Азбука веры Православная библиотека Жития святых Жизнеописания отдельных подвижников Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае

Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае

Источник

(По поводу 500-летия со дня его кончины. 1392–1892 г.)

Святотроицкая Сергиева Лавра, а за нею и вся благочестивая Россия, 25 сентября минувшаго 1892 года, праздновала 500-летие со дня блаженной кончины своего основателя преп. Сергия Радонежского. Под духовным руководством этого великого наставника иноческого жития воспитались целые поколения монашествующих, которые, по внутреннему влечению благодати Божией, разошлись потом в разные стороны, основали свои обители, и в свою очередь сделались также наставниками других в иноческой жизни. Многочисленное духовное потомство пр. Сергия особенно распространилось по северо-восточной Руси, повсюду насаждая благочестие и разливая свет христианского просвещения. Поэтому наш богоспасаемый край вологодский, с особенным благоговением и благодарностию должен вспоминать сего великого Угодника Божия и его духовных потомков, основателей многих вологодских обителей, которые в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевляли непроходимые дебри нашего родного севера и имели большое жизненное влияние на их население. Учение и заветы Великого Аввы распространялись в наших пределах различными путями: то непосредственно святыми друзьями и собеседниками его, то учениками, то учениками учеников его и наконец разными святыми подвижниками, воспринявшими иночество в обителях последних.

Не только ученики, но и современные пр. Сергию подвижники высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми наставлениями и советами и поэтому более или менее от него, как особенного избранника Божия, заимствовали свое иноческое образование.

Ближайшим другом и собеседником пр. Сергия является в вологодском крае во 1-х пр. Димитрий Прилуцкий. На месте своей родины, в Переяславле Залесском, он основал Никольский монастырь и был в нем игуменом; давно слыша о подвигах своего соседа в радонежских лесах, он горел желанием утешиться его лицезрением и беседами. Промысл Божий представил скоро случай к свиданию. Пр. Сергий в 1354г., во время пребывания св. митрополита Алексия в Царьграде, прибыл в Переяславль просить игумена для своей обители у епископа Афанасия, жившего здесь и управлявшего делами митрополии и, не смотря на свой отказ, был сам посвящен в сан игумена. В это-то время св. подвижники, как два родные брата встретились и с тех пор с любовию взаимно подавали друг другу духовные советы. Пр. Димитрий любил ходить в пустыню радонежскую для духовного собеседования и всегда возвращался с одушевлением на новые подвиги. Избегая славы, пр. Димитрий удалился из Никольской обители, с учеником своим Пахомием в дремучие леса пределов Вологодских; на берегу реки Лежи, недалеко от впадения в нее реки Великой устроил хижину и соорудил церковь Воскресения Христова, известную до ныне под именем Великорецкой Воскресенской церкви Грязовецкого уезда с приделом пр. Димитрия, в память основателя; но окрестные жители соседней Авнеги, из боязни подчиниться новой обители, просили удалиться от них. С пустынных берегов Лежи и Великой преподобный перешел в Вологду; здесь он, по преданию, несколько времени пребывал в доме одного благочестивого кожевника, – на каковом месте впоследствии выстроена церковь, посвященная его имени; затем перешел в село Выпрягово – нынешний Прилуцкий посад, где и основал первую общежительную обитель при излучине реки в 3 в. от города († 1392 г.). – Кроме этого друга Сергиева, оставившего нам, как залог благословения, свои св. мощи; наш край видел и других искренних друзей св. Сергия, нашедших однако место земного упокоения вне пределов Вологодских. Таков св. Стефан Пермский, великий подвижник, равноапостольный, но также из присных Радонежского; он стремится к северу не с тем, чтобы пустынножительствовать, но дабы просветить дальнюю Пермь светом евангельским. Его просветительная деятельность выпала на долю теперешней Вологодской епархии: Сольвычегодский, Яренский и Устьсысольский уезды входили в состав тогдашней обширной епархии святого Стефана. Много церквей и монастырей было построено им. При устье реки Выми свят. Стефан построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была кафедральным собором, а затем еще две церкви, во имя св. Николая и Архангела Михаила; последнюю сделал домовою или крестовою церковью пермских архиереев, близ которой они и жили до самого перенесения кафедры в Вологду; церкви эти известны доселе под тем же названием: Усть-Вымская Благовещенская, как главная, с приделом, основателя, св. Стефана, а Михаило-Архангельская с приделом св. Николая, как приписная. Из основанных св. Стефаном обителей известны: Спасо-Ульяновская, находящаяся в 165 в. от Устьсысольска, построена для просвещения окрестных жителей в верховьях Вычегды; Стефановская, во имя архидиакона Стефана, в 50 в. от этого города, на реке Сысоле, в нынешнем селе Вотча; в кладбищенской церкви этого села, во имя св. Стефана, есть чудотворная икона святителя, особенно чтимая зырянами. К западу от Усть-выма, там, где ныне находится Яренская градская Покровская церковь, был основан монастырь Архангельский; а далее в 28 в. от Яренска, на левом берегу Вычегды, Цылибинский, строителем которого считается пр. Димитрий, природный зырянин, один из самых ближайших учеников и ревностных помощников св. Стефана в распространении православной веры между идолопоклонниками. Ныне на месте Цылибинского монастыря приходская церковь, приписанная к Вожемской Троицкой церкви; а недалеко от нее, к северу, часовня с гробницей пр. Димитрия. Св. Стефан, по преданию, был не только проповедником веры, но и иконописцем; между прочим, в Спасской церкви, приписной к Иртовской, Яренского уезда, сохраняется образ Нерукотворенного Спаса, написанный свят. Стефаном. Св. Стефану, по своим делам, неоднократно приводилось предпринимать путешествие в Москву; однажды он не заехал в Троицкий монастырь для посещения духовного брата и друга своего Сергия, думая то сделать на обратном пути; но, остановившись на дороге, в 9 в. от обители, поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева и, благословив руками, сказал: «мир тебе, духовный брат мой!» Пр. Сергий, сидевший в это время за трапезой, духовно прозрел приближение святого и отвечал ему поклоном, говоря: «…радуйся и ты, пастырь Христова стада и мир Божий да пребывает с тобою!» В память сего сохраняется в лавре особенное обыкновение: среди трапезы, по данному колоколом знаку, вся братия встает и начальствующий произносит краткую молитву, призывая на помощь пр. Сергия. Св. Стефан скончался († 1396 г.) в Москве и погребен на царском дворе у Спаса на бору. – Третий друг и собеседник пр. Сергия, действовавший некоторое время в пределах Вологодских, был пр. Стефан Махрищский чудотворец, получивший название от реки Махрища, в 30 в. от Сергиевой лавры, где была выстроена обитель. Многолюдство приходивших в Махрищскую обитель заставило пр. Стефана, около 1370 г., удалиться с учеником своим Григорием в Вологодские пустынные места; там они основали новую пустынную обитель в 60 в. от г. Вологды, близь реки Сухоны, что ныне в Тотемском уезд., известную под именем Авнежского Троицкого монастыря, и соорудили две церкви, одну во имя св. Троицы, другую, во имя Великомученника Георгия; но пр. Стефан снова был вызван в Махрищскую обитель на настоятельство, где он и скончался († 1406 г.) Оставляя Авнегу, он назначил настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил новопостриженному иноку, месткому землевладельцу Кассиану. Обитель их была раззорена в 1392 г. татарами и вятчанами; того же года Григорий и Кассиан были убиты. По возобновлении, Авнежский монастырь состоял сперва за Махриицским, откуда посылались для управления игумены и строители, а в 1612 г. приписан был к Троицкой лавре. Ныне монастырь упразднен и церковь св. Троицы с приделами Великомученика Георгия и пр. Григория и Кассиана, Авнежских чудотворцев, обращена в приходскую. – Наконец еще один собеседник пр. Сергия появлялся в Вологодском крае; по сохранившемуся устному преданию и отчасти записанному в обители Борисоглебской, близь г. Ростова, Ярославской губ. известно, что один из ее строителей, инок Феодор, современник пр. Сергия, путешествуя из Новгорода в Ростов через Вологду пытался не раз устроить обитель близь Кубенского озера, на урочище Св. Лука; там он прожил некоторое время с несколькими учениками, но изгнанный оттуда окрестными жителями перешел на другой берег озера в пределы Белозерские и там устроил обитель св. Николая на реке Ковже († 1410 г.).

За сподвижниками и собеседниками пр Сергия появляются в нашемъ крае его достойные ученики. Пр. Павел Обнорский, родом из Москвы, принял пострижение на 22 г. в одном из монастырей на Волге. Желая больших подвигов, искал он себе опытного наставника; услыхав о великом Радонежском светильнике иночества, молодой подвижник чрезвычайно обрадовался; как бы сам Промысл Божий указывал на великого учителя, в школе которого вполне мог изучить высокую мудрость иноческого жития; юный подвижник скоро оставил место первых своих подвигов и направился в Радонежские леса в обитель Живоначальной Троицы; он со всею горячностью воспользовался наставлениями богомудрого старца, который научил его совершенному отречению от своей воли и всем добродетелям иноческим и провел его по всем монастырским послушаниям от поварни до трапезы; был в келейном послушании у самого игумена Сергия. Проведши среди святого братства не мало времени, пр. Павел много раз просился у преп. Сергия на безмолвие и уединение; последний, сознавая трудность подвига, медлил и наконец согласился. После 15-ти летнего пребывания в уединенной келье, близь лавры, преп. Сергий, видя в нем избранника Божия, отпустил его в пустыню на совершенное удаление от людей и в благословение дал ему медный крест, каковой и доселе лежит на возглавии раки пр. Павла. После разных странствований в безлюдных пустынях, преподобный водворился в Комельском лесу, на реке Нурме впадающей в реку Обнору. Когда стали сюда приходить к нему любители безмолвия и просили позволения жить с ним, то он сначала не соглашался, а потом вспомнив советы наставника своего, испросил у митрополита Фотия благословение на устроение общежительного монастыря, во имя Живоначальной Троицы, где он и прожил 40 лет, устрояя иноческое житие; достигши глубокой старости, на 112 году скончался († 1429 г.) В 4 в. от обители пр. Павла подвизался его друг и духовный отец Сергий Нуромский. († 1412 г.) Родом грек, постриженник Афонской горы, пришедши в пределы Московские, искал себе духовного просвещения у пр. Сергия Радонежского. Не малое время провел он под его спасительным кровом, и не мало дивился высокой добродетели Сергия греческого Русский наш Сергий, который принял странника, как искреннего друга и брата, после дальнего странствования. Афонский инок сердечно прилепился к пр. Сергию, как к отцу, и глубоко сознавая, как полезно для души иметь такого мудрого руководителя и наставника, каким был пр. Сергий. Но любовь к уединению непрестанно влекла его в пустыню; со слезами он разстался с своим учителем. Обойдя многие дебри, в Обнорских пределах, утвердился на красивых берегах р. Нурмы, где на месте древней обители ныне находится приходская церковь во имя Всемилостивого Спаса. Здесь он встретился с пр. Павлом, быть может, ему присным еще в лесах Радонежских, в месте общего их преуспеяния в духовной жизни. Великие подвижники с радостью встретились и сделались собеседниками и часто посещали друг друга. – В числе учеников преп. Сергия, подвизавшихся в Вологодских пределах, можно считать и пр. Сильвестра († 1379 г.), жившего на тех же берегах Обноры, где и вышеупомянутые два ученика, на рубеже Вологодской губернии с Ярославской, по древнему ее очертанию (см. церков. история Макария т. IV стр. 207 сл. полное собр. историч. сведений о мон. Ратшина). С юных лет преподобный возлюбил уединенную жизнь, долго искал пустынного места и наконец остановился в глухих местах р. Обноры. Он еще ранее Павловой пустыни, в 20 в. от нее, основал обитель Воскресения Христова, обращенную ныне в приходскую церковь Ярославской губернии, в 5 в. от границы. Ради безмолвия и молитвы пр. Сильвестр часто уединялся в дремучий лес, – место это доныне сохранило название заповедной рощи, которую он запретил рубить. Из пустынного убежища преподобный часто выходил беседовать с народом, – каковое место беседы издавна ознаменовано часовнею.

После непосредственных очевидцев пр. Сергия продолжали духовное просвещение в Вологодском крае ученики друзей и учеников его. Таковы вышеупомянутые ученики Стефана Пермского и Стефана Махрищского.

В половине 15 века на пустынном Каменном острове возсиял духовный светильник, игумен Кассиан. Будучи постриженником Спасо-Каменного монастыря на острове, он для изучения иноческой жизни путешествовал по разным обителям, славившимся строгостью уставов, благочестием и подвигами иноков; с этой целью он прибыл к пр. Кириллу Белозерскому, ученику и собеседнику преп. Сергия, долго оставался в его монастыре и так подражал подвигам Кирилла, что впоследствии с 1448 г. даже был избран игуменом Кирилло-Белозерской обители. Сей св. подвижник, в бытность у пр. Кирилла, не мало наслушался наставлений и уроков последнего, прямо и всецело заимствованных от великого аввы. По прибытии опять на Каменный остров, пр. Кассиан с удвоенной ревностью осуществлял и преподавал другим советы и наставления своего учителя пр. Кирилла, как ученик его и достойный подражатель. Не смотря на свои преклонные лета, с жаром юности и неутомимою ревностию, он принялся за управление многолюдной обители, которою и управлял до самой своей кончины († 1469 г.) Под духовным руководством и наставлением игумена Кассиана вырос подвижник юноша, еще более прославивший Каменный монастырь, пр. Иоасаф, славный по высоте своих добродетелей и равно-ангельской жизни. Иноческое пострижение он принял от пр. Кассиана, который ежедневно посещал юного подвижника, напоминая долг нового звания; пять лет пребывал блаженный Иоасаф под руководством св. старца и скончался при жизни последнего († 1453 г.)

Между св. подвижниками Вологодского края, воспринявшими свое иночество как в великой обители Сергия, так и в обителях, основанных ближайшими к нему подвижниками мы прежде всего встречаем пр. Арсения Комельскаго. Уроженец Москвы, он принял пострижение у раки самого пр. Сергия, спустя слишком сто лет после кончины последнего; там он преуспевал в подвигах иночества и занимался с усердием переписыванием св. книг; собственноручное Евангелие, написанное в Сергиевой лавре, доселе остается залогом его усердия к созданной им обители на Комеле, с подписью: «писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов». Снискав себе общую любовь послушанием, пр. Арсений избран был в 1525 году в игумены Троицкой обители; добрый пример был еще назидательнее его поучительных слов для многочисленной братии. После восмилетнего управления Троицкой обителью, следуя давнему влечению сердца, он оставил свою паству и углубился в неведомые ему дебри лесов Вологодских, отыскивая себе место совершенного уединения. Прежде чем окончательно поселиться въ одном месте, пр. Арсений оставлял благословение пр. Сергия в разных местах устроениием маленьких пустынь. Так сначала он поселился на реке Масляне, притоке Вологды; здесь основал деревянную церковь и пустынную обитель, ныне упраздненную; отсюда он переселился на нынешнее место Арсениево-Комельского монастыря, в так называвшийся Олонов конец комельского леса, где сливаются реки Лежа и Кохтыш; здесь построил келлью и подвизался в ней; но соседние жители своими обидами и притеснениями заставили преподобного удалиться за 30 в. в дикий Шилегодский лес, на реку Шингорь, где он соорудил молитвенную храмину; к нему начали стекаться для подвигов и таким образом образовалась пустыня, известная под именем Александро-Коровиной, получившая таковое название от первого настоятеля Александра Коровина, ныне приходская, Троицкая пустынская церковь, Грязовецкого уезда. После семилетнего пребывания в Шилегодском лесу, когда любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения, пр. Арсений решился идти опять в комельский лес, на прежнее место, и преодолеть там все препятствия. Здесь, получив жалованную грамоту от великого князя Иоанна Васильевича, он построил своим иждивением общежительную обитель, во имя положения честной ризы Богоматери во Вла- хернах. Пр. Арсений, будучи постриженником Сергиевой лавры, хотя и удалился из его обители, но не переставал гореть к нему любовью и, чтобы иметь его своим руководителем, заступником и покровителем для пустынной обители, он, по своему обещанию посвятил его имени трапезную церковь; но сам только благословил и положил начало ее построению, окончания же постройки не дождался; после 45 лет иноческих подвигов тихо и мирно скончался, (†1550 г.)1.

Пр. Иннокентий и Корнилий Комельские и пр. Игнатий пустынник принадлежали к иноческой отрасли пр. Сергия через посредство пр. Кирилла, как пострижемники его Белозерской обители. Пр. Иннокентий после странствования по востоку, с согласия и благословения своего учителя пр. Нила Сорского, отошел в страну Вологодскую и в 55 верс. от г. Вологды, на реке Е́де основал обитель во имя Преображения Господня, где 30 лет подвизался в устроении общежития; ныне на месте обители находится приходская церковь, в которой под спудом почивают мощи преподобного († 1521 г.) Пр. Корнилий, принявши пострижение, долго подвизался в известных Кирилловских хлебнях. Странствуя по монастырям и пустыням, он удалился в комельский лес и там основал обитель, послужившую в свою очередь разсадником других обителей; не раз преп. Корнилий удалялся из основанной обители, был вторично в Кириллове и даже был в Троице-Сергиевом монастыре, где с любовию был принят братиею и жил несколько времени в совершенном безмолвии, но по просьбе и настоянию в. кн. Василия Иоанновича возвратился в обитель Комельскую и там прожил до глубокой старости, († 1537 г.) После себя оставил в своей обители двух лучших учеников преп. Кассиана и Лаврентия, которые старались во всем подражать пр. Корнилию и строго исполнять оставленный им устав. Наиболее ревностным учеником пр. Корнилия был пр. Симон Сойгинский, принявший пострижение из рук своего учителя, после смерти которого удалился к Сольвычегодску; там па крутом берегу Вычегды, при устье реки Сойги, основал храм во имя Спаса, потом две церкви Рождества Христова и великомученицы Екатерины; после 20-ти летних подвигов в своей обители скончался в 1562 г. – Пр. Игнатий, постригшись в Кирилловом монастыре, подвизался близ бывшего города Ломска, в 60 в. от г. Вологды; здесь он основал пустынь, называвшуюся до 1673 г. Игнатьевскою Спасскою, а потом – монастырем Томским или Верхоломским, впоследствии обращенную в приходскую церковь и с 1776 г. отнесенную к Пошехонскому уезду Ярославской епархии; отсюда преподобный удалился в Водожскую волость, основал там храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором покоятся его мощи под спудом († 1592 г.). – Из обители пр. Павла, после многолетних трудов и подвигов, вышел блаженный старец Логгин на пустынные берега Вычегды, неся с собою в благословение «крест Христов Павловы пустыни»; там основал обитель известную ныне под именем Коряжемского Николаевского монастыря, где он и скончался, († 1540 г.). Пр. Логгин также пустил от себя ветвь, ибо один его ученик, по имени Христофор, составил себе особый монастырь, известный под именем Христофоровой Богородицкой пустыни, обращенной ныне в приходскую церковь, в 27 в. от Сольвычегодска. – Последним подвижником, которым, можно сказать, заключается духовное потомство пр. Сергия Радонежского, является пр. Феодосий Тотемский († 1568 г.), воспитанный под сению пр. Димитрия Прилуцкого. Будучи родом из гор. Вологды, он с юных лет был близок к обители пр. Димитрия; по устроении своих семейных дел, он приходит в Прилуцкий монастырь, принимает иноческое пострижение и под руководством опытного старца проходит все тяжелые монастырские послушания; стараясь во всем подражать основателю обители пр. Димитрию, преп. Ѳеодосий часто приходил к его гробу и со слезами просил его молитв и помощи. Как самый верный и надежный, преподобный посылается в Тотьму в качестве наблюдателя за монастырскими соляными варницами; здесь, при содействии местных жителей, созидает обитель, известную до ныне под именем Спасо-Суморина монастыря, обновляет запустевшую Леванидовскую пустынь, основанную старцем Ефремом па реке Реже в Тотемском уезде. Один из иноков новосозданной Спасосуморипой обители, пр. Вассиан († 1624 г.), устрояет в свою очередь Тиксненскую пустынь, что ныне приходская Преображенская церковь в том же уезде.

Итак, слишком двадцать св. подвижников, составлявших, так сказать, одну родословную нить с пр. Сергием, происшедших от одной иноческой семьи его, насаждали благочестие и распространяли духовное просвещение в Вологодском крае через сооружение обителей, которые, в своем возникновении, имели свой преемственный порядок, или свое духовное родословие: от больших возникали другие меньшие обители. Некоторые из сих обителей не существуют, но сами основатели доселе почивают под спудом в уединенных церквах их бывших обителей, и доселе притекают к ним в бедах обуреваемые жители, как к своим ближайшим заступникам и ходатаям.

1892 г. октябрь.

А. Л.

* * *

1

Кроме Арсеньева монастыря св. престолы во имя пр. Сергия в Вологодской епархии находятся в монастырях: Спасо-Прилуцком, Павловом и в женском Успенском и в приходских церквах Вологод. уезда: Покровской Маслянской, Больше-Ельминской Кирилловской. Верх-Вологодской Христорождественской, Грязовец, у. – Комельской Богородской, Кадников, у. – Уфтюжской Троицкой, Тотем, у. – Флоро-Лаврской Козланской, Сольвыч. у.: – градской Спасообыденной и Нюбской Николаевской, Устюжского у. – градской Дымковской Димитриевской и г. Вологды–градской Владимирской.


Источник: Духовное потомство преподобного Сергия Радонежского в Вологодском крае (По поводу 500-летия со дня его кончины, 1392-1892 г.) // Вологодские епархиальные ведомости. 1893. № 3. С. 31-42.

Комментарии для сайта Cackle