составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Бонифаций, апостол Германии (память 5 июня)

Святитель Бонифаций, именовавшийся вначале Винфрид, родился в 672 году неподалеку от Эксетера, в западной оконечности Вессекса, одного из королевств англо-саксонского Семицарствия.33 Со своей ранней молодости он явил склонность к монашеской жизни. В семь лет он поступил в монастырь, вначале в Эксетере, затем в Нурслинг (Nursling), чтобы обучиться там Священному Писанию и светским наукам. За блестящие знания его называли профессором, но успехи в грамматике и риторике имели для него единственную цель – приготовление к пониманию Священного Писания. Опытный монах, он показывал также горячее усердие в наставлении и проповеди, и желал следовать примеру святых ирландских монахов, которые оставляли свою родину с тем, чтобы нести Благую Весть язычникам.

Вскоре после своего рукоположения в священники (716) он вместе с тремя компаньонами оставил монастырь в Нурслинге, присоединившись к миссии святого Виллиброрда из Фризляндии (Willibroard von Frise, память 7 ноября), которая столкнулась с многочисленными препятствиями. Оттуда епископ был вынужден вернуться в свой монастырь из-за языческой реакции, вызванной смертью Пепина Херстальского.34 Новые миссионеры столкнулись с теми же затруднениями и были вынуждены вскоре возвратиться в свой монастырь в Англию, где братья тепло приняли Винфрида и предложили ему заменить недавно скончавшегося игумена. Благодаря поддержке епископа Винчестерского, святой смог освободиться от их просьбы и приготовить новую миссию, осуществив предварительно паломничество в Рим (718). Папа Григорий II принял его с честью и, желая продолжать миссионерское делание своего знаменитого предшественника Григория I (память 12 марта), вручил Винфриду письмо-инвеституру (поручение) на обращение всех языческих народов Германии и присоединение их к римскому престолу. Чтобы подтвердить свою верность, Винфрид изменил свое имя на Бонифация (719).

После того, как Бонифаций пересек Баварию и Тюрингию, он направился снова во Фризляндию, где святитель Виллиброрд смог возвратить себе кафедру Утрехта. В течение трех лет он помогал старику восстановить христианство в этой стране. Но когда Виллиброрд предложил ему рукоположение в епископа, дабы заменить его, Бонифаций ему ответил, что он имеет благословение на проповедь среди варварских народов и что для него сейчас самое время отправиться в те края Германии, которые еще мало обращены. Затем он углубился внутрь страны, в регионы, находившиеся под господством франков, среди которых было распространено язычество. В Гессене, он начал с того, что основал монастырь Амёнебург (Amoenebrg), который стал полюсом притяжения и центром подготовки проповедников. Когда Папа узнал об успехах Бонифация, он его вызвал в Рим, где и посвятил его во епископа без предоставления епархии, под прямой властью римского престола (722). По возвращению в Гессен святитель возобновил свои миссионерские походы и одержал яркую победу над язычеством, уничтожив дуб, посвященный богу Тор, который идолопоклонники почитали как поддерживающий небосвод. Видя, как он действует, толпа в ярости кинулась на него, но дерево вдруг согнулось как под невидимой рукой и развалилось на четыре куска пред ногами святого. Бонифаций использовал древесину этого дуба для строительства церкви, при которой он основал монастырь Фритцлар.

Благословив своих учеников на продолжение проповеди христианства в этих краях, святитель отправился в Тюрингию (724), где начал свою проповедь также с основания мужского монастыря Ордруф около Готта и нескольких женских монастырей. Чтобы организовать эти новые монастыри на традиционных основаниях, он пригласил монахов и монахинь из Англии, которые распространили в этих краях не только евангельские обычаи, но и свет цивилизации. Получив от папы Григория III (731) сан архиепископа и посох, неутомимый апостол начал свое делание в Баварии, самом большом краю Германии, который уже давно был обращен в святую веру усилиями мужественных проповедников, но пока еще был лишен устойчивой церковной организации. Там он хиротонасал четырех епископов: в Зальцбурге, Фрайзинге, Ратисбонне и Пасау, затем возвратился в Рим, чтобы сообщить папе о результатах своей деятельности и получить новые благословения. По возвращению в Германию, снабженный святыми мощами и рекомендательными письмами папы, он посвятил епископов в Гессене и в Тюрингии. Эта задача оказалась труднее, чем в Баварии, так как эти края не унаследовали римской административной организации, и в них не было настоящих городов, которые могли бы служить центрами епархий (741). Выполнив эту миссию через двадцать лет тяжелых трудов, он смог представить на одобрение нового папы Захарии организацию новой Церкви. Чтобы закрепить этот итог, святой решил основать большой монастырь в центре четырех стран, которые он евангелизировал – Фризляндии, Гессене, Тюрингии и Баварии. Этот монастырь символизировал бы единство Церкви Германии и мог бы служить для него местопребыванием. После долгих поисков ученик Стрюм нашел удобное место в густом лесу, пересеченном рекой Фульда, которая и дала имя основанному монастырю. Каждый год святитель Бонифаций приходил туда, чтобы отдохнуть и обучить монашеским традициям монашеское братство, которое достигло четырехсот монахов после смерти святого.

Несмотря на свой почтенный возраст и любовь к монашескому уединению, Бонифаций не прекратил своей деятельности. В 743 году он принял участие в большом германском церковном соборе, собранном в первый раз мажордомом Австразии Шарлеманем для того, чтобы урегулировать многочисленные проблемы, возникшие в Истинной Церкви в связи с реформами Шарля Мартеля и борьбой между аристократическими кланами. Эти расстройства в церковной организации открыли путь к возрождению язычества и влиянию многочисленных шарлатанов, которые использовали наивность народа. Там была подтверждена власть епископов, верных святому Бонифацию, которые должны были заботиться о реформе духовенства, о соблюдении святых Традиций и о борьбе против суеверий. Часть церковного имущества, захваченного дворянами, была возвращена, а недостойные прелаты смещены. Эта реформа распространилась на всю Истинную Церковь и была подтверждена в церковном соборе в Суассоне, в 744 году.

Бонифаций хотел завершить унификацию Истинной Церкви, обосновавшись в Кёльне, но сопротивление части духовенства и дворян помешало осуществлению этого проекта. В 747 году он получил место в Майнце, что в Эльзасе, Германия, и регион Трира, который оставался организованным согласно другим принципам, с большой независимостью по отношению к Риму, в то время как Саксония оставалась упрямо привязанной к варварским обычаям.

Шарлемань оставил трон, дабы принять монашество на горе Кассин (Cassin), и святой Бонифаций в Суассоне благословил на царствование его брата, Пепина Короткого, тем самым торжественно положив начало династии Каролингов (751). С годами его апостольский жар не угас, и он намеревался продолжать евангелизацию непокорной Фризляндии. Поставив своего самого любимого ученика святого Лулла (Lullus) на свое место в Майнце, он простился со своими друзьями и, пророчески взяв с собой саван, сел на судно на Рейне. Проведя зиму в Утрехте, в монастыре, которым руководил один из его учеников, Григорий, с приходом весны он предпринял свою миссию в самых северных регионах страны. Неплохо встреченные населением, проповедники крестили некоторое число язычников. Но 5 июня 754 года, в то время, как они готовились к конфирмации, вооруженная и вопящая толпа кинулась на расположении их лагеря. Слуги и спутники святого попытались вооружиться, чтобы оказать сопротивление, но Бонифаций направился в центр схватки и, убеждая своих товарищей не воздавать злом за зло, воскликнул: «Вот и настал, наконец, столь желанный день. Время, назначенное для нашего освобождения, приближается. Укрепимся о Господе, примем Его решение, возблагодарим Его и доверимся Ему. Он уже освободил ваши души!» Бешенство варваров только было удвоено.

Одни из них размахнулся своей шпагой, дабы рассечь рукопись, которую святой поднял, чтобы защищаться, и расколол ему череп. Варвары истребили пятьдесят два компаньона и рассекли ударами шпаг и топоров реликварии-ковчежцы и книги, которые были единственным сокровищем миссионеров. События проистекали неподалеку от современного города Доккум (Dokkum), что в Нидераландах.

Затем христиане собрали их останки, и прах святого Бонифация был перенесен в Майнц, затем оттуда, в соответствии с просьбой святого, в Фульду, которая стала центром паломничества и символом единства Церкви в Германии.

* * *

33

Семицарствие – название, данное в XVI веке семи англо-саксонским королевствам Сассексу, Вессексу, Эссексу, Северной Умбрии, Восточной Англии и Мерсие, которые сформировались в период с VI по IX век, но существовавшими в разное время.

34

Пепин Херистальский или Пепин Молодой (?640 – Жупилль, 714), мажордом Австразии (680)


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle