составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святитель Гильда Премудрый, игумен и епископ († 570, память 29 января)

Святой Премудрый Гильда Бадоник (Gildas Badonicus) родился примерно в 520 году, а скончался в 570 году, хотя некоторые ученые полагают, что он, возможно, умер раньше, в 554 году.

Гильда, возможно, родился в нижней части долины Клайдсайда (Clydeside) в Шотландии. Его часто называют Бадоником, потому что он родился в тот год, когда англичане победили саксонцев при Басе (Bath). Его отец был из правящей семьи маленького королевства на границах Нортумбрии со столицей в Дамбартоне (Dumbarton). Но он был послан с берегов Клайда в монастырь Лланильтут (Llaniltut), или Ллантвит (Llantwit) в южном Уэльсе, где он обучался под руководством Святого Илльтыда (Illtyd, память 6 ноября) вместе со Святым Самсоном (память 28 июля) и Святым Павлом Аурелианом (Paul Aurelian, память 12 марта), хотя он был намного моложе. Известные Ирландские монахи, включая Святой Финниана (Finnian, память 12 декабря), стали его учениками. Он совершил паломничество в Ирландию для бесед с современными ему святыми той земли и написал письма в отдаленные монастыри. Он, как представляется, оказал значительное влияние на развитие Ирландской церкви.

Когда Гильда закончил Ллантвит, он отправился в Ирландию, где продолжил своё обучение, перемещаясь из одного монашеского центра в другой. Возможно он был рукоположен во священника в Ирландии и возвратился на Север Англии, чтобы учить и проповедовать на родной земле. Его успешное служение сделало его известным, и Анмерик (Ainmeric), Король Ирландии, пригласил его назад для восстановления дисциплины, служения Литургии в монастырях, и время от времени он преподавал в Школе Армы (Armagh).

При возвращении в Англию, он помогал Святому Кадоку (Cadoc) в Лланкарвене (Llancarven) и сопровождал его, когда тот отправился в Бретань или Арморику, как она называлась в то время. Гильда также продолжил паломничество в Рим, и имеется предание, согласно которому по пути он посетил Кадока. Он принес с собой кожаный мешочек, и когда он открыл его, то там был колокольчик в виде квадратной чашечки. Звонок был сделан из кованого металла, смеси серебра и меди, и имел очень приятное звучание. Так что Кадок возжелал его для монастыря, который он строил в то время. Гильда, однако, сказал ему, что колокольчик был предназначен для Святого Петра в Риме, но когда он представил его Римскому папе по своему прибытию в Святой Город, колокольчик вообще не издавал никаких звуков. По пути назад он снова обратился к Кадоку и дал ему колокольчик, который теперь звучал слаще, чем когда-либо. После этого события Гильда узнал, что ему надлежит трудиться среди своих собственных сограждан.

В Англии наилучшие воспоминания о нём сохранились за написанную им историю церкви в этих землях от высадки римлян до вторжения саксонцев. Она была написана, вероятно, в Гластонбери приблизительно в 540 году и озаглавлена «De Excidio et Conquestu Britanniae», т.е. Крушение Англии, которое, по мнению автора, постигло британцев через упадок их правителей и духовенства. Работа содержала неприкрытую и строгую критику жизни Британских правителей и священнослужителей, обвиняя их в моральной слабости, приведшей к триумфу англо-саксонских захватчиков. Хотя жесткость его риторических высказываний была подвергнута критике со стороны сообщества, это лишь подтвердило их неоспоримость. Эта работа также показывает, что он был хорошо осведомлен о Виргилии и Игнатии (память 17 октября). Труды Гильды цитировалась Святым Бедой (память 25 мая).

Святого Гильду рассматривают как первого Английского историка. В течение некоторого времени он жил как отшельник на острове Флэтхольм (Flatholm) в Бристольском заливе, где он переписал молитвослов для Святого Кадока (Cadoc, память 25 сентября) и, возможно, написал «De excidio «. После возвращения из своего паломничества в Рим Гильда основал монастырь на острове около Рюйса (Rhuys), или Рюиса (Rhuis), или Морбигана (Morbihan), что в Бретани, который стал центром его почитания. Хотя он жил какое-то время на крошечном острове в Морбиганском заливе, он собрал вокруг себя учеников и не остаётся впечатления, что он отключил себя полностью от мира; он путешествовал и в другие места в Бретани.

Труд «De excidio», который был очень влиятелен в начале средневековья, может быть и не был полностью написан Гильдой. Возможно, часть его была добавлена вскоре после его времени. Эта работа служит примером классической и ранней Христианской литературы, доступной в ту пору в Англии. Письма Гильды использовались Вульфстаном (Wulfstan, память 19 января), архиепископом Йоркским, в 11-ом столетии в его «Проповеди Волка», адресованой англичанам во время беспорядочного правления Этельреда (Ethelred) Нерешительного.

Место, где Святой Гильда основал монастырь, нынче называется Сан-Жильда-де-Рюй. Согласно Питеру Абеляру (Abelard), который позже был его игуменом, это место не было очень целительным. Могила Святого Гильды располагается позади алтаря существующей церкви, его мощи имеются также в Ризнице. Его имя содержится в ранних мартирологах, таких как Молитвослов Леофрика (Leofric Missal), относящийся приблизительно к 1050 году, а также англо-саксонские календари 9–11 веков.

Святого Гильду изображают с колокольчиком.

Тропарь Святому Гильде, глас 8:

О справедливый Гильда, Вас верно именуют «Премудрым»,/ за то, что в Вашем монашеском одиночестве Вы использовали Ваш данный Богом дар слова во имя Его великой Славы./Учи нас не презирать ничего, поскольку все наши таланты, даже маленькие, могут использоваться на службу Богу, для спасения душ наших.

Кондак Святому Гильде Премудрому, глас 2:

Овладев искусством письма / О, премудрый Гильда, / Вы не скрыли Ваш талант, но понесли это дальше, чтобы прославить Вашим пением Творца./ И Вам же славу воспевая, мы молимся о благодати следовать за Вами, принося всё Господу во имя одной лишь Славы Его.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle