составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Уэн (Ouen), друг и биограф святого Элуа

Святой Элуа родился в 588 году, в галло-романской семье в Шаптела (Chaptelat), что в Лимузене, в ту эпоху, когда перемешивались галло-романский и варварский миры, зачастую жестокие, развращенные и запущенные. Молодой Элуа, у которого проявился вкус к работе с металлом, был отдан в учение мастеру золотых и серебряных дел в Лиможе. Явив там свой талант, он в то же самое время проявил себя набожным и жадным до учения. От святого Уэна, епископа Руана и автора жизни святого Элуа, мы знаем, что он изготовил раки святого Люсьена, святого Максиена (Maxien) и святой Жюльен в VII веке.

Спустя немного времени, он отправился в Париж и поступил на службу к известному золотых и серебряных дел мастеру, получавшему заказы из королевского дворца. Так ему представился случай быть замеченным королем Хлотарем II, когда без обмана он сумел изготовить два трона с золотом, отпущенным только на один.

Король соблазненный его скрупулезной честностью и великой набожностью, взял его на службу. Он оказался очень авторитетным советником и даже отвечал за управление королевскими финансами, и, вероятно, стоял у истоков создания серебряного денье. После смерти Хлотаря в 629 году, его сын Дагоберт унаследовал объединенную страну и оказался королем всех Франков. Начиная с 632 года, Дагоберт – единственный хозяин своего королевства. Он знал, что для поддержания единства страны и эффективного управления, ему надо объединить вокруг себя аристократов королевства и научить их искусству управлять. Прежде чем отправить их в провинцию вместе с епископом, он поручал им ответственные должности при дворце. Так же было и со знаменитым министром Элуа, который прежде чем стать епископом Нуайонским, служил в канцелярии.

В 641 году Элуа назначается епископом Нуайонским и Турнайским, оставаясь советником короля. Вслед за святым Медардом (Medard), он собирался укрепить Церковь Нуайона. Несмотря на проповедь Благой Вести, язычество оставалось живучим. Это было одной из главных забот церковных соборов, которые состоялись в Галлии в VI веке. К тому же, некоторые члены духовенства уступали «кощунственным обычаям», как это признавал Святой Сезер из Арля. Веком позже это подтвердит Элуа, епископ Нуайонский, напомнив, что «никакой христианин не должен помещать амулета на шею человека или животного, даже если он был сделан духовным лицом».

Вместе с миссионерами он проповедовал в регионах, еще мало обращенные в христианство, от Нуайона до Гента и Кутрая (Courtrai) во Фландрии. Он основывает монастырь Солиньяк (Solignac) на юге Лиможа, населив монахами из Люксёя (Luxeuil) и поручает окормление Святому Ремаклю (Remacle), будущему игумену монастыря Ставело-Мальмеди (Stavelot-Malmedy).

Затем вместе со Святой Орой (Aure) он основал в Париже женский монастырь, посвященный апостолу Аквитании, святому Марциалу Лиможскому. Также он создал многочисленные монастыри в Генте, Перонне (Peronne), Шони (Chauny), Урскампе (Ourscamp), Омблиере (Homblieres).

Его всегда окружали бедными, получающие от него обильное утешение. Он выкупал рабов, давал им свободу, и был неустанным проповедником, всегда подававшим пример святости.

Прославляемый всеми, Святитель Элуа умер в Нуайоне в 659/660 году, быв похоронен около церкви, посвященной святому Лупу из Труа.

В следующем году его тело перенесли в мавзолей за главным алтарем монастыря.

Изготовленная в 1623 Рене Гаагским, золотых и серебряных дел мастером из Парижа, рака Святителя была поставлена перед главным алтарем собора в Нуайоне. 23 октября 1793 года сокровище и иные ценности собора отправлены в Париж для переплавки. Но сама рака оставалась под алтарем до ноября. Описание раки от 6 ноября 1793 года было составлено во время перемещения сокровища:

«Под куполом, продолговатая, имеющая четыре стороны с фронтоном и поддерживаемая колоннами, изображающими в передней части Святого Элуа, в задней части – Святую Годеберту (Godeberthe), с одной из сторон – Святого Себастьяна, с другой стороны – Святую Тоби, окруженная статуями двенадцати апостолов. У Святого Элуа – четыре кольца, у святой Годеберты – одно. Эта рака имеет три фута высоты, не включая фонарь, три с половиной фута длины и два с половиной фута ширины».

Со временем, его реальный исторический образ, покрылся легендами, и он стал одним из наиболее популярных святых западного христианства в Средние века. Еще сегодня он весьма почитаем на севере Франции, в Нидерландах, в Германии и в Италии. И в настоящее время он остается покровителем многочисленных корпораций, связанных с работой по металлу, также, как и золотых и серебряных дел мастеров или кузнецов, которые посвятили ему многие церкви.

По преданию, до работы ювелиром, он был кузнецом. Однажды для того, чтобы было удобнее подковывать копыто буйной лошади, он оторвал ей ногу, поместил ее на наковальне, а затем восстановил первоначальный порядок. Каждый год во Фландрии эта история поминается прибытием большого количества конных паломников.

Святитель Элуа построил часовню или молельню Рюдоруар (Rudoroire) в пригороде Суассона (Soissons), которую он заменил к 645 году монастырем, посвященным святому Лю и который стал позже монастырем святого Элуа.

Монастырь был разграблен норманнами в 860 году, и к XIII веку был восстановлен лишь частично. К 1207 году восстановили здания и воздвигли великолепную церковь, которая даже могла соперничать с собором Бовэ. Монастырь был снова опустошен в 1472, на этот раз бургундами, которые ограбили архивы и уничтожили, помимо других документов, и документы на право владения собственностью.

Ста двадцатью годами позже его разрушили снова во времена Лиги. Король Генрих IV возвел на этом месте крепость. Бенедиктинцы получили от Луи XIII разрешение, чтобы обосноваться в тех краях, где находился монастырь и некоторые его владения. Они восстановили скромный монастырь и церковь, желая воссоздать великолепное аббатство, которое существовало прежде. В 1789 в монастыре оставалось приблизительно двадцать бенедиктинцев.

В епархии Бовэ – Нуайон – Сенлис имеются 17 церквей и один приход, посвященные Святому Элуа:

Церкви в

Авикурте (Avricourt)

Карлепонте (Carlepont)

Компьене

Кризоле (Crisolles)

Кувийи (Cuvilly)

Эмемонт-Бутаване (Ernemont-Boutavent)

Леглантье (Léglantiers)

Либермонте (Libermont)

Марёй Ла Мотт (Mareuil La Motte)

Мениль Контевилле (Mesnil Conteville)

Монши Сан Элуа (Monchy St Eloi)

Нёвилль Гарнье (Neuville Garnier)

Новиллерсе (Novillers)

Оньёле (Ognolles)

Плойроне (Ployron)

Дреслинкурте (Dreslincourt)

Траси-лё-Вале (Tracy-le-Val)

и приход в Нуайоне.

Атрибуты Святого Элигия: чаша, молот, наковальня, щипцы и лошадиная нога.

Святой Элигий считается покровителем крестьян, золотых дел мастеров, кузнецов, слесарей, всех тех, кто работает по металлу, шахтеров, оружейников, чеканщиков монеты, часовщиков, изготовителей ламп, корзинщиков, граверов, каретников, кучеров, шорников, торговцев лошадьми и ветеринаров, лошадей. К нему обращаются при болезнях лошадей.

Крестьянская примета: «Если на Элигия выпадет холодный день, то холод может продолжаться 4 месяца».


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle