составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Иуст, архиепископ Лиона и монах в пустыне Скитской (Египет)

Святой Иуст (Iustus) родился в Турноне, на берегах Роны, в первой половине IV-ого века. Отец его был администратором окрестной провинции, называвшейся в ту пору Виварэ. Когда молодому Иусту пришло время учиться, его родители, которые хотели ему дать христианское воспитание, поместили его под руководство Святого Пасхасиуса, архиепископа Вены, который был одним из наиболее больших епископов своего времени.

Святому владыке нравилось смотреть, как его молодой ученик постигает премудрости и мужает. Достижения Иуста в молитве и в изучении Святых Писаний, сделанные им в школе, были столь велики, что Клаудий, преемник святого Пасхасия, назначил Иуста диаконом. Немного позже, в 350 году, вслед за кончиной Вериссима, когда епископство Лиона было вакантно, святой Иуст был избран на это место, несмотря на напрасные усилия, которые он прилагал, чтобы избежать этой чести. Он управлял своим народом с таким усердием, скромностью и мягкостью, что все в нем видели ангела, спущенного Небом. Усердие его наводило ужас на демонов и язычников. Милосердие его было столь велико, что его называли Отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Он был внимателен ко всем, и его милосердие распространялось на всякую тварь.

Он принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году. Этот собор было созван для того, чтобы осудить арианскую ересь. Два епископа из этой партии, Палладий и Секондиан, поддержанные Иустиной, женой императора Валентиниана Старого, настаивали на общем церковном соборе, чтобы восстановить то, что уже было остановлено и определено. Святой Амвросий Медиоланский этому противился и согласился только на проведение провинциального церковного собора. Тем не менее, император Грациан позволил и другим епископам присутствовать там. Те из Галлов, которые были приглашены, но не желали оставлять свои епархии, довольствовались тем, чтобы от каждой епархии туда отправились три депутата. Святой Иуст был одним из них. Он отправился в Аквилею и был одним из тридцати двух епископов, составивших церковный собор, которые возглавил святой Валериан Аквилейский. Святой Амвросий открыл первое заседание и попросил святого Иуста взять слово. Святой Иуст от имени всех епископов Галлии заявил, что тот, кто не признает, что Сын Божий совечен своему Отцу, тот должен быть предан анафеме. С тех пор, он попросил, чтобы Паладиус и Секондианус были низвергнуты из епископского сана и духовенства, как богохульники, которые следовали за безбожными ошибками Ария. Это предложение было утверждено всем церковным собором. Святой Иуст вышел из этой ассамблеи со славой поддержавшего православную веру и достойно представившего епископат Галлии. Вскоре после его возвращения, в то время, как все надеялись его видеть во главе своей Церкви на многие лета, непредвиденный инцидент заставил Иуста отказываться от своих обязанностей и вынудил его уйти в пустыню, чтобы дать волю своему усердию в молитве и уединению.

Некто во власти безумия, в приступе насилия, истребил многих на улицах Лиона. Его хотели схватить, но, убежав, он скрылся и попросил убежище в церкви, где и затворился. Святость места остановила на некоторое время народ и помешала ему войти. Но когда суматоха понемногу возобновилась, Святому Иусту, который поддерживал иммунитет этого убежища, стали угрожать, что разобьют или сожгут двери, если преследуемый не выйдет. Со своей обычной мягкостью и своим усердием он им объяснял, что они совершат большое преступление, нарушив святость храма Божия. В тот момент прибыл судья. Он надеялся своим опытом успокоить суматоху. Он обратился к епископу и попросил его выдать этого человека, чтобы препроводить его в тюрьму, дав Иусту слово, что как только волнения успокоются и люди рассеются, он его выпустит. Священнослужитель поверил ему и выдал несчастного. Но едва тот вышел из церкви, народ вырвал его из рук судьи, потащил улицами и обрек на безжалостную смерть.

Это событие глубоко тронуло святой Иуста. Не пытаясь искать оправдания, ссылаясь на свою добросовестность и на свои добрые намерения, он рассматривал себя, как ответственного за гибель этого человека. Он не обвинил ни народ, ни судью, но объявил себя самого недостойным епископского сана, и возвратился в свой родной дом в Турноне. Все друзья, посещавшие его там, не сумели отговорить его от этого решения.

Ночью, он тайно уехал из своего жилища, сопровождаемый молодым чтецом из своей церкви по имени Виатор. Он направился к Арлю, затем к Марселю, где сел на судно, плывущее в Египта.

Тотчас по прибытии он ушел в Скитскую пустыню80, в общество святых монахов, которые населяли тогда эти уединенные места. Он не обнаружил ни своего имени, ни своего достоинства. В обществе святого Виатора, своего компаньона, он жил в пустыне как простой монах, оставленный всеми. Так он жил в течение некоторых лет в глубокой скромности и в совершенном повиновении. Между тем Бог, который не хотел оставить под спудом такую святость, Тот, который возвышает тех, кто унижается, попустил, чтобы некий лионский паломник стал монахом в монастыре, где жил наш Святой. Узнав его, паломник поклонился ему и спросил у него благословения. Монахи, будучи удивлены, спросили его об основании такого жеста. Он им ответил, что этот скромный монах, который жил посреди них уже несколько лет, был ни кем иным, как великим епископом Иустом, митрополитом Лиона. В то время как Иуст огорчался тем, что его узнали, все сообщество, сконфуженное тем, что не почитало его по его достоинству, извинилось перед ним за то малое уважение, которое оно ему свидетельствовало до этого дня, и за игнорирование его достоинства. Но он их молил оставить его в их обществе, как и прежде, не взирая на его ранг, что и было ими принято. Таким образом, он продолжил жить как простой монах с тем же совершенством и с той же скромностью, довольствуясь непрестанной молитвой за свое стадо, которая всегда присутствовала всегда в своем разуме.

С тех пор прошло несколько лет, и Антиох, который должен был стать третьим преемником Иуста на епископстве Лиона, подталкиваемый Святым Духом, возымел желание снова увидеть святого прелата. Таким образом, он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: «Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением». Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: «Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную». Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390, а его ученик последовал за ним месяцем позже.

Жители Лиона, узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев, которая была в ту пору городским собором.

Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидуан Аполлинэр, который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что Храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию.

* * *

80

По коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) переводится как большая пространная равнина. Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.)


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle