составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святая Лиоба, игуменья из Бишофсхайма (†779, память 28 сентября)

Святая Лиоба (Lioba), или Лиобгита (Liobgytha) родилась в Вимборне (Wimborne), что в Дорсетшире, Англия. Мать Святой Лиобы, происходившая из знатного семейства и бывшая близко связана со святым Бонифатием (Boniface, память 5 июня), долгое время перед рождением святой была безплодна. Однако Эбба (Ebba) немедленно посвятила её Богу и стала растить в благочестии. Она получила своё первое образование в Минстер-ин-Танет (Minster-inThanet). Когда Лиоба была ещё молода, её поместили на попечение сестры короля, святой Тэтты (Tetta, память 28 сентября) в женский монастырь в Вимборне, ина называемый Винбурн (Winburn) или «Фонтан вина».

Лиоба зрела духовно и эмоционально под опекой ТЭтты, и в конечном счете приняла монашеский постриг. Тэтта также позаботилась, чтобы она имела хорошее образование. Из писем к Бонифатию видно, что Лиоба понимала латынь и писала на ней стихи. Однако она ограничила своё чтение книгами, которые укрепляли её дух в любви к Богу. Она знала наизусть божественные наставления Ветхого и Нового Заветов, основные каноны Церкви, принципы святых Отцов и правила монашеской жизни.

Бонифатий оставался в переписке со своей молодой родственницей. Признавая её достоинства и способности, в 748 году он испросил у её епископа и игуменьи отправить Лиобу к нему приблизительно с 30 её компаньонками, чтобы предпринять благотворительную работу с женщинами в Германии. Хотя Тэтта сожалела о потере своей питомицы, она не могла отказаться. По их прибытию в Германию Бонифатий устроил женщин и монашествующих в Таубербишофсхайм (Tauberbischofsheim), в «дом епископа», возможно бывший его собственным предыдущим местом жительства. Духовное рвение Лиобы привлекло туда так много «избранных», что ее женский монастырь населил многие другие монастыри по всей стране. Основанные Лиобой женские монастыри были одним из наиболее мощных факторов в воцерковлении Германии.

Святая организовывала свои женские монастыри сообразно истинной монашеской традиции с сочетанием ручного труда (в рукописной мастерской, на кухне, в пекарне, на пивоваренном заводе и в саду) и просвещения (все были должны учить латынь), служением сообществу и досуга. Не допускалась никакая чрезвычайная строгость, которая могла бы столкнуться с общежитием, установленным в соответствии с правилом.

Ее любовь к Богу выражалась по-разному. Она была всегда готова приложить свою руку к любой задаче, в которой она могла бы помочь другим, и делала это с приветливостью и скромностью. Говорят, что она была красива и что ее облик был ангельским, за что её монахини также любили её. Возможно, это было так, потому что Лиоба положила себе на сердце совет святого апостола Павла: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию один другого выше себя» (Фил. 2:3) и «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:9b). Так Лиоба часто омывала ноги ее сестер, уподобляясь в том своему Господу. Дела её милосердия были восхитительны, особенно в оказании гостеприимства незнакомцам и в заботе о бедных. Она всегда была терпеливой и доступный для всех, кто нуждался в ней.

Однако, короли и принцы почитали и уважали её, особенно Пепин (Pepin) Короткий, благословенный Карломан (Carloman, память 17 августа) и Шарлемань. Шарлемань часто вызывал ее на суд в столицу, в Экс-ла-Шапель (Aixla-Chapelle, ныне Аахен) и спрашивал её совета. Его жена, благословенная Хильдегард (Hildegard, память 30 апреля), любила её и всегда принимала во внимание её советы, равно как и некоторые из епископов.

Перед своей мученической кончиной святой Бонифатий поручил Лиобу и её сестричество попечению святого Лулла (Lullus, память 16 октября) и его монахов в Фульде и завещал похоронить её рядом с собой, дабы они смогли восстать из мертвых и провести вечность вместе. Это говорит о том, что чуткая привязанность, объединявшая Бонифатия и Лиобу, была одним из наиболее очаровательных эпизодов в истории церкви. После смерти Бонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Специальным определением ей вместе с двумя старшими сестрами позволили участвовать в хоре.

По благословению Лулла, будучи в преклонном возрасте, Лиоба оставила своё служение и удалилась в женский монастырь в Шорнсхайм (Schornsheim), где она удвоила свою молитву и эпитимию. Иногда, отвечая на просьбу императрицы Хильдегарда, она посещала её, но возвращалась в свою келью так быстро, как только могла. Во время своего последнего посещения она обняла королеву, поцеловал ее в лоб и уста и затем сказала: «Прощайте, драгоценная часть моей души; может Христос, наш Создатель и Избавитель, допустит, что мы смогли видеть друг друга без препятствий в Судный день».

Лиоба отошла ко Господу в Шорнсхайме, что около Майнца, Германия, приблизительно в 779 году.

После своей кончины Лиоба была погребена в Фульде, на северной стороне Высокого алтаря, около могилы святого Бонифатия. На её могиле были явлены чудеса – её биограф, Рудольф из Фульды, уверяет нас, что сам был свидетелем нескольких из них.

Ее мощи были перенесены в 819 году, а затем снова в 838 году в церковь на горе Святого Петра. Её имя изначально было внесено в мартиролог Храбана Мавра (Hrabanus Maurus) приблизительно в 836 году.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle