Источник

Об Илии

(29.1) Некий подвижник Илия весьма заботился о девственницах. Ибо это такие души, о которых свидетельствует добродетельная цель. Сочувствуя монашескому установлению подвижниц, имея владения в городе Атриве, основал он большой монастырь и собирал в этот монастырь всех скитающихся, соответствующим образом о них заботясь, давая им всякое отдохновение, и сады, и домашнюю утварь, и все, чего требует жизнь. Сии, от различного образа жизни сведенные вместе, имели свары меж собой. (29.2) И поскольку нужно было ему выслушивать и примирять, ибо собрал он около трехсот, приходилось ему быть посредником в течение двух лет. Имея молодой возраст, ибо было ему около тридцати или сорока лет, был он искушаем плотским соблазном. И оставив монастырь, голодный скитался по пустыне два дня, моля, чтобы: «Господи, или убей меня, чтобы не видел я их скорбящими, или страсть мою забери, дабы заботился я о них разумно». (29.3) И когда настал вечер, уснул он в пустыне, и пришли к нему три ангела, как он рассказывал, взяли его, и говорят: «Что ты вышел из женского монастыря?» Он им объяснил дело: «Потому что боялся, как бы и им не повредить, и себе». Говорят они ему: «Так если страсть тебя оставит, пойдешь и будешь заботиться о них?» На это он согласился. Взяли с него клятву. (29.4) Клятву же он сказал такую: «Клянусь вам Заботящимся обо мне, что буду заботиться о них». И поклялся им. И тогда взяли его за ноги и за руки, а третий, взяв бритву, вырезал ему органы, не по-настоящему, но в видении. Он чувствовал себя в исступлении, как сказали бы, и исцеленным. Спросили его: «Ощутил помощь?» Говорит он им: «Сразу стало легче, и я убедился, что удалилась страсть». (29.5) Говорят ему: «Ступай же». И вернувшись через пять дней, вошел он в монастырь, который скорбел о нем, и с тех пор оставался в нем в боковой келье, откуда, находясь постоянно поблизости от них, исправлял то, что было в его обязанностях. Прожил он еще сорок лет, ручаясь отцам, что: «В помышление не восходила ко мне страсть». Такова благодать того святого, который заботился о монастыре.


Источник: Иросанфион, или Новый рай : Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. / [Отв. ред. Д.С. Бирюков ; пер. Н.А. Олисовой, О.А. Родионова, А.Б. Ваньковой]. - Святая гора Афон : Изд. пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря ; Москва : Изд. «ИнформБюро», 2010. - 444, [1] с. (Византийская философия, т. 8; Smaragdos Philocalias).

Комментарии для сайта Cackle