составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Гоммер, отшельник Лиеррский (†774, память 11 октября)

Св. Гомер (Gomer), именуемый также Гоммер (Gommaire), родился в Эмблехеме (Emblehem), что около Лиерра (Lierre), в епархии Мехелен (Mechelen), или Малинэ (Malines) в начале VIII века, во времена Папы Римского Адриана I и короля Франков Карла Великого. Родители воспитывали его сообразно Евангельским заповедям. Детство и юность святого прошли в невинности; он был набожен, приятен, приветлив и полон сострадания к несчастным людям. Пепин, став из мажордома королём Франков, пригласил его ко дворе. Гомер и там сумел сохранить свою невинность; верный своим заповедям, он не обрёл ничего из недостатков, обычных среди придворных. Пост и молитва укрепляли его от общего разложения; он был щедр, и, так сказать, расточителен, когда речь шла о том, чтобы помогать тем, кто в этом нуждался. Вместо того, чтобы причинять наименьший ущерб своему ближнему, он пытался приносить пользу всему миру. Пепин, который, несмотря на свои особенности, умел воздать должное за заслуги, ему поручал наиболее важные места. Он даже предложил Гомеру спутницу жизни для продолжения рода и приумножения состояния в лице Гвинмари (Gwinmarie): брак вскоре был заключен и отпразднован.

Некоторое время спустя Гомер был обязан следовать за принцем на войну и оставить, таким образом, дом на попечение своей жены. Но многим было нужно, чтобы Гвинмари нападала на Гомера; это была сварливая женщина. Её поведение стало для мужа постоянным источником очень тягостных испытаний. Гомер терпел не жалуясь, ожидая свое утешение только от Бога. Он использовал все возможные средства, чтобы покорить ту, кто, несмотря на все противоречия, был супругой перед Богом и людьми; но все усилия были бесполезны. Будучи обязан следовать за королём Пепином в различных войнах, которые он проводил в Ломбардии, в Саксонии и в Аквитании, он был по необходимости удален от нее на протяжении 8 лет. По возвращении огорчения стали еще больше. Он нашел дела своего дома в самом печальном состоянии. Слуги, фермеры и вассалы жаловались на нападки, которые они должны были терпеть. Он удовлетворил все их просьбы.

Отправившись в паломничество в Рим, святой однажды вечером решил свалить дерево на краю леса, чтобы преклонить свою голову. Его застал владелец леса и стал ему угрожать из-за причинённого ущерба. Гомер извинился смиренно и обещал его возместить. Действительно, он провел ночь в молитвах, и на следующее утро, он соединил две части дерева, которое стала внезапно таким же крепким, как и было раньше. Владелец, возвратившись и увидев своё дерево стоящим и зеленым, как и прежде, восхитился силой молитвы Гомера, и не сочтя для себя достойным обладать землей, на которой остановился передохнуть столь святой, он отдал её ему вместе с деревом, которое стояло внутри. Ангел также явился нашему святому исповеднику и сказал ему, чтобы нет Воли Господней, чтобы он шёл в Рим, но имеется Воля на то, о чём он просил у Господа: отойти в пределы свои, в Нивесдонк (Nivesdonck), построить себе хижину отшельника, чтобы она служила ему убежищем в земной жизни и местом погребения после смерти. Святой повиновался Воле Божией и воздвиг церковь в честь святого Петра, построил себе хижину и поселился в ней.

Он не оставил при этом заботу о своей семье: время от времени он отправлялся к себе в Эмбелхем, являя там бедным и несчастным людям образец христианского милосердия. Он одевал одних, кормил и поил тех, кто голодал и жаждал. Он проявлял особую заботу о больных и делал так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. Он встречал паломников и их обеспечивал их всем необходимым; он помогал вдовам и был их защитником. Наконец, он был отцом всех тех, кто в чём-нибудь нуждался.

Между тем, вместо того, чтобы подражать столь чудным примера, Гвинмари продолжала дурно обращаться со своими слугами. Однажды, когда жнецы мучились жаждой, она не позволила им сделать перерыв на отдых, чтобы пойти охладиться. Но святой человек, который пришел туда, пронзил землю своим посохом, и извёл из земли воду, чтобы утолить их жажду. Этот источник по сей день имеется в деревне Эмблехем. Его жена была поражена столь жестоким жаром, что стала готовиться к концу. Она попросила известить об этом святого, который ему возвратил ей прежнее здоровье крестным знамением и стаканом воды, поднесённой ей воды. Своей добротой и своими просьбами, он полностью преобразил её. Гвинмари привела остаток жизни в покаянии и умерла смертью праведника.

Святой Ромбо (Rombaut), который оставил епископство Дублина, что в Ирландии, отправился в Бельгию и просветить её земли своим учением и своими делами. У него завязалась со св.Гомером столь тесная дружба, что для большей свободы совместных бесед о божественном, они определили место, называемое Стадек (Stadek), между своими жилищам, куда оба сходиись в установленный день для таких богословских дискуссий. Как только они собрались там, сухие ветки, которые они приносили в руках, пускали корни и давали цветы и листы. Все окрестности были освящены их союзом. Каждый раз, когда они собирались случалось большое стечение народа. Наконец, там было решено построить молельню, где в день встречи они служили Божественную литургию. Святой Гомер почил о Бозе 11 октября 774 года.

Его изображают в разговоре о Вере со св. Рембо, держащим посох на котором, как и на посохе его собеседника, распускаются листья.

Тело святого сначала было погребено в церкви Эмбельхема, где он скончался. Но Бог открыл св. монахине по имени Врахильда (Vrachilde), что он должен был быть похороненным в церкви святого Петра, что была рядом с его отшельнической хижиной. Тело положили в корабль, чтобы перевезти его туда. И тогда корабль понёс себя, без парусов, без весел и без рулевого против течения, покуда не прибыл на место, указанное Божественным Провидением. Это место, называвшееся Нивесдонк, было вскоре названо Ледо (Ledo) или Леди (Ledi). Именно это имя было дано этому месту при разделе королевства, которое имело место при Лотаре, короле Австразии (Austrasie). Наконец, наплыв паломников, набожность которых приводила их туда, чтобы удостоить память Святого Гомера, породил город Лиерр.

Мощи святого сохранялись много веков в часовне, построенной им самим. Затем они были перенесены в красивую коллегиальную церковь св. Иоанна, которая стала называться церковью св. Гомера. Сейчас это приходская церковь. Эти мощи, достоверность которых была констатирована в 1804 архиепископом Малинэ Жан-Арманом Рокелором (Jean-Armand de Roquelaure), сохранены в великолепной серебряной раке, сделанной в 1682, шедевру чеканки и украшения орнаментом, что дух Веры местных жителей, лиерруанцев, сумел противостоять революционной жадности французов XVIII века.

Покровитель бездетных людей, придворных, пастухов, состоящих в трудных браках, перчаточников, страдальцев грыжей, проживающих отдельно супругов, лесорубов.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle