Источник

Седмица 32-я по Пятидесятнице

Понедельник. О вере и о делах

Мк.10:46–52

Иак.2:14–26

Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»?

Что для нас важнее, видно «из дел», которые мы предпочитаем другим делам. Кто для нас в жизни дороже, видно из того, чьи просьбы мы стараемся выполнить в первую очередь. Апостол приводит два примера веры. Авраам, по велению Бога, возложил «на жертвенник Исаака, сына своего». Потому что для него громче всего звучало слово, ранее сказанное Богом: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их». «Столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему в праведность».

А Раав, жительница Иерихона, осажденного Израилем, скрыла у себя в доме двух разведчиков. Она «сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость». «Ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе наверху, и на земле внизу». И для нее этот факт перевесил национальные привязанности, и она сочла своим святым долгом помочь воинству Бога неба и земли (Нав.2:8–11).

В нашем Символе веры – двенадцать членов, и каждый член, это – либо факт прошлого, либо факт будущего, либо факт невидимого мира. Произнося Символ веры, мы провозглашаем, что все, что мы перечислили, – важнейшее для нас, и должно определять нашу жизнь. Мы провозглашаем, что должны жить, исходя из того, что есть Бог, и есть вечная жизнь; что через пророков и Апостолов нам открыта Его воля, и что за мои грехи, за мою жизнь отдал Свою жизнь Единый Безгрешный. И если мы словами перечисляем эти факты, а сами живем так, как будто их не существует, то наша вера «мертва сама по себе». «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы»?

Мы верим в Бога, Который дал нам Свои заповеди. И вера наша живая, если мы эти заповеди соблюдаем. И что толку было бы в вере Авраама, если бы он веровал только «в душе», а повеление Божье, как «негуманное и изуверское», отказался бы исполнить? И если бы Раав только в душе поняла все, а сама выдала бы лазутчиков, – чего стоила бы ее вера?

И когда просим Господа с надеждой, что получим просимое, – это тоже дело веры. Ну что за польза для Вартимея, иерихонского слепца, если бы он просто сидел у дороги и верил бы, что по ней идет «Иисус, Сын Давидов»? Но он, узнав об этом, стал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! И вера, явленная делами, принесла ему богатые плоды.

Но есть и такая «вера», от которой да сохранит нас Бог: «и бесы веруют». Веруют в вечный огонь, уготованный им, и лишь «трепещут», никак не стараясь его избежать.

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Как тело оживляется и приводится в движение духом, так и в вере должно присутствовать то, что оживляло бы ее. Мы помним, что и Апостолы, хоть и говорили, что веруют в Господа, но делами стали свидетельствовать о своей вере только тогда, когда на них сошел Святый Дух. Значит, дела свидетельствуют, что вера оживотворена Духом Святым. И, значит, когда понуждаем себя к подобным делам, то – силою расчищаем в своем сердце место для Святого Духа.

Вторник. О языке

Мк.11:11–23

Иак.3:1–10

Сегодняшним «зачалом» Апостол Иаков способен прямо-таки отбить охоту заниматься учительством: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».

Нигде больше в Писании мы не найдем таких грозных слов о языке: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они, и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды». «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся, и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда».

Получается, что желающий использовать язык, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное», сам рискует попасть во власть языка, который «в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».

В чем тут дело? Почему виноватым может оказаться язык, а не тот, кому он принадлежит? И почему меня может соблазнять мое же око или моя же рука? Почему члены моего же тела могут становиться как бы самодействующими, служащими не мне, а моей погибели?.. А потому, что они теснейшим образом соприкасаются с миром. И если я неумело воздействую на мир, то мир сам начинает этими же моими членами воздействовать на меня. Подобно как, например, рукой, протянутой утопающему, можно быть утащенным в воду.

Так и язык. Всегда есть соблазн: вместо того, чтобы показать веру свою «из дел своих», пытаться показать веру свою из слов своих. Красиво говорить о вере, вместо того, чтобы просто жить по вере. Тут как раз и можно уподобиться бесплодной смоковнице, которая прельщала своей листвой, но не имела плодов. Господь иссушил ее, оставив наглядный пример, куда может приплыть корабль от неправильного поворота руля.

Немногословная праведная жизнь во Христе не должна подменяться лекторством. Стихия лекторства – совсем не та стихия, в которой способно жить истинное православие. Как раньше говорили: хочешь научиться страху Божию? – Иди… Но не на курсы, не в Богословский институт. Иди, прилепись к человеку, имеющему страх Божий. Тогда и язык, и все остальное будет на своем месте.

Среда. О двух водах и одном источнике

Мк.11:23–26

Иак.3:11–4:6

«Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода»? – Риторически спрашивает Апостол Иаков. Потому что этого не может быть, как не может «смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы». Но ведь не об источниках, и не о деревьях заботится Апостол. Он напоминает, что из одного человеческого сердца не может одновременно исходить доброе и злое. А отсюда неумолимо следует, что сердце каждого – либо горький, либо – сладкий источник.

Прочитав это, нельзя не задуматься со страхом: а кто же я? Ну что же, – говорит Апостол, – испытайте, «мудр ли и разумен кто из вас»? Для этого не надо копаться в глубинах своего подсознания. Как из источника вода непременно выходит наружу, так и доброе сердце непременно выказывает себя, и не иначе, как «добрым поведением с мудрою кротостью». Истинная «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».

А если нет этого тихого, мирного духа, то и за правильными, и даже «мудрыми» словами, – скрываются обыкновенные «зависть и сварливость». А мы порой недоумеваем: почему, вроде бы все правильно говорится, а в результате – «неустройство и все худое»? Кажется, что человек – строгий и принципиальный, требовательный и ревнующий о истине, а на самом деле его «мудрость» не есть «мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная», и даже – «бесовская»!

И все «вражды и распри», – продолжает Апостол, – только из ваших гнилых источников, «от вожделений ваших, воюющих в членах ваших». Вожделение агрессивно смотрит на все вокруг. Оно желает, завидует, препирается и враждует, и даже убивает. И при этом – все равно не может достигнуть и насытиться.

Испытав все методы, оно даже пробует просить. Но и тут – ничего не выходит, потому что, как говорит Апостол, «просите не на добро, а» опять же, «чтобы употребить для ваших вожделений».

«Прелюбодеи и прелюбодейцы»! – называет таких Апостол. Не могущие прилепиться, выбрать, хранить верность, не желающие, чтобы из вас исходила сладкая вода, – «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». «До ревности любит дух, живущий в нас». «Но тем большую дает благодать», и все сделает, чтобы очистить нас и сохранить себе.

Ну а нам-то что делать? – Надо просто выбрать, с чего легче начать. Ну, хотя бы, «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши». И потом, надо запомнить, что всякий плод «правды в мире» и сеется, и принимается, и вырастает лишь на той почве, лишь в той среде, лишь «у тех, которые хранят мир». И – никогда – среди вражды и споров.

Вот так, тихо и незаметно начинается в сердце источник доброй, сладкой воды. Сначала он еще вытекает в смеси с оставшейся горькой и соленой водой. Но постепенно – вытолкнет ее остатки. И до того даже он может набрать силу, что «если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет».

Четверг. О путях к смирению

Мк.11:27–33

Иак.4:7–5:9

Сегодня Апостол более подробно объясняет, как приблизиться к Богу, как покориться Ему, и как противостать диаволу.

Мы в руках диавола, пока продолжаем пользоваться каким-либо неправедным приобретением. Поэтому, во-первых, – «очистите руки, грешники». Мы также в опасном положении, – когда сердце надеется угодить и Богу, и миру, смотрит и туда, и сюда. Поэтому, во-вторых, – «исправьте сердца, двоедушные». И если не получается ни то, ни другое, то остается одно: «сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль». Поняв свое бессилие, «смиритесь пред Господом», и Господь Сам «вознесет вас».

А чтобы это получилось вернее, – «не злословьте друг друга, братия». Не злословить друг друга, – как это просто! А злословить – какое безумие: ведь «кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья». Ну какой же ты, в самом деле, судья? Истинный судья только тот, чей приговор, каким бы он ни был, будет непременно исполнен. А ты и дела-то не можешь исследовать со всех сторон, во всей полноте.

И еще очень мешает, когда самоуверенно заявляем, например: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать, и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий»! И, напротив, очень способствует смирению, если, планируя не то, что на год, а даже на день или на час, прибавим: «Если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое».

И снова обращается Апостол к богатым, к тем, кто всегда рискует в упоении своим могуществом гордо сказать: «Кто Господь» (Притч.30:9)? Апостол говорит им: «Послушайте, вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше … изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь».

И как всегда, Апостол говорит о необходимости терпения. Как ничто в мире не существует вне времени, так и без терпения нет ни смирения, ни какой другой добродетели: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли, и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний».

Так, и «пришествие Господне приближается», и не кончается Его пребывание с нами. Он Сам готовит нас к Своему пришествию, и от нас требуется только не мешать Ему. И как наше смирение дает возможность Господу «вознести» нас, так и наше терпение позволит Ему довести дело нашего спасения до желанной цели.

Пятница. О краеугольном камне

Мк.12:1–12

1Пет.1:1–2, 10–12; 2, 6–10

Господь рассказал притчу о виноградарях, которые упорно не хотели отдавать хозяину законную часть. Они даже убили сына хозяина, в дикой надежде, что теперь-то уж «наследство будет наше»! А Господь указал им на такую закономерность: «Неужели вы не читали сего в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших»? Да, иной камень никак не положишь в прямую стену. Близорукий каменщик отбрасывает все, что не годится ему в данный момент. А мудрый архитектор дорожит таким камнем, потому что только он способен связать две стены дома. На протяжении веков в этом находили и духовный смысл. Об этом говорит и Давид в сто семнадцатом псалме, и пророк Исаия. И Апостол Павел приводит эту притчу в послании к Римлянам, и Апостол Петр в сегодняшнем чтении.

Близорукий мир всегда претыкается об этот камень, никак не может найти ему место, и поэтому отвергает с презрением. Но когда всеми отверженный и униженный вдруг становится выше всех, – в этом всегда чувствуется рука небесного Архитектора. Вспомним, как воспела Анна, мать пророка Самуила, когда ей, презираемой за бесплодие, Бог, наконец, дал сына: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших». «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1Цар.2:3–5). И в притчах Соломона замечено, что славе предшествует смирение» (Пр. 15, 33). Вспомним, как над Тихоном Задонским, который в семинарии был не как все, – его соученики потешались, кадили лаптем, и говорили: «Величаем тя»! А когда он стал епископом, пришлось и настоящими кадилами пред ним кадить.

И во всех этих историях «Дух Христов» «предвозвещал», или напоминал «Христовы страдания, и последующую за ними славу». Пророки исследовали, «на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов». Но «им самим» не дано было это увидеть, но зато – тоже дано было испытать судьбу этого камня.

И обращаясь к христианам, Апостол Петр называет их «пришельцами», разумея, что все они в этом мире – беженцы, вынужденные жить на чужой земле, в чужих людях, среди вражды и недоверия. Но этих же «пришельцев» он называет и «избранными»! «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа». Всеми гонимым Апостол говорит: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел».

Так что никого и никогда нельзя уничижать. Потому что истинная святость, она и в христианской среде, – безвидна и непривлекательна. Все у них не как у людей, и ни в какой ряд их не уложишь! Но вдруг – воссияет такой, будучи прославлен Господом, и, как никто, будет «возвещать совершенства Призвавшего» его «из тьмы в чудный Свой свет».

Суббота. О разном

Лк.17:3–10

1Сол.5:14–23

Апостол Павел пишет: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых». В церковной ограде есть и такие, и другие, и третьи. Конечно, бесчинные мешают, малодушные стремятся назад, слабые замедляют путь. Но это и было, и будет всегда. Это нам необходимо, как и прочие искушения. Так было и в Ветхом завете. Бог предупреждал Свою церковь: «нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15:21). А о соседних, враждебных Израилю, народах Он говорил: «Я не изгоню их от вас, и они будут вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3). Вспомним, наконец, как Господь запретил вырывать плевелы, чтобы тем самым не повредить пшенице (Мф.13:24–30). Ведь только сталкиваясь с различными проявлениями зла в нашем доме, в нашем храме, – мы видим, кто мы сами, чего мы стоим, и что успели приобрести за нашу христианскую жизнь!

Поэтому при виде чужого греха, первым делом, – «смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем». Но и мимо греха нельзя проходить: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Но если уж он покается, то «прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», – прости ему». Услышав это, ученики ужаснулись, и взмолились: «умножь в нас веру», чтобы нам поднять такие подвиги любви! Господь одобрил их желание. Но при этом сказал: «если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас».

Еще Апостол говорит: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Именно «всегда», «непрестанно», и «за все», без исключения. И для этого, пожалуй, нужна не меньшая вера, чем пересадить смоковницу.

Конечно, слыша о «горчичном зерне», земля может пойти из-под ног. Мы считали себя верующими, а у нас и такой веры нет. Но вспомним, что даже ученикам Господь по их просьбе сразу не умножил веру, хотя и сказал о ее важности. Божьими дарами надо уметь пользоваться. Иному только дай настоящую веру, – он такого натворит! И реки вспять пустит, и всех больных исцелит, – пусть грешат в полную силу! И уж конечно после этого не скажет: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Выполнив даже самое малое, ничтожное, мы уже втайне ждем, что Господь тут же скажет: «пойди скорее, садись за стол»!

«Все испытывайте, хорошего держитесь», – продолжает Апостол. Испытывая все, совершенно не обязательно, например, самому вываляться в грязи, чтобы понять, что это – «не хорошее». Глупый двадцать раз спотыкается на одном месте, а умный может даже ни разу не споткнуться, потому что пользуется накопленным опытом, – и церковным, и просто человеческим.

Вот сколько важного и полезного услышали мы сегодня от Апостола Павла. Но – что это? Заповеди? Но заповеди даются в повелительном тоне. Наставления? Советы? Но здесь и не учительный тон, и не тон братского совета. Апостол пишет: «Умоляем» «вас, братия»!

Как мы умоляем о том, что нужно нам, так и он умоляет нас, как будто ему это надо во много раз более, чем нам! Так бы и нам умолять тех, кто согрешает против нас!

А чтобы это у нас хоть как-то получилось, Апостол умоляет и Бога: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

О Закхее. Неделя 32-я

Лк.19:1–10

1Тим.4:9–15

Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его».

Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился перед людьми этой своей жажды. Как мальчишка, забрался на смоковницу. А Иисус увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее». Закхей хотел только увидеть, и вдруг – сам был не только увиден, но и узнан. И – мало того: Господь говорит: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Не сказал: «хочу», или: «так и быть, зайду». Но именно «надобно», как будто кто-то или что-то понуждает это сделать Его, Владыку неба и земли! Закхей «поспешно сошел, и принял Его с радостью».

Но Закхей, как начальник ненавистных мытарей, был отгорожен стеной отрицательного общественного мнения. И даже то, что Иисус почтил его Своим вниманием, ничуть не возвысило Закхея в глазах людей. Наоборот: Сам Иисус, войдя в дом грешника, пал в их глазах. Все «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку».

И Закхей почувствовал это. Он ощутил вину и перед людьми, и перед Иисусом, – и за свои грехи, и за то, что невольно Его «подставил». И он всем сердцем захотел, наконец, пробить эту стену, и – воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Он сказал это и перед Иисусом, и перед народом.

Он открыл свое сердце и перед Иисусом, и перед народом. А сердце открывается не словами, а делом, или готовностью тут же начать совершать это дело.

И только тут Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Апостол Павел говорит, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Так и Закхей вроде и был потомком Авраама, но только теперь Господь признал и утвердил это. И только теперь, когда Закхей открыл свое сердце, он стал сыном Авраама, а значит, и братом его детей. Он сразу вошел в семью верующих, спасающихся, и свидетельствующих о своей вере делами.

Так, у кого-то из современников Иисуса было желание прикоснуться к Нему, как у кровоточивой; у кого-то желание поговорить с Ним, у кого-то – пригласить в свой дом, у кого-то – омыть слезами Его ноги. А у Закхея – только видеть. Именно с этого начался его путь. И этому законному человеческому желанию видеть Иисуса отвечают святые иконы. И церковь дорожит этой возможностью, и никому никогда ее не уступит. И сколько людей, взирая на иконы, сами ощущали себя увиденными Господом, и начинали новую жизнь во Христе. А как бывает удивительно и радостно, когда вдруг узнаем, что тот, о ком мечтаем, – тоже мечтает о нас! И тот, кого так хотели увидеть, считает просто необходимым для себя прийти и поселиться у нас в доме!


Источник: Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения / Протоиерей Вячеслав Резников. – Изд. 2-е испр. - Москва : Изд. Держава XXI век, 2011. - 606 с.

Комментарии для сайта Cackle