Глава 17. О любви
1. Авва Антоний сказал: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо «любы вон изгоняет страх» (1Иоан. 4, 18).
2. Еще сказал: от ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа.
3. Авва Аммон Нитрийский пришел к авве Антонию и сказал ему: вижу, что я больше тебя имею труда, и почему же имя твое возвеличено людьми превыше меня? Авва Антоний сказал ему: потому что я люблю Бога больше тебя.
4. Авва Иларион пришел из Палестины к авве Антонию на гору и сказал ему авва Антоний: хорошо, что пришел ты, денница, всходящая заутра. И сказал авва Иларион: мир тебе, столп света, поддерживающий вселенную.
5. Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая. После многого времени говорит ему авва Антоний: вот столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня. И отвечая, сказал ему: достаточно для меня только смотреть на тебя, отче.
6. Говорил один из братии, что когда сидели мы и разговаривали о любви, авва Иосиф сказал нам: нам ли знать, что есть любовь? И сказал об авве Агафоне, что имел он небольшое долото и пришел к нему брат, и сказал ему: хорошее долотце имеешь ты. И не отпускал его старец уйти, если не возьмет его.
7. Авва Агафон сказал: по воле моей никогда не ложился я спать, имея в сердце гнев на кого-либо, и по силе моей не отпускал спать другого, имеющего против меня что-либо.
8. Сказал авва Исаия: любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения.
9. Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из Скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою; и просидели до утра, и не обличили брата.
10. Старец некоторый был в Египте до прихода туда аввы Пимена с учениками. Старец этот имел большую известность и почет у людей. Когда пришел авва Пимен с учениками из Скита, старца оставили люди и приходили к авве Пимену. Старец стал завидовать и худо говорил о них. Услышал о сем Пимен и стал скорбеть и говорит братиям своим: что нам делать с этим великим старцем, ибо в скорбь повергли нас люди, оставившие старца и приходящие к нам, людям ничтожным? Как бы нам уврачевать его? Сказал же им: приготовьте немного снедей и возьмите сосуд с вином, и пойдем к нему, и вкусим вместе, может быть сим возможем уврачевать его. Итак, взяли они снеди и пошли к нему и когда толкнули в дверь, ученик его спросил, говоря: кто вы? Они же сказали: скажи авве, что это Пимен, желающий получить благословение от тебя. Когда ученик известил старцу об этом, он объявил им, говоря: уйдите, мне некогда. Они же оставались на жаре, говоря: не уйдем, если не удостоимся благословения старца. Старец, видя терпение их и смирение, умилился, отворил им, и, войдя, они вкусили с ним. Когда они ели, сказал старец: поистине говорю: в вас не одно то, что слышал я о вас; но во сто крат более увидал я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня.
11. Авва Пимен сказал: поступай так, чтобы сила твоя не сделала никому никакого зла, и чистым сделай сердце твое для всякого человека.
12. Еще сказал: «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за ближняго своего" (Иоан. 15, 13). Ибо если кто услышит оскорбительную речь и имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд, терпеть и не сказать ничего, или если кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего.
13. Случилось однажды авве Памве идти с братиями по стране Египетской, и видя некоторых мирян сидящих, он сказал им: «Встаньте и приветствуйте братию, чтобы получить благословение, ибо постоянно беседуют они с Богом и уста их святы».
14. Сказывали об авве Пафнутии, что он не пил вина. Однажды, совершая путь, он оказался пред сборищем разбойников и нашел их пьющими. Узнал его начальник разбойников, который знал и то, что он не пьет вина. Но, видя, что он утомлен от великого труда, наполнил чашу вином и держа меч в руке, сказал старцу: «Если не выпьешь, убью тебя». Старец уразумев, что волю Божию он хочет исполнить, и желая приобрести его, взял и выпил. Начальник же разбойников раскаялся пред ним, говоря: «Прости меня, авва, что я оскорбил тебя». И сказал ему старец: «Верую Богу моему, что за эту чашу Он окажет тебе милость и в сем веке и в будущем». Говорит ему начальник разбойников: «Верую Богу, что отныне никому не сделаю никакого зла. И приобрел все сборище разбойников тем, что ради Бога отказался от своей воли.
15. Авва Иперехий сказал: освобождай ближнего от грехов, насколько есть у тебя силы, без укорения. Ибо Бог обращающихся не отвергает от Себя. Слово же злобы и лукавства да не обитает в сердце твоем против ближнего твоего, чтобы мог ты с дерзновением говорить: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12).
16. Подвижник, видя некоего бесноватого не могшего поститься, будучи движим любовью к Богу и не своей, а ближнего пользы ища, молился, чтобы в него перешел демон, а тот освободился от него; и вот молитву его услышал Бог; вместо того обременен был демоном подвижник; продолжал он пост, упражняясь в молитве и подвигах, а преимущественно за любовь его через несколько дней Бог изгнал из него демона.
17. Два брата были в келиях; один был старец и просил юннейшего, говоря: «Будем пребывать вместе, брат». Он же сказал ему: «Грешник я и не могу пребывать с тобою, авва». Он же убеждал его, говоря: «Поистине можем». Был же старец чист и не хотел слышать, чтобы монах имел помысл блудный. И сказал ему брат: «Дай мне неделю и потом поговорим». Пришел старец чрез неделю. Юный, желая испытать его, сказал: «В великое искушение впал я в эту седмицу, авва; выйдя по службе в селение, я пал с женщиною». И сказал ему старец: «Есть ли покаяние?» Сказал ему брат: «Есть». Старец же сказал ему: «Я понесу с тобою половину греха». Тогда сказал брат: «Поистине, можем пребывать вместе». И пребыли они вместе до смерти своей.
18. Некто из отцев сказал: если попросит у тебя кто какой-нибудь вещи, и ты принуждаешь себя отдать ему, постарайся, чтобы и помысл благорасположен был к тому, чтобы отдать, как написано: «аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два» (Мф. 5, 41), т.е. если кто просит у тебя какой-либо вещи, дай ему от всей души.
19. Сказывали о некоем брате, что, когда он сделал уже корзины и приделал ручки, услышал, что сосед его монах говорит: «Что мне делать, скоро торговый день, а у меня нет ручек, которые бы приделать к моим корзинам? И пошедши брат отвязал от своих корзин ручки и отнес к оному брату соседу, говоря: «Вот эти у меня лишнии, возьми и приделай к своим корзинам». И дал брату возможность доделать работу его, а свою оставил.
20. Говорили о некоем старце в Ските, что он заболел и захотелось ему съесть немного свежего хлеба. Услышав же о сем некто из братии подвижников, взял милоть свою, положил в нее сухие хлебы и пошел в Египет и, переменив их на свежие хлебы, принес к старцу. Когда братия увидала, что они еще теплы, удивились, а старец не хотел вкушать, говоря: «Это кровь брата моего». И увещевали старцы, говоря: «Ради Бога поешь, чтобы не напрасна была жертва брата». И будучи упрошен, он поел.
21. Брат спросил старца, говоря: «Есть два брата, один безмолвствует в келье своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая себе трудов, другой же служит больным. Которого дело более приятно Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течении шести дней, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает больным».
22. Спросил некто старца, говоря: «Каким образом некоторые трудятся в городах и не получают благодати, как древние?» Старец сказал ему: «Тогда была любовь, и каждый увлекал ближнего своего горе; а ныне, когда охладела любовь, каждый влечет ближнего своего долу, и потому мы не получаем благодати».
23. Пошли некогда три брата на жатву, и взяли себе шестьдесят полей. Один же из них захворал в первый же день и воротился в келью свою. И сказал один из двоих товарищу своему: «Вот видишь, что захворал брат наш и не может с нами работать. Принудь немного помысл твой, и я свой принужу немного, и будем веровать Богу, что за молитвы его мы сожнем место его». Когда же было окончено дело, и получили они плату, тогда пришли и позвали онаго брата, говоря: «Ступай, получай свою плату, брат». Он же сказал: «Какую мне получать плату, когда я не жал с вами?» Они же сказали ему: «По молитвам твоим была жатва». Он же не хотел принять плату. Когда возник между ними большой спор, тот говорит: «Не возьму платы, потому что я не работал», – а эти не хотели успокоиться, пока он не возьмет, и пошли к близкому старцу. Сказал ему оный брат: «Трое пошли мы жать поле за плату. Когда же пришли на место, где нужно было жать, в самый первый день я захворал и возвратился в мою келью, не жавши с ними и одного дня. И теперь они принуждают меня, говоря: иди, брат, получай плату, где ты не работал». Сказали же и оные братья: «Правда, пошли мы жать и взялись сжать шестьдесят полей, и если бы и все трое, и то с большим трудом едва могли бы сделать это; по молитвам же брата сего мы двое, скорее, чем трое, сжали поле и говорим ему: ступай, получай твою плату, а он не хочет». Услышав сие, старец удивился и сказал брату своему: «Ударь в било, чтобы собрались все братья». Когда они пришли, сказал им: «Приидите, братия, и выслушайте ныне суд праведный». И рассказал им все старец, и присудил брату взять свою плату и сделать из нее что хочет. И пошел брат тот с плачем и скорбью.
24. Сказал старец: отцы наши имели обыкновение ходить по кельям новоначальных братьев, которые хотели жить отшельниками, и посещали их, чтобы кто из них, искушаемый демонами, не повредился умом. И если кого из них находили поврежденным, приносили в церковь, и приносима была лохань с водою и была молитва за страждущего, и умывались братия, поливали водою тою на него, и тотчас исцелялся брат.
25. Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал же один другому: «Сделаем и мы распрю, как другие люди». Он же отвечая, сказал брату: «Не знаю, какая бывает распря». Он же сказал ему: «Вот я кладу кирпич по середине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой. Это и будет началом». И сделали так. И говорит один из них: «Это мой». Другой же сказал: «Нет, это мой». И сказал первый: «Да, да, он твой, возьми и ступай. И разошлись и не могли вступить в распрю между собою».
26. Брат вопросил старца, говоря: «Если я увижу брата, о котором слышал какое-либо падение, я не могу убедить себя ввести его в мою келью; если же вижу доброго брата, с удовольствием принимаю его». Говорит ему старец: «Если делаешь доброму брату малое добро, то вдвое должен сделать брату другому, ибо он немощен».
27. Сказал старец: никогда не желал я дела выгодного мне, а убыточного для брата моего, имея ту надежду, что дело брата моего есть дело плодоношения моего.
28. Брат прислуживал одному из отцев больному. Случилось, что тело стало разлагаться, и извергало мокроту с смрадным запахом. Сказал же брату помысл: «Беги, ибо ты не можешь снести запаха смрадного». Брат же, взявши глиняный сосуд, собрал в него мокроту больного и когда чувствовал жажду, пил из него. И начал помысл говорить ему: «Если не хочешь бежать, по крайней мере не пей этого смрада». Брат же мужался и трудился, пил помои и служил старцу. И Бог, видя труд брата, и помои превратил в чистую воду, и старца исцелил.
29. Брат вопросил старца, говоря: «Как может человек получить дар любить Бога?» Он же ответствуя, сказал: «Если кто видит брата своего в прегрешении и возопиет о нем к Богу, тогда получает разумение, как должно любить Бога».
30. Сказал старец: приобретем главнейшее из благ – любовь. Ничто пост, ничто бдение, ничто труд при отсутствии любви, ибо написано: «Бог любы есть» (1Иоан. 4, 8).
31. Еще сказал: говорили отцы, что диавол всему может подражать; посту – он никогда не ел, бдению – он никогда не спал, а «смирению и любви подражать не может». Итак, великий подвиг да будет для нас иметь в себе любовь, и ненавидеть гордость, чрез которую диавол ниспал с небес.
32. Говорил авва Никита о некоторых двух братиях, что сошлись они друг с другом, желая жить вместе. Подумал же один из них: «Чего пожелает брат мой, то я и сделаю». Подобным образом рассуждал и другой: «Я буду исполнять желание брата моего». И долго жили так с великою любовью. Видя же диавол великую любовь их и не терпя ее, пришел и желая разлучить их, стал пред дверьми и показался одному голубем, а другому, вороной. Говорит же один из них другому: «Видишь этого голубя?» И сказал он: «Это ворона». И начали спроить друг с другом, говоря каждый свое, и вставши подрались до крови, и к полной радости врага разошлись. Спустя три дня, пришедши в себя, они возвратились в прежнему образу жизни и наложили на себя покаяние; каждый исповедал, что помышлял в сердце своем исполнять желание другого. И уразумевши брань врага, до смерти пребыли вместе во всяком мире.
33. Проходил однажды авва Серапион чрез некоторое селение Египетское и увидал, что некоторая блудница стоит у своей горницы. И сказал ей старец: «Подожди меня до вечера, ибо я хочу придти и сотворить с тобою грех в эту ночь». Она же отвечая сказала ему: «Хорошо, авва», – и приготовилась и постлала постель и ожидала старца с подарком. Когда же настал вечер, пришел к ней старец, ничего не принесши, и войдя в горницу ее, говорит: «Приготовила ли постель?» Она говорит: «Да, авва». И затворили дверь оставшись одни, и говорит ей старец: «Подожди немного, потому что у нас есть правило, – пока я не исполню его прежде». И начал старец свое молитвословие, и начавши псалтирь, после каждого псалма творил молитву и просил Бога, чтобы покаялась она и была спасена. И услышал его Бог: и стояла женщина трепеща и молясь вблизи старца, и когда окончил старец псалмы, пала женщина на землю. Старец же начал чтение из апостола, сказал из него многое и таким образом совершил молитвословие. Умилилась женщина, и уразумев, что не для греха пришел он к ней, но чтобы спасти ее душу, припала к нему, говоря: «Окажи любовь, и где могу угодить Богу, туда веди меня». Тогда старец отвел ее в девичий монастырь и передал ее настоятельнице и сказал: «Прими сестру сию и не налагай на нее ига, или заповеди, как на других сестер, но если чего захочет, дай ей; если пожелает, дозволь ей выходить». И когда прожила она несколько дней, сказала: «Я грешница, хочу вкушать через день; и спустя еще несколько дней, сказала она призвавши настоятельницу монастыря: поскольку я много оскорбила Бога грехами моими, сотвори любовь, введи меня в келью и запри ее и через оконце подавай мне немного хлеба и рукоделие». И послушала ее настоятельница и сделала для нее сие. Так и угождала она Богу остальное время своей жизни.
34. Сказал некто из старцев о злопомнении, что совершенно ничем не обуревается, или не опечалить никого, или не быть опечалену от кого-либо свойственно только ангелам. А смутиться несколько и скоро примириться с братом свойственно добрым подвижникам. Когда же кто смущен или оскорблен, то держат скорбь или гнев несколько времени или целый день, – есть дело демонское. Ибо таковой становится братом демонов и другом диавола. Ибо не может от Самого Бога получать отпущение грехов до тех пор, пока не простит брату своему.
35. Говорили старцы, что каждый положение ближнего должен считать своим собственным и сострадать ему во всем и радоваться с ним, и плакать, и так жить, как бы нося то же самое тело, и заботиться как о себе самом, если случится ему какая скорбь, как написано: «едино тело есмы во Христе» и «у множества народа веровавшего было одно сердце и душа едина» (Деян. 4, 32).
36. Двое братьев жили друг с другом. Случилось, что заведывающий хозяйством принес меньше обыкновенного, так что он или незаконно издержал, или шутил с ним. Желая узнать о сем, последовал за ним. Когда же тот вошел в бесчестное место, то и он притворно сюда же вошел, и припадая к нему увещевал его покаяться. Но и несогрешивший часто просил согрешавшего молиться за него, как за падшего. Случилось же несогрешившему заболеть, и когда уже близок был к смерти, признался брату, говоря: «Чист я от греха, о котором ты думаешь, но для тебя сделал сие, чтобы ты покаялся», – и когда он умер, согрешивший принял на себя подвиг покаяния.
37. Другой, когда брат его оставил отшельническую жизнь и обратился к жизни мирской, показал вид, что и сам имеет то же самое намерение, и по милости Божией раскаявшись, они опять приняли на себя большее прежнего подвижничество.
38. Сказал старец: ослабление любви к братиям бывает с тобою от того, что ты принимаешь в себя помыслы по подозрению и веришь им в своем сердце и не хочешь терпеть по произволению. Желай с помощью Божиею преимущественно того, чтобы не верить собственным подозрениям и со всею ревностью и усилием смиряться пред братьями и отсекать для них собственное желание.
39. Был один отшельник, имеющий под своим смотрением другого отшельника в келии за десять миль от него. И сказал ему однажды помысл: «Позови брата, чтобы пришел и взял хлеб». И опять раздумывал он: «Из-за хлеба утружу я брата пройти десять миль, лучше снесу ему половину хлеба». И взявши, пошел к келии брата. И когда шел, повредил палец ноги, и когда пошла кровь, стеная начал он плакать от боли. И вот пришел ангел, говоря ему: «Что ты плачешь?» Говорит ему отшельник: «Палец ранил и чувствую боль». Сказал ему ангел: «Из-за этого ли плачешь? Не плачь. Ибо шаги, которые ты делаешь ради Господа, исчисляются и за великую цену считаются пред лицем Господа. И чтобы знал ты, вот пред тобою беру крови твоей и возношу к Богу». Тогда благодаря совершил он путь к другому монаху, и отдавши ему половину хлеба, рассказал ему о человеколюбии Божием и возвратился в свою келью. Через день опять взявши половину хлеба, пошел к другому монаху. Случилось же, что и этот другой монах возревновал сделать также и пошел к иному монаху. Встретились же они друг с другом на дороге. И начинает первый, сделавший доброе дело, говорить ему: «Имел я сокровище и ты захотел похитить его». Говорит же ему другой: «Где написано, что тесные врата для тебя одного отверсты? Допусти и нас войти вместе с тобою». И когда говорили они, вдруг является ангел Господень и говорит им: «Спор ваш как воня благоухания вошел к Господу».
40. Ушли некогда братия на гору Диолк жить там, выучились делать некое рукоделие и делали за плату, и поскольку не были искусны, никто не давал им дела. Стал увещевать их один старец и говорил им: «Почему вы не работаете?» Они, будучи робки, отвечали: «Поскольку мы худо работаем, то никто не дает нам работы». Старец же знал одного работавшего тоже и говорит им: «Подите к такому-то старцу, и он даст вам работу». Они пошли и он с радостью дал им работу. Братия же сказали ему: «Худо работаем мы, отче». Старец же сказал: «Верую Богу, что за рукоделие ваше и прочее сойдет успешно». Обилуя любовию, старец ободрил и их работать. Вот поистине нуждницы восхищают царствие небесное.