составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святитель Кутберт, игумен Линдисфарнский (†687)

По публикации о. Эндрю Филипса «Преподобный Кутберт – Английский Серафим Саровский»

«Я знаю, что, хотя они и презирали меня во время моей жизни, все же после моей смерти они увидят, что то, чему я учил, не так легко отвергнуть».

Святитель Кутберт Линдисфарнский, известный как «Английский Чудотворец», жил в седьмом веке и был английским отшельником и епископом. Преподобный Серафим Саровский, проповедник стяжания Святого Духа, был русским священником и монахом девятнадцатого столетия. Для тех, кто находится вне Православной Церкви, может показаться необычным сравнение двух таких людей разных национальностей, живших с разницей в тринадцать веков. Но в этом нет ничего особенного.

Оба – и Святитель Кутберт, и Преподобный Серафим жили и трудились в одном и том же монашеском духе, берущем корни в Евангелии и Апостольском Предании, а также в учениях Отцов-пустынников во главе со Святым Антонием Великим. Начиная с третьего, на протяжении четвертого и пятого столетий, влияние Отцов-пустынников получило распространение на севере и юге, востоке и западе. По направлению на юг их образ жизни распространился по Нилу до его верховий, Эфиопии и Судана. В восточном направлении, а затем в северном их аскетическое учение и делание распространились в Палестине, в тех землях, которые ныне составляют Турцию и Грецию, Армению и Грузию, Ирак и Иран. Позже они пришли на Балканы и в Россию, а через Волгу – в Сибирь, Японию, Китай и на Аляску. Двигаясь на запад, а затем и на север, они получили распространение в Северной Африке, Италии и Галлии, в Ирландии и остальной части Британских островов, затем – в Исландии и всей Западной Европе.

Таким образом, такое сопоставление Русской и Английской святости не должно казаться странным: Преподобный Серафим и Святитель Кутберт, одни из величайших Святых своих стран, несли в себе тот же самый дух, что и Отцы-Пустынники. На самом деле, останься Англия во Вселенском Православии – англичане знали бы сегодня Житие Святого Кутберта лучше, чем Житие Святого Серафима. И в этом случае сегодня мы, англичане, писали бы не о Святителе Кутберте, как об «английском» Преподобном Серафиме, а, скорее, наоборот, о Преподобном Серафиме, как о «русском» Святителе Кутберте. Итак, кто такой Святитель Кутберт?

Святитель Кутберт родился приблизительно в 634 году в Северной Англии, неподалеку от нынешней границы Шотландии. Выходец из благородной английской семьи, в возрасте восьми лет он был принят на попечение кормилицей Кенсвитой (Kenswith), вдовой и монахиней. В возрасте семнадцати лет он поступил в монастырь Мелроуз (Melrose), расположенный в современной южной Шотландии. Вслед за своим игуменом вместе с другими монахами он отправился в Райпон (Ripon), что в Йоркшире (Yorkshire), чтобы основать новый монастырь. Позже он вернулся в Мелроуз, а затем отправился в монастырь Линдисфарна (Lindisfarne), острова у северо-восточного побережья Англии. На расположенных поблизости маленьких островах, называемых островом Преподобного Кутберта и островом Внутренний Фарн (Inner Farne), с разрешения игумена и братии он стал вести уединенную жизнь отшельника. Молва о его святости разнеслась далеко за границы монастыря, и в Йорке, в Пасхальное Воскресение 685 года, вопреки своей воле Преподобный Кутберт был хиротонисан в епископа. Хиротонию осуществили Святитель Федор Кентерберийский, грек по национальности, и шесть других епископов. Двумя годами позже, в возрасте приблизительно пятидесяти трех лет, Святитель Кутберт почил в Бозе 20 марта 687 года. Такова внешняя сторона истории Святитель Кутберта. Но какова была «внутренняя история» его жизни?

С самого начала жизнь Кутберта была проникнута его связью с другой действительностью, другим миром. С того времени как маленький мальчик осудил его, восьмилетнего ребенка, за беззаботные игры и шутки, «непристойные для святого епископа», он стал серьезным, и «Дух говорил с ним в тайных местах его сердца». Ему представлялись видения. Однажды Кутберт был излечен от хромоты Ангелом Господним. В другой раз, будучи еще не монахом, а обычным мальчиком – пастухом на Ламмермур-Хилс (Lammermuir Hills), он видел ангелов, уносящих ввысь душу великого Святого Айдана (Aidan). И уже в монашестве Святителю Кутберту были явлены видения и посетители из другого мира. Как ответственный за прием гостей в местном монастыре, он сподобился принять ангела. Это чудо не сделало его гордым, но смирило и увеличило его рвение. С тех пор ангелы часто являлись к нему и беседовали с ним.

Добродетель и благодать прирастали в нем, и в возрасте тридцати лет он стал приором, т.е. помощником игумена в Линдисфарне. После многих лет, проведенных в послушаниях монашеской жизни и отказах от собственных желаний, он получил благословение на отшельническую жизнь на острове Внутренний Фарн. Здесь он также оставался в контакте с другим миром – не только с миром ангелов, но и с миром падших ангелов, бесов, которые часто посещали этот маленький остров. Они часто пытались сбросить его со скалы в океан, забрасывали его камнями, пытались соблазнить, сломить его дух. Но им не удалось ни причинить ему вреда, ни запугать. Нападая на Святого, они были побеждены его молитвой и строгим постом. Однажды демоны были изгнаны с острова, и прибывшие ангелы помогли отшельнику выстроить келью и часовню. В другой раз, уже ближе к концу своей жизни Святитель Кутберт сподобился видеть ангелов, возносящих на Небеса душу крепкого в вере монастырского послушника.

Это видение мира духов, который существует параллельно нашему миру, было даровано Кутберту по его смирению и благочестию, явленных в его аскетизме. Без поста, молитв и смирения такое видение не было бы ему дано. Так, в то время как другие спали, он был замечен однажды у монастыря Колдингхэм (Coldingham), где целую ночь простоял по пояс в холодной воде Северного моря, молитвенно воспевая псалмы, и возвратился в монастырь ранним утром ко времени первого богослужения. Он жил жизнью Отцов Ранней Церкви, как Святой Григорий Великий, Апостол Англии, благословил жить Святителю Августину. Первое житие Кутберта, написанное через несколько лет после его блаженной кончины, гласит: «Он жил в чудесном воздержании, и его храбрость по отношению к трудностям телесным и духовным была непревзойденной. Его молитвенное рвение было таково, что иногда он стоял на молитве в течение трех или четырех ночей подряд безо всякого сна. Молился ли он уединенно в каком-либо скрытом месте или читал ли псалмы, он всегда делал ручную работу, чтобы отогнать тяжесть сна».

Он проводил Великий и Рождественский Пост, оба длиной в сорок дней, в молитве, строгом воздержании и слезах. Его непритязательный дух особенно выразился в отношении к предсказанию Преподобного Бойсила (Boisil), или Босуэлла (Boswell), игумена Мелроуза о том, что однажды он станет епископом. Однажды Кутберт сказал: «Если бы я жил в расположенной на скале в океане крошечной келье, окруженной стеной, не видел бы людей и ничего бы о них не знал, я все еще не был бы свободен ни от забот этого мимолетного мира, ни от опасения, что любовь к деньгам может все же унести меня». Это та самая жизнь, за которой Кутберт отправился на Внутренний Фарн, расположенный в семи морских милях от Линдисфарна. Здесь, построив келью и часовню, он окружил их высокой, круглой стеной из грубого камня и торфа, так, он мог видеть только небо. Это было все, что было необходимо для его духа.

Милосердие, которое обрел Кутберт своей аскезой, проявлялось в его пасторской деятельности. Его любовь к Богу сопровождалась его любовью к ближнему. Как приор в Мелроузе, Кутберт давал советы не только монахам из монастыря, но также и местным жителям. Он часто ходил с проповедями по окрестным деревням. Люди собирались вокруг него, чтобы послушать этого ангелоподобного монаха, исповедовали ему все свои грехи, не осмеливаясь скрывать хоть что-нибудь, так как он так или иначе узнавал, что было у них на сердце. Он горевал о людских грехах, и не мог служить без слез. Когда кающиеся говорили о своих пригрешениях, он начинал рыдать из сострадания к их страданиям и слабостям. Как истинный духовный отец, он брал на себя ответственность за них. В своей любви он находил самые удаленные места, шел туда и оставаля подолгу с простыми людьми, даруя пример благочестия и проповедуя среди них. В Линдисфарне он делал то же самое, взяв на себя роль старца.

Своей жизнью, он вдохновлял всех жить так, как подобает Христианину. Уже когда он стал отшельником, люди, прослышав о его чудесах, приходили к нему не только из Линдисфарна, но и со всей Англии. Они исповедовались ему, рассказывали о своих искушениях, ища утешения. Как пишут, никто не уходил неутешенным. Он согревал сердца слабых, он давал надежду отчаявшимся, говорил о Небесных радостях печалящимся. Он объяснял козни и работу дьявола тем, кого тот соблазнил, он учил людей, что этот мир преходящий, что все покидают его и что душа, испытывающая недостаток любви ко Господу Богу или человек – всегда легкая добыча для зла.

И когда его поставили епископом, он последовал Апостольскому учению и Апостольскому деланию, молясь за свое духовное стадо, подавая ему, прежде всего, свой собственный пример. Он давал всем утешение и приводил грешников к покаянию. Он поддерживал строгость монастыря среди искушений мирской славы: «Он кормил голодных, одевал нуждающихся. Ему были присущи все знаки совершенного епископа». По своей скромности и аскезе Кутберт обрел от Господа многие дары. Во-первых, видя его повиновение Создателю, Творец сделал всякую тварь послушной Кутберту: в Святом было восстановлено повиновение твари Адаму, которому твари прежде повиновались по его безгрешному смирению: «Блаженны кротции, яко тии наследят Землю». Этот дар был явлен во власти Кутберта над четырьмя элементами – землей, воздухом, огнем и водой, а также над животным миром. Однажды он остановил огонь, молясь об изменении направления ветра. Потом он утишил шторм на море. Море повиновалось ему.

Птицы и животные слушались его. Однажды в пятницу, когда он, как обычно, постился до заката, и не вкушал ничего, и ночью, не найдя ночлега заночевал в пустой пастушьей хижине, лошадь нашла половину горячего ломтя хлеба в соломе. Он отдал половину хлеба лошади, а остальное взял себе. В другой раз после того, как он всю ночь молился далеко в море, две морские выдры приплыли, чтобы согреть его ноги и обсушить его своим мехом. Они получили его благословение. Однажды по окончании постных дней, орел принес ему большую рыбу. Рыба была поделена пополам – половина для орла, половина для него и для братии. «Учитесь иметь постоянную веру и надежду на Бога. Тот, кто служит Богу, никогда не умрет от голода», – говорил Кутберт. Однажды он повелел улететь птицам, прилетевшим клевать посеянный им ячмень, и они повиновались ему. Он порицал ворон, и позже они принесли ему сало в знак своего раскаяния. «Какие только заботы не должны взять на себя люди, чтобы научиться повиновению и смирению», – сказал он: «когда даже птицы спешат смыть свои ошибки».

Вторым даром Кутберта за его скромное смирение были дар пророчества и дар видения, знания того, что происходило в то же самое время, но в другом месте. Он был настолько близок к вечности, что преодолевал время и пространство. Однажды, когда он с другими монахами плыл морем в Шотландию, они попали в шторм, и им нечего было есть. Кутберт был крепок в вере, предвидя, что Бог не оставит их. И впрямь, они нашли куски дельфиньего мяса, как будто они были приготовлены для них. В другой раз он, на расстоянии изгнал беса из жены судьи. Сильный в духе пророчества, он предсказал игуменье Эльфледе (Elfleda), что ее брат, король Екгфрит (Ecgfrith) вскоре умрет, что следующим королем будет Альдфрит (Aldfrith) и, что сам он будет епископом, но только в течение двух лет. Позже ему было дано видение о смерти короля Екгфрита. Своему близкому другу, отшельнику Герберту Дервентуотеру (Derwentwater), он предсказал день его смерти, сказав, что их души оставят тела в одно и то же время, «что они вместе отправятся дальше созерцать Славу Милосердия Божия на Небесах».

Другим доказательством обретенной Кутбертом благодати явились чудеса иссцеления от болезней и скорбей, а также от одержимости бесами. Во время своего отшельничества он извел воду из скалы. Он исцелил игуменью Эльфледу (Elfleda) своим поясом. Он исцелял святой водой, святым маслом, святыми просфорами. По его молитвам были воскрешены молодой человек, которого принесли к нему мертвым, и мальчик, скончавшийся от чумы. Его власть над бесами была не менее велика. Однажды он остановил ложный огонь, которым бесы имели обыкновение пугать трусливых людей. Он изгнал злых духов с Внутреннего Фарна, и сражался с ними незадолго до своей кончины – они пытались соблазнить его в то время, как он лежал больной в течение пяти дней. Однажды он обратил воду в вино. Даже на своем смертном одре он исцелил монастырского служку.

Это было только началом его исцелений и чудес, которые продолжились после его смерти и продолжаются по сей день. Также, как и преподобный Серафим, родившийся в Курске, спас Россию своим заступничеством в известной танковой битве под Курском в 1943 году, так в 1942 году Святитель Кутберт, мощи которого почивают в Соборе Дарема, спас этот город от бомб Люфтваффе (Luftwaffe), скрыв город в густом тумане в ночь их налета.

Благодать, обретенная Кутбертом, не оставила его тело вместе с его душой. После его блаженной кончины все, что некогда принадлежало ему, было тронуто этой благодатью, будь то его ботинки, от которых пришло исцеление паралитику, или телячья кожа, исцелившая святого отшельника Фельгильда (Felgild), или даже сама земля, в которую легли мощи этого святого угодника Божия. В 698 году, когда через одиннадцать лет после его отшествия ко Господу монахи Линдисфарна решили открыть гроб Святителя Кутберта, они нашли мощи неповрежденными. Тело выглядело живым, даже одеяния святого выглядели новыми. Монахи получили благословение Епископа Эдберта (Edbert) на облачение мощей в новые одежды. Меняя облачения, они говорили: «Смотрите, как прославлено бренное земное тело, в предчувствие куда большей приближающейся красоты! Ты, Господи, наделил великим могуществом дорогие кости Кутберта, наполняющие Церковь воздухом самого Рая».

Составив, таким образом, некоторое представление о жизни Святителя Кутберта, читатель может выразить удивление, как все это было возможно. Почему Святому были даны такие сверхъестественные дары? Ответ мы находим в Житии Святого, написанном вскоре после его упокоения. Повествуя об изгнании беса из жены шерифа на расстоянии, автор пишет, что Кутберт был «преисполнен Духа Святаго», и что именно это было причиной тому, почему, ощущая молитву Святителя Кутберта, бес был вынужден оставить женщину, будучи неспособным перенести приближение Святого. И вновь, во всех трудностях, с которыми Кутберт сталкивался в монашеском общежитии с другими монахами, как пишут, «всем было ясно, что это был Святой Дух, в Ком ему давалась сила, чтобы улыбаться нападениям извне». Подобно Преподобному Серафиму, Святитель Кутберт также «обрел Духа Святаго», того же самого Святаго Духа, Пребывающего в Церкви Божией, Почивающего на всех верных, Объединяющего все возрасты, культуры и страны.

«...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», – сказал Преподобный Серафим Саровский одному из монахов монастыря. Нетрудно слышать Святителя Кутберта, говорящего то же самое. В Англии и Шотландии приблизительно восемьдесят три церкви освящены во имя Святителя Кутберта, что указывает на его особое почитание в сонме местных Святых. И после Святителя Кутберта Линдисфарн следовало бы назвать «Святым Островом», ибо он стал английским Афоном. Его святые игумены следовали один за другим: Преподобный Аидан (Aidan), Преподобный Финан (Finan), Преподобный Колман (Colman), Преподобный Ита (Eata), Святитель Кутберт, Преподобный Эдберт (Edbert), Преподобный Эдфрит (Edfrith), Преподобный Этильвальд (Ethilwald). Здесь в честь Святителя Кутберта Преподобный Эдфрит переписал, а Святой отшельник Биллфрит (Billfrith) украсил Евангелие Линдисфарна, великолепное сокровище Христианского мира, с портретами всех четырех Евангелистов, их именами, написанными по-гречески латинскими буквами96.

И когда в 1104 году мощи Преподобного Кутберта были перенесены, была найдена все еще сохранившаяся копия Евангелия от Иоанна, переписанная в седьмом столетии. Она находилась на внутренней крышке гроба и, возможно, принадлежала самому святому Кутберту. Когда в 1827 году святые мощи Кутберта были вновь исследованы, на крышке гроба было найдено изображение Иисуса Христа с символами четырех Евангелистов. Гроб был украшен изображениями двенадцати апостолов, пяти Архангелов и Пресвятой Богородицы. Внутри были найдены святые мощи вместе с деревянным оглавлением алтаря, костяным гребнем, шелками из Константинополя и Персии, епитрахилью, расшитой в восточно-римском стиле набожными Английскими леди в десятом столетии, и собственный крест Преподобного Кутберта, с раковиной из Индийского океана в его центре.

После нашествия викингов в 794 году монашеская жизнь в Линдисфарне уже больше никогда не была восстановлена. И сегодня Святой остров с островами Святителя Кутберта и Внутренним Фарном – святилище для птиц, с их бакланами (Corvus marinus), утесами, ивами и северными птицами олушами (Sula bassana), бурными морями и утками-гагами (Somateria mollisima), по сей день называемыми утками Святого Кутберта. Лишь эти острова составляют те видимые остатки того места, где когда-то молился и постился, исцелял и проповедовал, давал советы и утешал, изгонял орды злых духов, нес эпитимию за все человечество Святитель Кутберт до тех пор, пока «укрепленный Господними Телом и Кровью и, приготовившись к смерти, которая, как он знал, была на расстоянии вытянутой руки, он обратил свой взор к Небесам, воздел свои руки вверх и с разумом, увлеченным похвалой Богу, отдал свой дух в Райское блаженство».

Преподобный Отче Кутберте, моли Бога о нас!

* * *

96

Епископ Эдфрит трудился в течение более чем двух лет над этими Евангелиями, изображениями Слова Божия. Хотя этот святой использовал такие простые материалы как сажа, клей и вода для чернил, и яичный белок для склеивания, он использовал сорок пять различных цветов, чтобы украсить рукопись. Эти цвета были извлечены из яичного желтка, из животных и насекомых, из ягод, плодов и цветов, из красного и белого свинца, из ярь-медянки (verdigris), из индиго (сделанного из восточного растения) и синей ляпис-лазури (lapis lazuli), т.е. лазурита, доступного только в Гималаях. Как в начале восьмого столетия этот гималайский драгоценный камень прибыл на берега Нортумбрии – одна из ненаписанных и невероятных историй Христианства на этих островах.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle