Источник

О Макарии Младшем

(15.1) Некий юноша по имени Макарий, лет восемнадцати, играя со сверстниками у озера, называемого Мариа, когда они пасли скот, невольно совершил убийство. И никому ничего не сказав, ушел в пустыню. И в такой пришел он страх Божий и человеческий, что он стал как бы бесчувственным, три года оставаясь в пустыне без крова. Земля же безводна в тех местах, это знают все, но одни это узнали со слов, а другие – на опыте.

(15.2) Затем он построил себе келью. И прожил еще двадцать пять лет в келье, удостоившись благодати презирать бесов, наслаждаясь одиночеством. Те, кто много с ним общались, спрашивали, как расположен его помысел по поводу греха убийства. И он сказал, что настолько далек от печали, что и благодарен этому убийству. Ибо стало ему основанием спасения невольное убийство. (15.3) И говорил он, из Писания взяв свидетельство, что и Моисей не удостоился бы Божественного видения, <и толикого дара, и списания священных словес,> если бы не поселился на горе Синай, боясь фараона из-за убийства, которое совершил в Египте70. Говорю же я это, не наставляя на путь убийства, а показывая, что есть обстоятельственные добродетели, когда кто не добровольно пришел к добру. Из добродетелей одни – произволительные, другие же – обстоятельственные71.

* * *

71

προαιρετικά!, περιστατικά!.


Источник: Иросанфион, или Новый рай : Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. / [Отв. ред. Д.С. Бирюков ; пер. Н.А. Олисовой, О.А. Родионова, А.Б. Ваньковой]. - Святая гора Афон : Изд. пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря ; Москва : Изд. «ИнформБюро», 2010. - 444, [1] с. (Византийская философия, т. 8; Smaragdos Philocalias).

Комментарии для сайта Cackle