составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Колман, епископ Линдисфарнский и Майо (ок. 605 †ок. 676, память 18 февраля)

Святой Колман стал монахом в монастыре Айона под окормлением св. Колумбы (Columba, память 9 июня). Около 661 г. после св. Финана (память 17 февраля) он стал третьим игуменом-епископом монастыря Линдисфарн (Lindisfarne), наиболее значимого монастыря в Нортумбрии, что в Англии, неподалеку от королевского замка в Бамбурге (Bamburg). В то время разногласия в Нортумбрии по поводу даты Пасхи, порядка пострижения в монахи, роли епископа, и другие кельтских церковных обычаев достигли критической стадии, и в 664 г. в монастыре Уитби при св. Гильде (память 17 ноября) собрался Синод по урегулированию этих вопросов.

Св. Колман был главным защитником кельтских обычаев, в то время как св. Уилфрид (память 12 октября) и Агильберт (Agilbert, память 1 апреля) стояли за Римские правила. Король Нортумбрии Осви (Oswy) выступил в пользу мнения ирландцев, но принял аргументы Уилфрида в пользу принятия практики остальной церкви, известной в те времена. Затем Колман, отказываясь признать право короля на принятие решений в духовных вопросах, сложил с себя епископский сан и удалился ­– сначала в Айону, а затем, ок. 667 г., – в Инишбофин, что на побережье Коннахта. Все его ирландские монахи и 30 английских монахов пошли с ним и перенесли туда с собой часть мощей святого Айдана (память 31 августа).

Но эти две общины не имели между собою согласия, потому что, как сообщает св. Беда (память 25 мая), англичане жаловались, что все сельскохозяйственные работы был оставлены им. В частности, каждым летом ирландские монахи шли на проповедь, а англо-саксов оставляли высаживать растения и работать на полях. Тогда св. Колман основал для англичан и саксов Майо – отдельный монастырь на материке Майо. Первым игуменом Майо после Колмана был англичанин, св. Джеральд (память 13 марта), который прожил до 732 г. Беда с одобрением отзывается о том факте, что игумены Майо избирались, а игуменство «не передавалось по наследству», как это было в кельтской традиции.

Святой Беда (память 25 мая), которому не была особо симпатична кельтская традиция, дает меж тем блестящую оценку церкви Линдисфарна (Lindisfarne) в пору правления св. Колмана. Он ставит в пример бережливость и простоту жизни, установленной епископом, и полную преданность его духовенства делу проповеди Слова Божия и служению своему народу.

Алкуин (Alcuin) также хвалил монахов из Майо, саксов по происхождению, за то, что они уехали с родины в добровольное изгнание, дабы просвещать своими знаниями «весьма варварские нации».

Тропарь св. Колману, глас 4

As an upholder of Orthodox discipline, thou didst show forth in thy life/

The pre-eminence of holy Tradition, O all-praised Hierarch Colman./

With great personal sacrifice, thou wast true to thy teachers,/

Wherefore we pray that we may unhesitatingly follow our fathers in the Faith with loyalty and devotion/

And thereby be guided into the way of salvation.

Кондак св. Колману, глас 2

By the mercy of our God,/

Thy very life was a sermon, O Father Colman,/

Light of the true Faith and example of constancy and piety,/

Teaching all by thy selfless devotion./

Praising thee we pray that, withstanding novelty and innovation,/

We may always give glory to Christ our God.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle