составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Эрве

Святой Эрве, игумен из Бретани († 575, память 1 июня)

Святой Эрве (Herve), или Харви (Harvey), или Хервей (Herveus), или Хува (Huva) почитаем повсюду в Бретани, но о нём имеется не так много надежных подробных сведений – его житие написано только в позднем Средневековье. Все, что мы наверняка знаем – это то, что он был отшельником в Бретани, где его все еще очень почитают, и где Эрве – одно из наиболее популярных имен мальчиков.

История гласит, что молодой Бретанский бард по имени Хиварнион (Hyvarnion), ученик Святого Кадока (Cadoc), жил при дворе Хильдеберта, короля Франков. Через четыре года, желая вернуться в родные края, он отправился туда через Бретань, где однажды, проезжая лесом, он услышал пение молодой девочки. Сладость ее голоса подогрела его любопытство, он слез с лошади и пошёл меж деревьев туда, где на солнечной поляне нашёл деву, собирающую травы. Он спросил её, для чего они. «Эта трава, ответила она, отгоняет печаль, вот эта наводит слепоту, но я ищу траву жизни, которая отгоняет смерть». Хиварнион, забыв о своём возвращении домой, тотчас полюбил её и позднее женился на ней.

Через три года у них появился сын, родившийся слепым, и в своём горе они назвали его Эрве, что означает горечь. Когда ему было два года, его отец умер, и мать, Риванон (Rivanon), с ребенком оказались в бедности и одиночестве. В печали она пела сыну, и с детства он полюбил поэзию и музыку. Когда Эрве был семь, Риванон отдала его на попечение святого человека по имени Артиан (Arthian), а сама стала отшельницей. Ребенок странствовал по сельской местности, пел и просил подаяние, ведомый белой собакой, к который его привязали поводком. С тех пор Бретонцы поют балладу о слепом ребёнке, ведомом собакой, поющем о том, как холодно и зябко на ветру и дожде, без ботинок, со стучащими от холода зубами.

В возрасте 14 лет, с одобрения своей матери, он разыскал своего дядю, который был отшельником и который содержал монашескую школу в лесу в Плувине (Plouvien). Дядя принял юношу, и скоро Эрве превосходил других в знании других учеников. По смерти своего дяди он стал игуменом. Каждое утро дети собрались, чтобы учиться у своего слепого наставника, и каждый вечер они разбегались «подобно рою пчел, выходящих от полого дуба». Он учил их музыке и поэзии, но, прежде всего, христианскому образу жизни.

«Когда Вы пробуждаетесь на вашем ложе, говорил он, предложите ваши сердца доброму Богу, сотворите крестное знамение и говорите с верой, надеждой и любовью: я предаю Тебе моё сердце, моё тело и мою душу. Соделай меня хорошим человеком, когда Вы видите полёт вороны, думайте о дьяволе, черном и злом. Когда вы видите полёт голубя, думайте о вашем ангеле, нежном и белом. Думайте о Боге, как солнце даёт диким розам цвести на горах. Вечером, перед тем, как отправиться в кровать, произнесите свои молитвы, чтобы белый ангел смог сойти с Небес и пробыть с вами до часов рассвета. Это – истинный способ жить как христиане. Пойте мои песни, и Вы будут вести святую жизнь».

Во время обучения Эрве работал в полях около школы. Его почитали за святость и чудеса. Однажды волк задрал осла, на котором он пахал поля. Малый ребенок, который вёл Эрве, закричал от страха, но по молитвам Эрве, волк влез в ярмо осла и закончил работу, которую требовалось сделать.

Позже он переместил своё сообщество в Леон. Там епископ хотел рукоположить его в священника, но Эрве, с кротостью отклонил предложение. Таким образом, хотя Эрве никогда не был священником, он, как считают, участвовал в торжественном анафематствовании правителя-тирана Кономора (Conomor) приблизительно в 550 году. Из Леона святое сообщество отправилось на запад. Около дороги на Лесневен (Lesneven) находится источник Святого Эрве, который, как считают, он извёл из земли, чтобы утолить жажду своих спутников. Наконец они обосновались в Ланхурно (Lanhouarneau), что в Финистере (Finistere), где Эрве возвёл монастырь, который позднее стал широко известен.

Святой Эрве периодически выходил из своего монастыря, где прожил оставшуюся часть своей жизни, прежде всего для проповеди и на отчитки. Он теперь был не с большой белой собакой, но со своей маленькой племянницей Кристиной, которая жила рядом с ним в доме из соломы и плетёных веток, построенного для нее монахами. Она, веселая как фея, пела для него, собирая цветы для Алтаря. Когда Святой Эрве собрался умирать, он сказал ей: «Тина, моя дорогая, приготовь мою постель. Но сделай это не как обычно, но на твердой земле, перед Алтарём, у ног Спасителя. Положи камень в качестве подушки и посыпь ложе пеплом. Плача, она выполнила его желание, и сказала: «Могу ли я последовать также, как маленькая лодка следует за судном».

Когда монахи смотрели на его смертный одр, они, как считают, слышали музыку небесных хоров, зовущую его на Небеса. Так умер слепой Святой Бретонец, который преподал в школе в лесу и который всю свою жизнь, несмотря на слепоту, славил Господа.

До французской Революции, часовня (теперь разрушенная) около Кледера (Cleder) в Финистере обладала наиболее необычной реликвией – колыбелью, в которой качали Святого Эрве.

Святого Эрве изображают как слепого игумена, или говорящего лягушкам, чтобы те были тихими, или ведомого волком или поводырём своего детства. К нему обращаются при проблемах с глазами. Бретонские матери пугают своих непослушных детей его белым волком.

Как полагают, Святой Эрве является композитором популярного «kantik ar baradoz» (гимна Раю), который часто поют на похоронах.

Тропарь Эвятому Эрве, глас 1

O Эрве, Певец и Вероучитель /

Твой сладкий голос освещал темноту, хотя Ты был рождён без дара зрения/

Моли Христа Бога, чтобы Свет Его рассеял языческую тьму наших стран, /

И чтобы был прославлен Бог.

Святой Эрве, († 575, память 1 и 17 июня)

Иварнион (Hyvarnion), бард, известный на Британских островах, был приглашен ко двору Хильдеберта (Childebert). Но ему, набожному и целомудренному, жизнь двора никак не подходила. Решив полностью посвятить себя Богу, он возвратился к себе проездом через Арморик (Armorique). Там он задумался о будущем браке. И только успел он о том подумать, как явился ему ангел и сказал: «Ее зовут Риванон (Rivanone). Ты ее встретишь завтра и возьмешь в супруги. От вашего брака родится великий слуга Господень». Так он встретил свою супругу. Ни тот, ни другой не хотел совместной жизни. На следующий день после бракосочетания Риванон сказала Иварниону: «Если у меня родиться сын, я попрошу всемогущему Богу, чтобы он не увидел никогда неверный и обманчивый свет этого мира». И прежде чем оставить ее навсегда, он ответил ей: «Хорошо! Но пусть у него останется возможность видеть, по крайней мере, Небесное великолепие». Ребенок родился слепым. Когда Эрвэ достиг возраста семи лет, он к тому времени уже знал наизусть все псалмы и семь гимнов Церкви, наиболее употреблявшихся в то время. Риванон отправила его к святому монаху. Святой Эрвэ нашел свою мать только через много лет, чтобы помочь ей в ее последние минуты. Будучи слепым, как этого желала Риванон, Эрве стал бардом, также, как и Иварнион, который просил о том, чтобы его сын не прекращал видеть Небесное великолепие. Так он стал составлять великолепные Райские песни.

Когда его воспитание было закончено, Эрве уехал, чтобы жить отшельником. Но к нему быстро стали присоединяться ученики. Ведомый своим учеником Гихараном (Guiharan) и сопровождаемый прирученным им волком, Эрве, воспевая красоту Рая, вел свое сообщество, которое, бороздя Бретань и следуя за солнцем, наконец, остановилось в Плудье (Plouider), которое станет называться Ланхуарно (Lanhouarneau), т.е. хижиной отшельника Эрве.

Всю свою жизнь он упрямо отказывался от получения духовного звания, согласившись только выполнять отчитки по благословению. Будучи слепым, Эрве сам был архитектором своей маленькой церкви, которую он никогда не хотел оставлять. Он оказался запертым там за три дня до своей смерти, когда его глаза внезапно открылись, и он принялся петь последнюю песнь: «Я вижу открытое Небо, Небо – моя родина. Я хочу туда улететь. Я вижу моего отца и мою мать в славе и в красоте. Я вижу моих братьев, мужей моей страны. Хоры Ангелов, несомых своими крыльями, летают вокруг их голов, как множество пчел в поле цветов». На третий день после своего видения, он призвал свою племянницу Кристину, которая находилась тогда при нем. Она была сиротой, воспитанная матерью: «Приготовь мне камень как подушку и золу как ложе. Когда черный ангел придет меня разыскивать, пусть он найдет меня лежащим на золе».

Кристина, повинуясь ему, сказала: «Мой дядя, если Вы меня любите, попросите Бога, чтобы я за Вами последовала, не задерживаясь, как лодка следует за течением». Ее просьба была исполнена: когда Эрве испустил последний вздох, малышка Кристина, бросилась к нему в ноги и там умерла. Он умер, окруженный своими многочисленными монахами, и все могли слышать, как небесные хоры запели гимн, который всегда пел их святой отец.

Он был похоронен в Ланхуарно, или Финистер (Finistere), и поклонение на могиле происходило при большом стечении народа. Его мощи, из-за страха перед норманнами, были собраны в часовне замка Бреста (878), помещены в серебряную раку, подаренную герцогом Жёфруа (Geoffroy), и упокоены в Соборе Нанта в 1002 году. Они исчезли из собора Нанта во время французской революции.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle