Этот город известен теперь как святой Морис ан Вале (Saint Maurice en Valais). Их имена:

святой Морис (Maurice)

святой Экзюперий (Exuperius)

святой Кандид (Candid)

святой Иннокентий (Innocent)

святой Виталий (Vitalis)

Следующие два святых были найдены в Солотурне (Solothurn) наряду с 66 другими:

святой Урсус (Ursus)

святой Виктор (Victor)

В Цюрихе были замучены следующие святые:

святой Феликс (Felix)

святой Регула (Regula)

святой Экзюперантий (Exuperantius)

В Цурцахе (Zurzach):

святой Верена из Цурцаха (Verena of Zurzach).

В Италии был замучен этот святой в Бергамо:

святой Александр (Alexander)

Следующие святые были замучены в Турине:

святой Октавий (Octavious)

святой Адвентор (Adventor)

святой Сотутор (Sotutor)

Этот святой замучен в Пьяченце (Piacenza):

святой Антоний (Antonius) из Пьяченцы

Эти святые были замучены в Коттианских (Cottian) Альпах:

святой Констанций (Constantius)

святой Алверий (Alverius)

святой Сабастьян (Sabastianus)

святой Магий (Magius).

Эти святые были замучены в Пинероло (Pinerolo):

святой Маурелий (Maurelius)

святой Георгий (Georgius)

святой Тиберий (Tiberius)

Следующие святые были замучены в Милане:

святой Максимий (Maximius)

святой Кассий (Cassius)

святой Секунд (Secundus)

святой Северин (Severinus)

святой Лициний (Licinius)

Этот святой замучен в Вентимилии (Ventimilia) среди многих других:

святой Секунд (Secundus) из Вентимилии

В Германии замучены святые в Трире (Terier) наряду со многими своими товарищами:

святой Тирс (Tyrsus)

святой Палматий (Palmatius)

святой Бонифатий (Bonifatius)

Эти два святых были замучены в Бонне среди многих других из их когорты:

святой Кассий (Cassius)

святой Флорентий (Florentius)

Этот святой был замучен наряду с 318 другими в Кельне:

святой Гереон (Gereon)

Следующие два святых были замучены наряду с 330 другими в Ксантене (Xanten):

святой Виктор

святой Маллозий (Mallosius)

Во время мучений произошли многие чудеса, которые сильно повлияли на массовое обращение жителей этих областей в христианство. В Цюрихе, например, трое казненных – святые Феликс, Регула и Экзюперантий чудесным образом встали и со своими главами в руках, взошли на вершину холма. Там они встали на колени, помолились и, наконец, легли. Позже на том месте воздвигли большой собор. Трое святых, несущих в руках свои головы, присутствуют на гербе и печати Цюриха до сего дня.

Святой Виктор, Орс и их товарищи были варварски замучены Хиртакусом (Hirtacus), римским губернатором Солотурна. Во время пыток произошло несколько чудес, – кандалы внезапно спали, а огонь погас. Те, кто это видел, были переполнены удивлением и восхищались Фивейскими легионерами, за что разъяренный Хиртакус казнил и их тоже. Без малейшего сопротивления они подставили палачам свои шеи. Тела обезглавленных святых воссияли ярким светом, а когда их бросили в реку Аар (Aar), то они, достигнув берега, вышли из воды, взяв в руки свои главы, а затем встали на колени и молились на месте, где позже воздвигли Базилику святого Петра.

Тела мучеников Агуанума были обнаружены и опознаны святым Теодором, епископом Октодурма, при исполнении им служебных обязанностей в 350 году от РХ. В Агаунуме он построил в их честь Базилику, остатки которой видны и теперь. Позже она стала центром монастыря, построенного в году 515 году от РХ на земле, пожертвованной королем Бургундии Сигизмундом.

Святой Еушер упоминает, что в его время (он умер 494 году от РХ), многие посещали различные провинции империи, чтобы почтить этих святых и принести дары из золота, серебра и многое другое. Он упоминает, что многие чудеса свершились на местах их упокоения, такие как изгнание бесов и другие виды исцелений, «в которых могущество Господне являлось каждодневно через заступничество Его святых».

В средние века святой Морис был святым покровителем многих римских династий Европы, а позже – святых Римских императоров. В 926 году Анри I, (919–936), даже уступил существующий Швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье святого. Некоторых императоров помазывали перед алтарем святого Мориса в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Мориса, был последний раз использован при коронации Австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916 году.

Короли, дворяне и главы церкви соперничали между собой, чтобы получить маленькие части мощей святых, и построить церкви в их честь. Король Шарлемань (Charlemangne) предложил монастырю один из шипов тернового венца Спасителя взамен на маленькую часть святых мощей. Он позже построил церковь в честь мучеников во дворе своего дворца.

Святой Морис всегда был одним из наиболее почитаемых святых в Западной Европе. Более 650 святых мест были освящены во имя святого в одной лишь Франции. Пять соборов, неисчислимые церкви, часовни и алтари освящены во имя святого по всей Европе. Агаунум, в частности, Сан-Морис-ан-Вале (Saint Maurice en Valais) всегда оставался главным центром почитания фивейцев и важным паломническим центром. Там, в монастыре его имени, монахи каждый день вычитывают специальную службу этим святым, и празднуют их память 22 сентября каждого года. На всенощном бдении в ночь перед праздником на службе бывает около тысячи прихожан. В день праздника, они несут мощи мучеников в древних серебряных шкатулках. Более чем семьдесят городов носят имя святого Мориса.

В Швейцарии, в монастыре, носящем его имя, бдение «Тасбеха» («Tasbeha») совершается непрерывно (24 часа в день) без остановки в течение уже больше чем 500 лет.

Святой Морис и Фивейский легион в коптской традиции:

Эти святые не включены в коптский Синаксарий (Coptic Synaxarion), нет ни одной коптской церкви, освященной во имя этих святых. Имеется единственный алтарь, освященный во имя этих святых. Во время написания этой статьи (сентябрь 1992) единственный алтарь, освященный во имя святого Мориса, найден в храме Приснодевы Марии и святого Афанасия в Миссиссауге (Mississauga), что в Канаде. Изображение мук святого Мориса имеется в коптском православном храме святой Марии в Кембридже, Канада.

В 1991 году христианский мир праздновал семнадцатое столетие мученичества этих святых. Его святейшество, папа Шенуда (Shenouda), первоиерарх коптской церкви, делегировал епископа Серапиона, чтобы представить коптскую церковь на этих празднествах. По этому случаю часть святых мощей святого Мориса, святого Кассия и святого Флоренция были возвращены коптской церкви.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle