Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве <того же Антония Хозевита>

Перевод выполнен по изданию: Miracula beatae virginis Mariae in Choziba, eodem Antonio Chozebita auctore // An. Boll. 7 (1888). P. 360–370.

< > вставки латинского перевода

* указание на комментируемое место

1. Но к чудесам славной и благодатной Владычицы нашей Богородицы перейдет мое слово, – малые некие капли из моря во славу Всепетыя почерпая. Некогда не входила женщина в монастырь Хозива*. И случился ей такой повод войти. Была некая патрикия* в Византии, имевшая внутри неисцельный недуг. И хотя и много потратила, ей становилось все хуже. И вот она решила пойти из Византия во Святой град молитвы ради. И придя в Иерусалим и помолившись, спустилась ко святому Иордану, и там, снова помолившись, обходила монастыри с мольбами. И много давая святым отцам, просила молитв о своем исцелении и спасении. Когда же пришла к подъему святого Закхея, будучи на носилках, видит в исступлении святую Владычицу нашу Богородицу, говорящую ей: «Почто, госпожа патрикия, все обошла, а в дом Мой не зашла?» Отвечая ей, говорит: «А где, Владычице, дом Твой, чтобы мне войти в него?» Говорит ей Владычица: «Войди в так называемый Пипингий*, вниз, к потоку, это дом мой». Говорит ей женщина: «Слышала я, Владычица, что женщина не входит туда». Говорит ей Благословенная: «Ступай, иди, и Я введу тебя и дарую тебе исцеление». Сделала же все это, думаю я, чтобы стало известно, что это Ее святое место, и что во власти Ее, что волит и как Она волит о нем. Когда женщина пришла на место, говорит спутникам своим: «Несите меня направо, к потоку, в монастырь». Они же отвечают ей: «Не могут, госпожа, носилки пройти там, да и не может женщина войти туда. Поэтому мы не посоветовали тебе спуститься туда». «Несите меня, – говорит, – без разговоров. Ибо сама Владычица мира позвала меня войти туда». И когда это произошло и она пришла, отцы совершали вечерню; и управила Владычица, что все находились на вечерне. И из привратников один был в церкви, а другой по какой-то надобности пошел на кухню. И вошла женщина со своими спутниками во внутренний двор, ибо не были заперты ворота до третьего часа ночи. Когда же кто-то из братьев увидел во дворе женщин, то прибежав, оповестил в церкви. И произошел шум, и, узнав об этом, вышел поспешно настоятель, выговаривая и угрожая привратникам. Увидев его встревоженным, патрикия говорит ему: «Не гневайся, отче, никто не виноват, что я вошла сюда». И, отведя его в сторону, сообщила ему о видении Владычицы нашей, и что Она обещала и ввести, и исцелить ее. «Но повели, где надлежит отдохнуть». Тогда игумен, посоветовавшись с клириками и со старцами, сказал: «Это от Владычицы, мы не можем перечить». И положили ее в диаконике*, ибо в церкви было нельзя по канонам*. Когда пробили к ночной службе, встала и вышла госпожа здоровая и возвестила о видении Владычицы нашей и благодати исцеления, и об обращении, с просьбой о приобщении*. Ибо была она инославной и вне общения со вселенской Церковью. Приняв же Божественных и святых Таин и много пожертвовав месту тому, вышла с великим благодарением, славя Бога и благословенную Владычицу нашу Богородицу, получив двойное исцеление, душевное, говорю, и телесное: пагубный душевный недуг иноверия и скрытую и неисцельную телесную болезнь. Такой вышел повод и начало войти женщине в монастырь Хозива.

2. Был там некий брат римлянин, которого звали Виталий, имевший дядю мирянина, жившего во Святом граде. Иногда приходил он в монастырь Хозива молитвы ради, одновременно и повидать своего сродника. И вот однажды вечером из-за жары снаружи отдыхал он в привратницкой, выпив много вина до опьянения. Поднявшись же ночью идти к себе с тяжелой головой, он был сброшен вниз злым бесом и остался лежать посреди дороги, совершенно не ощутив происшедшего с ним. Проходили погонщики мулов и, найдя его спящим посреди дороги, отвели в монастырь не потерпевшего никакого вреда, хотя и валялся, как мешок.

3. Некий брат по имени Прокопий спускался с горы, что к востоку от монастыря, неся груз хвороста. Сильным ветром, или от врага, или же естественным образом – не могу сказать, но только брат с грузом сорвался и скатился сверху вниз по дороге, перевернувшись, один раз брат под ним, и один раз груз под братом. Когда же все видевшие кричали: «Господи, помилуй» и думали, что он разорван на куски, – достигнув дороги, брат, встав с грузом, вошел в монастырь, чудесным образом спасшись, и это благодаря Владычице нашей, не понеся никакого вреда, и все об этом громко благодарили Бога и Преблагословенную.

4. Был брат садовник в садах при монастыре. Однажды он вышел после полудня в сад, и поскольку была сильная жара, видит под овощами на влажном месте спящую змею, которая, услышав шум шагов садовника, бросилась прочь. Брат же Мартин – это было имя садовника, – имевший серп в руке, устремился за ней и, ударив серпом, отсек ей хвост, но не смог совершенно убить. Змея же в течение двух лет устраивала садовнику засады, чтобы отомстить за хвост, – в галерее, и под зеленью, и на тайных тропинках, особенно же, когда замечала его сидящим и дергающим сорняки, тайно подползала сзади между овощами, бесшумно, чтобы отомстить. Садовник же, хранимый благодатью Владычицы нашей, чувствуя сердцем, увидев и оборачиваясь, возбранял ей и отгонял ее. Но еще удивительнее то, что, когда брат ушел из сада и стал погонщиком мулов, вышла и змея наружу, на дороги, подстерегая его. Так что наконец брат стал бояться и выходить по ночам. Но благодатная и благословенная Владычица, увидев страдания и скорбь этого брата из-за препятствия его служению, по многому ее благоутробию отвратила змею. И однажды, когда проходил этот брат через мост перед монастырем, приблизилась к нему змея, но не смогла его ужалить и убежала под камень, слегка вогнутый, но не имевший углубления, куда бы спрятаться. Он же, взяв палку в руку, убил ее, сильно шипящую и умолявшую языком вместо голоса. И избавился брат благодаря Владычице нашей, благодатной и благословенной Богородице от такой брани и опасного и воинствующего врага, действующего в достойном его образе лукавого змия. Лукавый умом во всем и проклятый лишением ног и волочением по земле, совлеченный с высот небесных и пресмыкающийся долу два года ночью и днем злоумышлял через подобного ему змея погубить, если сможет, брата. Но не достанет мне времени сразу, если бы я и захотел, воспеть, как сказал я прежде, чудеса неисчерпаемого моря Благодатной. И еще одно чудо пяти святых отцов, там похороненных, как некое украшение добавив к повествованию, окончу свою речь.

5. Первыми жили там пять святых отцов-сирийцев, последовавшие один другому, прежде чем во святых отец наш Иоанн пришел туда, построивший это святое место, – он и стал митрополитом Кесарии Стратоновой. Сначала он построил очень маленькую келью (где и сейчас находится диаконик нижней малой церкви, называемой Святого Стефана), в которую они по очереди принимали один другого. Построили они небольшую часовню святого Стефана и строение, в котором с Богом почивали их святые останки. Остальную же часть святого монастыря достроил святой отец наш Иоанн. Когда же четвертый принял пятого, по имени Зинон, бывшего юным безбородым отроком, случилось следующее. Отпускал наставник этого отрока из церкви в воскресенье после службы в Иерихон принести приношение, если где, может быть, кто-нибудь молитвы ради им подаст. А однажды, когда стоял отрок вблизи конхи270во время святого приношения* громким голосом, отрок, услышав какие-то слова приношения, запомнил. Случилось же, когда он шел однажды в воскресенье из Иерихона и имея приношения, прийти ему на ум словам, которые он запомнил, услышав Приношение своего настоятеля, и начал их твердить, и тотчас сошел Дух Святой и освятил приношение и отрока. Ангел же Господень предстал его настоятелю немного спустя после службы в церкви. И сказал ему: «Встань, пресвитере, сотвори Преждеосвященную* на приношении, которое принес отрок. Ибо оно освятилось». И когда пришел отрок, пытал его настоятель, говоря: «Где ты болтался до сих пор, небрежа о своем служении, на которое поставлен?» Отрок же оправдывался, что ни направо, ни налево не свернул от дела, на которое был послан. Тот же снова требовал у него: «Что повторял, отправившись в дорогу?» Отвечал отрок: «Свои псалмы». Многократно настоятель на него наседал, и сурово его выспрашивал, и угрожал наложить на него наказание, если не скажет ему правду, желая узнать смысл ангельского видения и его повеления. Наконец, признался отрок, что «слова некие приношения, которые запомнил, услышав, как ты приносил». С тех пор тот больше не позволял ему приближаться к конхе святого алтаря, когда он совершал святую и бескровную Жертву. Ибо узнал, что из этого произошло сошествие Святого Духа и освящение святого приношения.

6. Стал отрок после того достойным удивления и весьма уважаемым и духоносным монахом. И скончавшись безбородым, положен был со святыми отцами в одной могиле. Имена же их таковы: Пром, Илия, Ганней, Эан, Зинон. Кои и скончавшиеся в благочестном жительстве и в добродетельном житии возлюбившие отшельническую брань, житие неся подвижническое, взамен получили Царствие Небесное. Почему и многое дерзновение имея к Богу, и местным, и пришельцам многим подают дары исцеления, похороненные в одной могиле, где и изливался непрестанно елей исцелений, так что покрывал могильную плиту. Но поскольку враг и погубитель рода нашего всегда ненавидит Святые Дары, дарованные человеческому естеству от Бога и Его святых, то он устроил, что некий свечник спустился перед билом посмотреть свечу у святых, и он, найдя ее погасшей, подошел к могиле, поклонившись. И поскольку в темноте была могильная плита, покрытая елеем святых, одежду и лицо с бородой он омочил в елее. И на горе, движимый врагом, собрав, вылил в воронку* драгоценный елей святых271, и с тех пор больше не изливали святые елей, так что все опечалены были отцы и гости. Ибо многие исцеления и врачевания совершали посредством елея святые. А послужило к этому поводом, думаю я, то, что со многим презрением и небрежением подходим мы к святым. Однако и поныне не престают непрерывно с верой просящим подавать независтные дары благодеяний и исцелений.

7. Но наконец к пристани и гавани причалим словесный корабль, кружащий по волнам неведения, много побитый волнами и помотанный, с трудом переплывший и возмогший достигнуть из большого моря, как я думаю, в тихое пристанище отдохновения. Потому что я, не будучи ни благоразумен, ни укреплен словом, ни получив какого-либо дара монашеского звания, дерзнул записать о заслугах и силе жительства достойных удивления святых мужей и отцов, и о чудесах благословенной Богоматери, Владычицы нашей. Бог же, богатый и щедрый даятель, не неудостоил и до меня, неключимого и невежественного, достигнуть этой малой капле благословения, никого не отгоняющий и не отвращающийся, но каждому, по Своему расположению и волению независтные и человеколюбные дары и сверх нашей заслуги подавая, согласно сказанному: расшири уста твоя, и исполню я272. Не тому и этому, ибо нет лицеприятия у Него, но всякому предызбранному с любовию и терпением взыскующему Его, как снова написано: просите и дастся вамищите и обрящете, толцыте и отверзется273. Но помолимся и мы Богу, благословенные и избранные рабы Христовы, честные отцы и братья, чтобы в совершенстве жительства украситься добродетелями монашеского звания и веру неколебимую и непостыдную свято и непрестанно приносить со многой любовью и страхом, ближнему же – пламенные и горячие узы любви; сокровище духовное, как истинное богатство, с миром в сокровищнице сердца сохранить неуязвимым и неврежденным, дабы молит вами пренепорочной и благодатной Богородицы и святого отца нашего Георгия Кипрского и всех святых, облекшись духовными добродетелями и удостоившись принести светоносные плоды, достойные вечного наследия Бога, Царя всех, улучили мы вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Комментарии

1. Некогда не входила женщина в монастырь Хозива – Если в большинство обителей вход женщинам и не запрещался совершенно, то запрещалось: ночевать женщине в мужском монастыре и наоборот; жить женщинам при епископиях и мужских монастырях (это будет закреплено в 1-м правиле VII Вселенского собора); беседовать наедине и есть монаху с монахиней (20-е правило VII Вселенского собора); запрещалось также существование двойных монастырей, то есть имеющих и мужскую, и женскую общины (там же); с родственницей-монахиней разрешалось объясниться в немногих и кратких словах в присутствии игумении (22-е правило VII Вселенского собора). Никон Черногорец, приведя постановления соборов по данному поводу, поясняет: «Видишь ли опасство божественных правил о женах, и о самех и совершенних иноцех и епископех, яко да не инем претыкание во помышление дадят; колми паче о немощных и страстных» (Никон Черногорец 1795. Л. 96). Согласно «Тактикону», запрещается также погребать женщин в мужских монастырях и наоборот: «да не приход от сего умерших ради будет» (Там же), а также осуждается обычай принимать монахам женские исповеди: «А еже о сокровенных помыслох и исповеди повелевати иноком приимати жены, се страшно и неподобно есть, и во мнозех явлен соблазн, и приимающему и исповедающейся велик вред якоже видится, божественными правилами не повелевается» (Там же. Л. 96, об. 97).

1.  Была некая патрикия – «Сан патрикии был велик, – пишет архиеп. Сергий. – Его удостаивались супруги знаменитых мужей (например, Антонина, жена Велизария), или за свои особые заслуги» (Архиеп. Сергий 1901. С. 101–102).

1Войди в так называемый Пипингий – Пипингий – так назван здесь монастырь Хозива; см. в «Житии Георгия Кипрского» комм, к словам: «Принял служение Пипингий» (23).

1.  И положили ее в диаконике –  Διακονικόν – диаконик, или сосудохранилище, представляет собой помещение, где хранились священные сосуды, книги и облачения, – то есть ризница. В древней Церкви это помещение находилось в алтаре, в южной его части (поэтому южные двери и называются дьяконскими); в данном же случае, как видно из контекста, оно находилось вне здания храма.

1.  ...ибо в церкви было нельзя по канонам – См. 47-е правило VI Вселенского собора: «Пусть не спит ни в мужеском монастыре женщина, ни в женском мужчина. Ибо должно верным быть вдали от всякого преткновения и соблазна. Если кто, клирик или мирянин, сделает это, да будет отлучен».

1...и об обращении с просьбой о приобщении – Учитывая время, в которое происходят события и факт принятия через приобщение, вероятнее всего предположить, что патрикия принадлежала к монофизитской или несторианской ереси.

5.  ...во время святого приношения – Προσκομιδή – приношение, в данном случае – литургия, лат. oblatio. Для данного времени обьгчным является употребление этого слова для обозначения литургии. Так употребляется оно, в частности, в 310-м кратком правиле свт. Василия Великого: «Следует ли святое приношение ( προσκομιδήν) совершать в обыкновенном доме?» (PG 31, 1304В), а также в 137-й новелле Юстиниана, в «Луге Духовном» и в сохранившейся версии литургии св. Василия Великого и литургии св. Иоанна Златоуста (см. Арранц 1978. С. 1). К этому же ряду относится и слово  προσφορά, см.: «К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него святое приношение (την  αγίαν προσφοράν)» (Apophthegmata, col. sys. 9.6).

5...сотвори Преждеосвященную – Это упоминание о литургии Преждеосвященных Даров – одно из самых ранних, наряду с упоминанием в «Пасхальной хронике» начала VII в.: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста, 4-го индиктиона [615 г.] начали петь после «да исправится» во время перенесения Пресвятых Даров из скевофилакии на престол после слов иерея: «По дару Христа Твоего» – «Ныне силы небесные с нами невидимо сослужат«» (PG 92,989; Карабинов 1911–1912. С. 165–166; Успенский 1976. С. 146). И. И. Карабинов приводит данный эпизод как факт, подтверждающий возможность в древней практике совершения литургии Преждеосвященных Даров без преждеосвященной Крови (Карабинов 1911–1912. С. 12–13). Относится к той же эпохе, но менее известно упоминание литургии Преждеосвященных Даров в одном из интерполированных рассказов в грузинской версии «Луга Духовного» (приблизительно 560-е гг. или чуть позднее) (Garitte 1980. Р. 573–575). Кроме того, данный эпизод «Чудес...» стоит в одном ряду с главой »О силе слов Святого Возношения» из «Луга Духовного». Описываемое в этой главе, чрезвычайно близкой к гл. 5 «Чудес...», не только имеет место быть в обители Хозива, но и совершающим Возношение здесь является сам прп. Иоанн Хозевит, который на сей раз «не замечает, чтобы Дух Святой освятил их [Святые Дары], как замечал это прежде». Когда он в диаконике предается печали по этому поводу, ему является ангел Господень и возвещает, что Дары уже освящены (так как посланный за ними повторял по дороге «молитвы по чиноположению») (Луг Духовный 25; PG 87/3, 2869D-2872A). Весьма близок к этим эпизодам и рассказ из «Луга Духовного» (196): «Чудо, происшедшее с детьми в Апамее, произнесшими во время игры слова святого возношения» (PG 87/3, 3080D-3084A). Огонь, нисшедший с неба, пожег «хлебы» и камень, служивший жертвенником. Многочисленные постановления соборов и писания святых отцов, а также Святое Писание свидетельствуют о том, что таинство Евхаристии не может совершаться мирянами и диаконами (тем более вне храма и без антиминса). Все чудесные случаи, упомянутые выше, происходят в порядке «особого смотрения» Божия и промыслительного ведения будущих заслуг их участников. Или же по милосердию Божию и вере находившихся в смертельной опасности.

6...вылил в воронку – Χώνη =  χοάνη – это слово в русском переводе «Жития прп. Евфимия» передается как «сосуд» (Kyrillos 1929. Р. 61.24., 28; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 70). Однако, как утверждает Флюзен, гробницы прп. Евфимия и отцов-сирийцев из обители Хозива были снабжены воронкой (χώνη), которая закреплялась на могильной плите и обеспечивала циркуляцию елея, входящего в соприкосновение с останками (Flusin 1992. Т. П. Р. 27, п. 3). В «Житии прп. Евфимия» подробно рассказывается о том, как патриарх, собственноручно наложив на могилу преподобного могильную плиту (την πλάκα), прикрепляет поверх нее воронку (χώνη) «приблизительно на груди», и с того времени она источала различным образом благодать приходящим верующим (Kyrillos 1929. Р. 61.27–30; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 70).

* * *

270

Полукупол, перекрывающий апсиду, в данном случае – алтарную.

271

σταυρελαιον.

273

Мф 7:7; Л к 11:9.

Комментарии для сайта Cackle