составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Иперхий, авва, пустынник Райский (память 7 августа)

Святой Иперехий (греч.: Υπερέχιος, лат.: Hyperechios), имя которого означает превосходящий, известен своими верой и мудростью. Считается, что ему принадлежит ряд высказываний, в том числе: Монах трудится день и ночь, бодрствуя и пребывая в молитвах, и, уязвляя сердце свое, проливает слезы и призывает милость с неба.70

Как лев страшен для диких ослов, так испытанный монах – для похотливых помыслов.

Пост для монаха есть узда греха. Кто сбрасывает сию узду, тот делается конем женонеистовым.

Иссушенное постом тело монаха извлекает душу его из глубины страстей, и пост монаха иссушает потоки удовольствий.

Целомудренный монах почтен будет на земле и на небесах увенчается пред Высочайшим.

Монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не удержит своих страстей.

Слово лукавое да не произносят уста твои: виноград не производит терния.

Хорошо есть мясо и пить вино и не снедать в оклеветании плоти брата.

Нашептывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает и наговаривающий на ближнего: он погубляет душу слушающего – не спасает и своей.71

Сокровище монаха есть произвольная нестяжательность. Брат, собирай себе сокровище на небеси (Мф.6:20), ибо будешь наслаждаться им в беспредельные веки.72

Песнь духовная да будет в устах твоих, и поучение да облегчит тяжесть предстоящих тебе искушений. Пример на это пред глазами: путник отягченный ношей и облегчающий труд путешествия пением.

Нам должно вооружать себя прежде искушений. Ибо таким образом мы будем искусны, когда они найдут на нас.73

Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом.74

Мыслию твоею всегда будь в Царстве Небесном – и ты скоро наследуешь оное.

Жизнь монаха должна быть по подобию ангелов, попаляющая грех.75

Драгоценность монаха есть послушание. Стяжавший послушание и сам будет услышан и с дерзновением предстанет пред Распятого, ибо распятый Господь послушлив был даже до смерти (Фил.2:8)76.

Древо жизни, поднимающееся в высоту, есть смиренномудрие.

Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем. Возлюби кротость Моисееву, чтобы остроконечное сердце твое превратилось в источники вод (сравн. Пс.113:8).77

Освобождай ближнего от грехов, насколько есть у тебя силы, без укорения. Ибо Бог обращающихся не отвергает от Себя. Слово же злобы и лукавства да не обитает в сердце твоем против ближнего твоего, чтобы мог ты с дерзновением говорить: «"остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»» (Мф.6:12).78 Почил с миром.

* * *

70

Древний Патерик. Глава 3. О сокрушении.

71

Древний Патерик. Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души.

72

Древний Патерик. Глава 6. О нестяжательности и о том, что должно хранить себя от лихоимства.

73

Древний Патерик. Глава 7. Разные повести, поощряющие нас к терпению и мужеству.

74

Древний Патерик. Глава 10. О рассудительности.

75

Древний Патерик. Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать.

76

Древний Патерик. Глава 14. О послушании.

77

Древний Патерик. Глава 15. О смиренномудрии.

78

Древний Патерик. Глава 17. О любви.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle