составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Губерт

Святой Губерт (Юбер), (†VIII век, память 3 ноября)

Ученик Святого Ламберта (Lambert) и его преемника на епископство в Маастрихте, он перенес епископскую кафедру в Льеж, который в ту пору был крупной фермой в области, принадлежащей св. Ламберту. Там он воздвиг базилику, где похоронил свв. епископов Ламберта и Теодарда. Святой Юбер, не имел ничего общего ни с городом Сан Юбер (St Hubert), бывшим в ту пору огромным лесом, ни с охотой. Абсолютно легендарно появление замечательного оленя. Таким образом, епископ продолжил дело св. Ламберта.

Он боролся с последними всполохами язычества в своей обширной епархии, простиравшейся от нынешней Зеландии на юго-запад Бельгии и даже дальше.

Он умер вследствие глупого несчастного случая, случившегося в лодке на реке Маас. Его ударил по руке колотушкой рабочий, помогавший ему укреплять веру. Он умер несколькими неделями позже в своей области Тервюрен (Tervueren).

Святой Юбер из Льежа, Тонгерна и Маастрихта (†727, память 30 мая, в Германии – 3 ноября)

Святой Юбер (Hubert), или Губерт, имя которого в переводе со старонемецкого означает «блестящий разум», вестник веры в Арденнах, епископ Маастрихта и Льежа, родился около 655 года, предположительно в Тулузе, и скончался 30 мая 727 года в Тервюрене(Tervueren) около Льежа.

Святой Юбер был сыном герцога Бертрана (Bertrand) из Тулузы и, вероятно, имел родственные связи с восточнофранкским мажордомом Пиппином (Pippin) средним. Он жил, как пфальцграф, при дворе Теодериха III в Париже, однако, был вынужден бежать оттуда и отправиться в Мец к Пиппину. Св. Юбер сочетался браком с принцессой из Лёвена (Löwen) и родил сына Флориберта (Floribert), который стал позднее епископом Льежа. После смерти своей супруги во время родов их первенца, он удалился от светской жизни и жил семь лет как отшельник в Арденнах, кормясь охотой.

В это время укреплялась его вера. Его рукоположили во священника, и он стал вестником веры в Брабанте и Арденнах и поэтому считается «апостолом Арденн». Около 705 года он стал епископом Тонгерна (Tongern) и Маастрихта. В 716 году он перенес епископскую кафедру в Льеж и построил собор на том месте, где был убит его учитель Ламберт. Его считали осмотрительным и мягким, при голоде он спасал тысячи людей от смерти.

С пятнадцатого столетия предание рассказывает об охотнике Хуберте, которому явился могущественный олень с распятием между рогами, что обратило его ко Господу. Этот мотив происходит из предания Евстахия Плакиды (Eustachius Placidus). Основой для приписывания этого мотива Юберу было его отшельничество в то время.

Мощи Святого Юбера были обретены 3 ноября 743 года. В 825 году мощи прибыли в Андагий (Andagium), нынешний Сант-Юбер (St.-Hubert), что в Арденнах. Во времена французской революции они исчезли. В средневековье в Сант-Юбер стекалось множество паломников. В день Святого Юбера освящают хлеб, соль и воду, потребление которых защищает от собачьих укусов. Хлеб Юбера защищает домашних животных, наоборот бешенство называется на французском языке «болезнью Юбера». В XV веке был создан рыцарский орден Святого Юбера. В день его памяти совершается традиционная охота, носящая его имя. Он принадлежит к четырём святым маршалам52, в некоторых местностях его относят также к четырнадцати скорым помощникам53.

Свойства: олень с крестом в рогах.

Святой Юбер считается покровителем Арденн, охотников, стрелков, скорняков, литейщиков, металлистов, токарей, мясников и оптиков, фабрикантов математических устройств, математиков, изготовителей бубенчиков, охотничьих собак. Святому Юберу молятся против бешенства собак, при укусах собак и змей, против водобоязни.

* * *

52

В католической традиции речь идет о 4 святых маршалах в дополнение к 14 скорым помощникам. Среди них отец монашества Антоний Великий, Хуберт, епископ Льежа, Папа Корнилий и Квириний (Quirinus) из Нейсса (Neuß). К ним обращаются при личных нуждах, особенно в случае эпидемий, прежде всего, в окрестностях Кельна, где расположены 4 места паломничества: Святому Антонию в Кельне, Хуберту в Сант-Юбере в Арденнах, Корнилию в Аахене и Квиринию в Нейссе.

Упоминание «святых маршалов» встречается впервые в документе от 1478 года, причем сообщается, что почитание их уже давно известно.

53

14 святых скорых помощников почитались уже в IX веке, к ним обращались молитвенно в особенных случаях. По преданию, Дионисий также, как и Власий, Доротея и другие перед своей кончиной молили Бога об оказании им милости и оставления возможности помощи тем, кто к ним обращается.

Вера в скорых помощников особенно укрепилась во время угрозы чумы 13–14 веков. Так сложилось, что каждый святой оказывал покровительство и помощь в определенных делах. Так к Святому Флориану, который был мученически утоплен, обращались при пожарах. Вместе с тем, он был покровителем пивоваров, бондарей и трубочистов. Человеческое бессилие против ударов несчастий и катастроф преодолевалось с помощью скорых помощников. В понимании народа обращение в нужде к одному святому давало большую помощь. При обращении в нужде ко многим святым доставляло ещё большую помощь. 14 стоящих на облаке скорых помощников со своими атрибутами, а также стоящая на коленях женщина с ребенком, изображены в часовне Ульриха в Русвиле (Ruswil), что около Люцерна в Швейцарии.

В 1377 году регенсбургский епископ Конрад фон Хаймбург благословил почитание святой Варвары, а вместе с ней – и святых Екатерины и Маргариты. Народная молва откликнулась на это поговоркой: «Святая Маргарита – с червём, Святая Варвара – с башней, Святая Екатерина – с прялкой, это наши три святые девы.» («St. Margaretha mit dem Wurm, St. Barbara mit dem Turm, St. Katharina mit dem Radl, das sind die heiligen drei Madl.»)

Регенсбург стал также исходным пунктом для распространяющегося почитания скорых помощников. Окно скорых помощников в южном пределе регенсбургского собора, быть может, стало самым ранним изображением на эту тему. Обращение к скорым помощникам очень распространилось также в Силезии, вместе с беженцами после Второй Мировой Войны эта традиция вернулась в Германию.

Имеется мнение, что почитание четырнадцати скорых помощников стало всенародным. По преданию, Герману Ляйхту (Hermann Leicht), монастырскому пастуху цистерцианской обители Лангхайм (Langheim), что в Верхней Франконии, в 1445 и 1446 годах было видение «14 скорых помощников», которые потребовали сооружения часовни на месте своего явления. В 1774 году Балтазар Нойманн (Balthasar Neumann) построил паломническую церковь14 святых, по сей день привлекающую большое число посетителей.

Как правило, в качестве четырнадцати скорых помощников почитают

– Ахатия (Achatius), к которому обращаются при страхе перед смертью и сомнениях,

– Эгидия (Ägidius), к которому обращаются за помощью в исповеди,

– Варвару, покровительницу умирающих,

– Власия (Blasius), к которому обращаются при болезни шеи,

– Христофора (Christophorus), к которому обращаются при внезапной смерти,

– Кириака(Cyriacus), к которому молятся за отдаление смертного часа,

– Дионисия, к которому обращаются при головных болях,

– Эразма, к которому обращаются при болях в животе,

– Евстахия(Eustachius), к которому обращаются при всяких трудных жизненных обстоятельствах,

– Георгия, к которому обращаются при эпизоотиях у домашних животных,

– Екатерину, к которой обращаются при болезнях языка и косноязычии,

– Маргарита, покровительницу рожениц,

– Пантелеимона (Pantaleon), покровителя врачей,

– Вита (Файта), к которому обращаются при эпилепсии.

В зависимости от местных особенностей, вместо Эразма иной раз почитают Николая, вместо Дионисия – Папу Сикста II, вместо Эгидия – Леонгарда. К скорым помощникам относят также и четырёх Святых маршалов.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle