А.К. Галкин, А.А. Бовкало

Источник

Педагог и воспитатель

Первые годы духовно-учебной службы о. Вениамина прошли в епархиях, где православные составляли меньшинство населения. Определением Св. Синода от 24 сентября – 3 октября 1897 года он был назначен преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. Уже сам факт, что молодого выпускника направили на место опытного педагога священника Александра Ивановича Агрономова, тем же Определением призванного на пост ректора Вологодской духовной семинарии, говорит о том, что в Учебном Комитете при Св. Синоде на иеромонаха Вениамина возлагали большие надежды.

Рижскую епархию составляли три губернии – Лифляндская, Курляндская и Эстляндская. В семинарии, наряду с русскими, учились православные латыши и эстонцы, все они готовились укреплять и расширять православие в крае. 4 октября 1897 года, почти одновременно с назначением о. Вениамина в Ригу, на Рижскую кафедру был перемещен епископ Агафангел (Преображенский; 27 сентября 1854 – 16 (3) октября 1928) – впоследствии митрополит Ярославский. Через четверть века св. Патриарх Тихон, арестованный под предлогом «сопротивления изъятию церковных ценностей», укажет в качестве своих Заместителей митрополитов Агафангела и Вениамина...

В Риге иеромонах Вениамин был причислен к братии Алексеевского монастыря128. 21 января 1898 года он получил первую священническую награду – набедренник129. Епископ Агафангел неоднократно привлекал молодого преподавателя семинарии к богослужениям в кафедральном Христорождественском соборе, а 29 марта 1898 года, в Неделю ваий, иеромонах Вениамин говорил там проповедь за архиерейским служением130. В Иванов день, 24 июня 1898 года, вместе с ректором семинарии протоиереем Алексием Аристовым († 1931) о. Вениамин сослужил епископу в Иоанно-Предтеченской церкви архиерейской дачи на Эйхенбахской мызе (Озолкалнс). Праздничный молебен был совершен под открытым небом131. Эта дача вошла в историю как место гибели в ночь на 12 октября 1934 года архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера).

Служение о. Вениамина в Рижской епархии совпало с установлением в ней празднования памяти священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского († 8 января 1472), и 72-х его прихожан, пострадавших за православную веру в г. Юрьеве Ливонском (ныне Тарту). Впервые этот праздник совершался во всех храмах епархии 8 января 1898 года. В С.-Петербурге в честь св. Исидора Юрьевского вскоре было основано православное эстонское братство, председателем которого в 1910–1917 годах станет епископ Вениамин.

В образцовой школе при Рижской семинарии велись собеседования со старообрядцами и сектантами, в них иногда участвовали и воспитанники шестого класса. Интересуясь постановкой миссионерской деятельности, о. Вениамин присутствовал почти на всех этих беседах132.

В Риге о. Вениамину пришлось преподавать меньше года. При нем семинарию закончил будущий епископ Мадонский Александр (Витоль Адам Александрович; 5 июня 1876 – 30 июля 1942). В условиях гитлеровской оккупации Латвии епископ Александр сохранил верность Московской Патриархии.

***

12–13 августа 1898 года иеромонах Вениамин получил повышение: он был определен инспектором Холмской духовной семинарии, в которой стал также преподавать Священное Писание в V классе. Город Холм (ныне Хелм, Польша) издревле представлял собой оплот православия на польской земле, но в XVII-XVIII веках здесь насильственно насаждалась уния. Холмские униаты воссоединились с Православной церковью только в 1875 году.

9 сентября, вскоре после приезда о. Вениамина в Холм, духовная семинария праздновала начало учебного года. Божественную литургию в семинарском Свято-Леонтиевском храме совершал в тот день епископ Люблинский Тихон (Беллавин; 19 января 1865 – 7 апреля 1925 – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России), а проповедовал за службой новый о. инспектор. Владыка Тихон, бывший в 1892–1897 годах ректором Холмской духовной семинарии, продолжал уделять ей много внимания и в епископском сане как викарий Холмско-Варшавской епархии. Но он недолго оставался епископом Люблинским: 14 сентября 1898 года его назначили на кафедру Алеутскую и Аляскинскую. Православный Холм устроил владыке торжественные проводы. 4 октября епископ Тихон служил прощальную литургию в семинарской церкви. Ему был поднесен адрес, покрытый подписями всех служащих в семинарии133. Так в далеком Холме впервые скрестились пути двух тогда еще молодых священнослужителей Русской Православной Церкви, ныне прославленных в лике святых.

Несколько раз за время службы о. Вениамина в Холме в город приезжал архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский). В мае 1899 года он посетил духовную семинарию и присутствовал на экзаменах. За болезнью ректора, архимандрита Евлогия (Георгиевского), его встречал иеромонах Вениамин. Разрядный список воспитанников за 1898/ 1899 учебный год также был подписан о. инспектором.

Много лет спустя, уже в эмиграции, митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал об о. Вениамине как своем сослуживце по Холмской семинарии: «Это был молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело повел крепкой рукой и достиг добрых результатов. Между нами установились дружеские отношения, с ним мы шли рука об руку. Хороший он был человек»134.

И в Холме иеромонах Вениамин вел религиозно-нравственные чтения. 13 сентября 1897 года он был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу которого пожертвовал значительную сумму. В «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» было опубликовано его «Поучение на 9-е сентября», произнесенное в семинарской церкви в 1899 году. В нем он не только говорит о высоких задачах семинарского образования и о практических средствах к достижению их. О. Вениамин приводит живой идеал пастыря, близкого к нуждам верующего народа и способного «успешно исполнить свое многотрудное и ответственное служение»: «Духовная школа русская воспитала Иннокентия, митрополита Московского, знаменитого миссионера. Когда он был священником, то, удовлетворяя духовные потребности пасомых, просвещая их светом Евангелия и утверждая их в христианской нравственности, он, смотря по их нуждам, был и каменщиком, и слесарем, и архитектором, и филологом, создавшим азбуку и грамматику и синтаксис для инородцев, просвещаемых светом Евангелия»135. Ныне этот великий труженик-миссионер причислен к лику святых...

6 октября 1899 года иеромонах Вениамин был переведен инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 13 октября, в день своего ангела, он служил в семинарской церкви Холма молебен, за которым присутствовала вся семинария. Воспитанники младших классов поднесли ему икону Холмской Божией Матери. 17 октября его чествовала семинарская корпорация, от лица которой отъезжающему о. инспектору также была поднесена икона Холмской Божией Матери. Благодаря всех за добрые пожелания, о. Вениамин сказал: «По внутреннему складу моей души я всюду ищу и жажду мира. Мир я пониманию не в том смысле, чтобы мне поступиться своими убеждениями или других заставить делать то же. Нет. Он там, по моему мнению, где нет злобы, зависти, вражды между людьми, все согласно и единодушно, каждый по мере сил и возможности служит общему делу, к исполнению которого он призван. Все это я нашел, дорогие мои сослуживцы, в вашей семинарской семье». Много теплых слов было произнесено и на прощальном товарищеском обеде в квартире о. ректора. Сам архимандрит Евлогий отметил, что все преподаватели искренне и сердечно полюбили молодого о. инспектора: «Всегда ровный и спокойный, кроткий, тихий и смиренный, отзывчивый на все доброе, вы невольно привлекали к себе наши симпатии». Вечером, после напутственного молебна в семинарской церкви, воспитанники еще раз поблагодарили о. инспектора за все хорошее, что было сделано им. В ответ о. Вениамин обратился к ним с прощальной речью. Проводить его на вокзал собралась вся семинария и много знакомых136.

***

Ректором столичной семинарии, одновременно с назначением о. Вениамина ее инспектором, стал возведенный в сан архимандрита о. Сергий (Тихомиров) – выпускник С.-Петербургской духовной академии 1896 года. В студенческие годы они часто вместе вели религиозно-нравственные чтения на Обуховском и Чугунном заводах за Невской заставой, на Варгунинской фабрике, в зале на Кирилловской улице...

Уже через два месяца после приезда иеромонаха Вениамина в Петербург, о. ректор вошел с представлением о награждении о. инспектора наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, к митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому). Согласившись с этим, митрополит направил представление в Св. Синод. В нем говорилось: «Несмотря на сравнительно краткое пребывание в семинарии, иеромонах Вениамин приобрел общее расположение воспитанников своим всегда прямым и простым отношением к ним и ровным характером. Подавая своею жизнию добрый пример воспитанникам семинарии, иеромонах Вениамин старается нравственно действовать на воспитанников, беседуя с ними об их ученических обязанностях, помогая им своими советами в затруднительных обстоятельствах. Такое отношение иеромонаха Вениамина к ученикам во многих из них пробуждает сознание «долга» и, несомненно, отражается на добром поведении учеников. Имея неослабный надзор за поведением воспитанников, иеромонах Вениамин строго следит и за малоуспевающими в науках, принимая по отношению к ним своевременные меры внушения или взыскания. Как преподаватель Священного Писания в V классе семинарии в исполнении своей обязанности ревностен, преподает предмет согласно с учением св. Отцов Церкви, при свете существующих пособий, по утвержденной программе»137. Это ходатайство было уважено, и 6 мая 1900 года последовало награждение.

25 сентября 1900 года в духовной семинарии состоялось торжественное открытие братства во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова для оказания помощи ее беднейшим воспитанникам. Иеромонах Вениамин был избран членом правления нового братства и стал казначеем138. Он вошел также в число членов Петербургского отделения Общества вспомоществования недостаточным питомцам Новгородской духовной семинарии.

По благословению митрополита Антония с 1 октября 1899 года семинаристы выпускного класса впервые стали принимать участие в церковно-просветительных беседах. И о. Вениамин по приезде в Петербург вновь включился в работу Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в качестве его «члена-деятеля». 6 декабря 1899 года он участвовал в закладке временной церкви Общества на Выборгской стороне. Вечерние беседы он вел в Троицкой церкви Общества, в столовой Невской ниточной мануфактуры. В этой же столовой о. Вениамин отслужил торжественный молебен при возобновлении бесед после летнего перерыва 10 сентября 1900 года и затем обратился с речью к многочисленным слушателям. Вскоре чтения здесь стали вести и воспитанники старшего класса семинарии. 3 декабря 1900 года о. Вениамин выступил с беседой «Отзывы отцов и писателей Церкви об уединении для Бога и спасения» в зале Общества торговцев Ново-Александровского рынка139.

С 1901 года иеромонах Вениамин был назначен цензором нового журнала «Отдых христианина», который стало издавать Общество. Редактировал журнал (и приложение к нему «Трезвая жизнь») его однокурсник по Академии, священник Воскресенской церкви Общества Александр Рождественский, страстный призыв которого: «За Христа, за трезвость!"-получил широкий отклик в столице и ее окрестностях.

Привлекал митрополит Антоний о. Вениамина и к произнесению проповедей за архиерейскими богослужениями. Так, ему предстояло проповедовать за всенощной под праздник перенесения мощей св. Александра Невского 29 августа 1900 года в Александро-Невской лавре, а 30 марта 1901 года, в Великую Пятницу, – в Исаакиевском соборе.

На третий день Пасхи 1901 года, 3 апреля, Академический храм стал местом общей молитвы учащих и учащихся духовных школ столицы. В нем собрались студенты академии, воспитанники семинарии и духовного училища со своими профессорами и преподавателями. Литургию возглавил митрополит Антоний, среди сослуживших ему был и инспектор семинарии иеромонах Вениамин. После службы наставники всех трех школ приносили пасхальные поздравления митрополиту в его покоях140.

В том же 1901 году день памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая) впервые праздновался по всей России как церковно-школьный праздник. Казанский собор столицы наполнили более 2 тысяч мальчиков и девочек из всех церковно-приходских школ Петербурга и окрестностей. Литургию совершали три архиерея во главе с митрополитом Антонием, а в сонме сослуживших был св. праведный Иоанн Кронштадтский. К этому дню заранее готовились и в семинарии: ее воспитанники составили основу хора, певшего за праздничным богослужением141.

25 сентября 1901 года братство при духовной семинарии отметило первую годовщину своего существования. Торжественный молебен в семинарской церкви отслужил ректор С.-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий (Страгородский). О. Вениамин вновь был избран в совет братства142. А вскоре братство получило щедрое пожертвование на постройку летней дачи для бедных воспитанников семинарии с церковью. Общее членское собрание, состоявшееся в декабре 1901 года, постановило построить дачу на берегу Валдайского озера, напротив Иверского монастыря, в котором воспитанники уже дважды проводили летние каникулы, пользуясь гостеприимством о. настоятеля. Участок земли под здание дачи и огород при ней пожертвовал город Валдай143.

Многосторонняя церковно-общественная и воспитательно-преподавательская деятельность иеромонаха Вениамина получила высокую оценку со стороны церковной власти: 18 февраля 1902 года он был возведен в сан архимандрита. Для инспектора семинарии это была весьма редкая награда.

О своей инспекторской деятельности сам о. Вениамин свидетельствовал: «Круг моих забот [...] простирался на все бытие воспитанника. Для меня была дорога и его внутренняя личная и домашняя жизнь. Поэтому воспитанник обращался ко мне не только за тем, чтобы попросить отпуск, пожаловаться на что-нибудь, но и за тем, чтобы рассказать о том горе, которое постигло его родных, поведать о затруднительном материальном положении его отца, посоветоваться, как ему удобнее написать прошение и по делам родителей, и по своим личным в правление семинарии и т.д. [...] Доверие оказывали воспитанники большое. [...] Любовь, которую я встречал, меня поддерживала, воодушевляла и побуждала на новые и дальнейшие труды»144.

2 апреля 1902 года архимандрит Вениамин стал ректором Самарской духовной семинарии, но его связь с духовной школой северной столицы не прервалась. Так, летом 1902 года он был приглашен на праздник открытия дачи для петербургских семинаристов, построенной на Валдайском озере всего за полгода. 20 июля 1902 года в дачном домовом храме во имя Казанской Божией Матери, накануне его освящения, служилась всенощная. На другой день в нем освятили престол и совершили первую литургию. В этих богослужениях участвовал архимандрит Вениамин145.

И когда в 1903 году о. Вениамин намечал маршрут летней экскурсии самарских семинаристов, архимандрит Сергий (Тихомиров) не только заверил его, что гости «будут с удобством устроены в помещениях С.-Петербургской семинарии», но просил не миновать и семинарскую дачу146. Забота, окружавшая экскурсантов в Петербурге и на Валдае, явилась знаком той любви и уважения, которыми архимандрит Вениамин пользовался у всей семинарской корпорации.

* * *

128

Рижская духовная семинария // Рижский вестник. 1898. № 184. С.З.

129

Российский Государственный исторический архив [РГИА]. Ф.796. Оп.439. Д.216. Л.9–10.

130

Рижские епархиальные ведомости [РЕВ]. 1898. № 7. С.288.

131

РЕВ. 1898. № 15. С.540.

132

Миссионерские собеседования со старообрядцами и сектантами в гор. Риге в 1898 году //РЕВ. 1898. №9. С. 359.

133

Холм, Люблинской губ. Прощание Епископа Люблинского Тихона со своей паствой // Холмско-Варшавский епархиальный вестник [ХВЕВ]. 1898. № 22. С.453–457.

134

Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. Париж, 1947. С.101.

135

Вениамин, иеромонах. Поучение на 9-ое сентября... // ХВЕВ. 1899. № 40. С.502–503.

136

Кулюкин С. Холм, Люблинской губ // ХВЕВ. 1899. № 45. С.563–565.

137

РГИА. Ф. 796. Оп. 446. Д. 126. Л. 83–84.

138

Новое братство // Петербургский листок. 1900. № 265 (26 сентября). С.З.

139

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1900 год. (Двадцатый год существования Общества), с приложением списков членов и устава Общества. СПб., 1901. См. также: С.-Петербургский духовный вестник. 1900. № 37. С.447; № 48. С.596.

140

В духовной академии // Петербургский листок. 1901. № 90 (4 апреля). С.З.

141

В Казанском соборе // Петербургский листок. 1901. № 128 (12 мая). С.З.

142

Торжественное собрание братства св. Иоанна Богослова // Ведомости СПБ. градоначальства. 1901. № 210. (28 сентября). С.2.

143

Церковь-дача // Ведомости СПБ. градоначальства. 1902. № 27. (1 февраля). С.2.

144

Вениамин, архимандрит. Вступительное слово // Самарские епархиальные ведомости. 1902. № 9. С.398–399.

145

С.А.Р. Дача С.-Петербургской Духовной Семинарии // Известия по С.-Петербургской епархии. 1902. № 21. С. 1–10.

146

По Северной России. Дневник воспитанников Самарской Духовной Семинарии за время летней поездки 1903 года // Самарские епархиальные ведомости. 1903. № 21. С.999.


Источник: Избранник Божий и народа [Текст] : жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского / Галкин А. К., Бовкало А. А. - Санкт-Петербург : Блокадный храм, 2006. - 382, [1] с., [16] л. ил., портр. : табл.

Комментарии для сайта Cackle