составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Киприан, епископ Тулонский (†между 543 и 549, память 3 октября)

Город Тулон в древности не знал особого процветания, которое он обрел немногим позже: к 400 году он даже не считался городом. Первый епископ Тулона, Огюсталь (Augustal), жил между 441 и 450 годами. Преемники Огюсталя, жившие до Киприана неизвестны, сам Киприан появляется среди подписавших правила 4-ого церковного собора в Арле в 524 г. Так как он занимает место выше епископов, которые присутствовали на церковном соборе в Эпаоне (Epaone) в 517 г., можно предположить, что к этому времени он был уже епископом Тулона.

Киприан сам сообщает нам, что он был учеником святого Сезэра Арльского; он обвиняет себе в том, что был слишком ленивым, и не воспользовался в полной мере своим образованием. Это сожаление выражает искреннюю скромность, которая немного преувеличена. Киприан был, разумеется, одним из наилучших и наиболее верных учеников своего учителя. Он присутствует на всех церковных соборах, на которых Сезэр собирает епископов Прованса: в Арле в 524 г., в Карпентра (Carpentras) в 527 г., в Оранже и Вэзоне (Orange et Vaison) в 529 г., в Марселе в 533 г. Вскоре после церковного собора в Оранже, где была определена формулировка благодати Божией, епископы провинции Виена собрались в Валенсии, чтобы рассмотреть без пристрастия решение принятое их соседями. Не желая участвовать в дискуссии, Сезэр направил вместо себя Киприана Тулонского, который настолько убедительно низверг аргументы противников, что даже папа Римский Бонифатий II (память 25 января 531 г.), одобривший этот Церковный собор, поддержал его позицию.

Когда Прованс был включен в королевство франков, Киприан отправился в Орлеан (Orleans) в 541 г. на национальный церковный собор, где ученики Сезэра смогли распространить его идеи во всей Галлии.

Но наибольшее признание принесли Киприану его рукописи: письмо, направленное епископу Женевы, Максиму, в 530 г., в котором он демонстрирует свой ортодоксальный взгляд на учение о Воплощении (двух природах Христа), и, главным образом, Житие святого Сезэра. Киприан – автор первой части Жития своего учителя, которое является одним из наиболее редких агиографических шедевров.

Киприан, на самом деле, писал очень хорошо о своей эпохе, с простотой и откровенностью, которые не могут не тронуть читателя.

Киприан умер после Сезэра (†543), на церковном соборе в Орлеане 549 г., присутствовал его преемник, епископ Тулонский Палладий (Palladius).

Почитание святого Киприана никогда не было очень распространено и даже отсутствовало в некоторые периоды. Праздник 3 октября – возможная годовщина перенесения мощей (701 или 1301гг.).

Святые Киприан и Феликс, священномученики африканские (V, память 12 сентября)

Святые епископы Феликс и Киприан стояли во главе 4966 христиан, включая малых детей, пострадавших в пустыне Сахара во времена Хунериха, короля вандалов (ок. 482 года). Акты страданий были составлены Виктором из Утики, их современником.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle