Азбука веры Православная библиотека Прп. Вонифатий Феофановский (Киевский)

прп. Вонифатий Феофановский (Киевский)

(1785–27.12.1871)
прп. Вонифатий Феофановский (Киевский)
прп. Вонифатий Феофановский (Киевский)

Игумен, старец, главной духовной добродетелью избравший милосердие и странноприимство.

Биография

День памяти: 7(20) февраля


Отец Вонифатий, в мире Дамиан, родился в 1785 году в военном поселений Михайловке, Херсонской губернии, Александрийского уезда, от благочестивых родителей Феодора и Евдокии Виноградских. С детских лет мальчик Дамиан стал проявлять особенную любовь к посещению храма Божия и охоту к ученью. Получивши первоначальное обучение в сельской школе, Дамиан остался в доме родителей, которым усердно помогал в их хозяйственных занятиях, не увлекаясь, а даже избегая игр с сверстниками, будучи в то же время кротким и послушным сыном. Из послушания матери на 20-м году жизни он женился, хотя имел большое желание пойти в монастырь. Вскоре после брака пал ему жребий вступить в военную службу. Во время войны с Францией в 1812 году он участвовал в кровопролитных сражениях, но, хранимый Богом, остался не только живым, но и без ран. По окончании этой войны возвратился он в родное село и здесь доканчивал свою двадцатипятилетнюю военную службу. Затем, прохозяйничав несколько лет, с согласия жены, пошел искать пристанища в монастыре. Перед уходом из дома он разделил пополам свое имущество: свою половину раздал бедным и нищим, а другая досталась его доброй жене. В одной одежде, с библией под рукой, пошел он по монастырям Киевской епархии. На пути он пробыл некоторое время в Жаботинском и Виноградском монастырях, а отсюда направил путь свой прямо в Киев. В г. Киеве долгое время не находил он себе пристанища, пока не определился свечепродавцем в Троицкую церковь, бывшую тогда на Старом городе. В это время сдружился он с известным Киеву и по днесь юродивым Иваном Босым, и отдались оба друга любимому делу служения странникам и бедным. Добрые люди нескудно давали им деньги, на которые наняты были ими комнаты в двух этажах под Киево-Андреевскою церковью. В этих комнатах Дамиан кормил и покоил странников.

В 1850 г. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) определил Дамиана в Ржищевский монастырь (теперь женский), но он, с благословения своего настоятеля, остался жить в Киеве для дела странноприимства. В 1851 г. преосвященным Аполлинарием, епископом Чигиринским, перемещен был он послушником в Киево-Михайловский монастырь и здесь принял пострижение в монашество (в 1854 г.), с наречением Вонифатием. Затем Вонифатий в 1856 г. рукоположен в иеродиакона, а в 1860 г. в иеромонаха.

Земляки иеромонаха Вонифатия, прибывшие в 1861 г. в Михайловский монастырь на богомолье, просили о. Вонифатия возвратиться на родину и там устроить скит. О. Вонифатий явился к настоятелю Михайловского монастыря, преосвященному викарию Серафиму, с просьбой и за благословением отпустить его на родину для устроения там скита; но преосвященный, вручая ему икону, сказал: “Вот тебе от меня благословение Божие и икона Архистратига Михаила и Великомученицы Варвары; иди в хутор Феофанию, основывай там скит и устрояй его”. Иеромонах Вонифатий, взявши из Михайловского монастыря 2-х иеромонахов, 2-х иеродиаконов и 3-х послушников, с любовию принялся за порученное ему дело и, действительно, при помощи Божией и при своих духовных дарованиях сумел положить начало иноческого общежития в Феофании.

Первым делом о. Вонифатия, по прибытии в Феофанию и размещении братии в ветхих строениях архиерейского дома, было благоукрашение церкви Архистратига Михаила. Снаружи церковь была отремонтирована, а внутри — алтарь и иконостас — украшены многими иконами, и церковь снабжена была достаточною утварью. По желанию и почину о. Вонифатия в храме и в келиях иноков пред святыми иконами затеплились до сорока неугасимых лампад. Установлено было ежедневное строго согласное с церковным уставом богослужение в пустынной церкви и, с соизволения преосвященного Серафима, учрежден обычай неусыпного чтения Псалтыри, а также заведено было соборное чтение акафиста Архистратигу Михаилу в каждый воскресный день года. В небольшом расстоянии от храма устроена была деревянная колокольня и куплены колокола. Оживление Феофании не укрылось от Христолюбцев, и в третий год пребывания здесь о. Вонифатия собралось сюда до 30 человек; немало пришло сюда и бедняков киевских, помнящих добродетели и странноприимство о. Вонифатия. Явились в Феофанию и богомольцы среднего сословия. Все это и вызвало необходимость постройки келий для братии, для богомольцев благородного звания — гостиницы, а для богомольцев простого звания — странноприимного дома. Каждый поклонник в пустыни поступал на иждивение о. Вонифатия, находил радушный прием, безмездный приют и трапезу. Многие из странников, по слабости здоровья, оставались зимовать в Феофании, и таких, бывало, каждогодно зимует около 50 человек. Не прими их о. Вонифатий под свою защиту, они погибли бы на дороге от холода и голода. Достоин удивления тот приток средств, какой стал притекать в Феофанию со времени прибытия туда о. Вонифатия. А ведь средств-то надобно было очень много: и на благоустройство Феофании, и на поддержание установленных благочестных обычаев, и на странноприимство. А случалось так, что не было у о. Вонифатия совсем денег, не на что было и хлеба купить не только для странников, но и для братии. Старец, возложив упование на Господа, отправляется в Киев и здесь в кредит получает хлеб и съестные припасы, а потом боголюбцы шлют на содержание Феофании и деньги, и все необходимое. Михайловский монастырь не раз предлагал пособия Феофании, но о. Вонифатий по большей части отказывался, ссылаясь на то, что он будет устроять монастырь на свой счет, т. е. на подаяния боголюбцев.

В 1865 году о. Вонифатий приступил к постройке нового летнего помещения для преосвященного настоятеля Михайловского монастыря, а в 1867 году, с благословения преосвященного Порфирия (Успенского) и по плану, составленному по указанию того же преосвященного, воздвиг новую каменную церковь во имя “Всех Святых”.

Озабочиваясь доставкою хорошей питьевой воды, о. Вонифатий выкопал колодец неподалеку от кухни, расчистил и разделил на три отделения ключ под горою, назваными преосвящ. Иннокентием “Живоносным источником”. Над этим источником устроена была часовня, стены которой украшены были св. иконами.

Проживающая в Феофании братия в игумене Вонифатии видела примерного инока, всем существом своим преданного Богу и святой церкви Христовой. По словам бывшего келейника, ныне иеромонаха Леонида, келейная жизнь о. Вонифатия была постоянным подвигом молитвы и Богомыслия. Ежедневно вычитывал он у себя в келии положенное правило, постоянно акафисты Спасителю и Божией Матери, утренняя и вечерняя службы по молитвослову и, кроме сего, в течение недели прочитывал обязательно двух евангелистов. За год до смерти о. Вонифатий почувствовал крайнее изнеможение сил телесных, но духом был бодр. Из своей келии, отделенной только деревянной перегородкой от храма, он уже не мог выходить и слушал из-за стены церковное пение. Обычное свое правило он совершал не стоя прямо, а, облекшись в мантию, падал на колена. Тут же подле стояла скамейка, которая и служила подвижнику ложем, а посетителям — местом сиденья. За месяц до кончины возлег он на свое убогое ложе и больше не вставал. В 10 часов утра 27 декабря 1871 года игумен Вонифатий, приобщившись Св. Таин, с миром предал душу свою Богу, на 85-м году своей богоугодной жизни. Погребен за алтарной стеной вне церкви “Всех Святых”.

20 февраля 2011 года, Блаженнейший Митрополит Владимир возглавил торжества по случаю причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии игумена Вонифатия (Виноградского), которые прошли в Пантелеимоновском монастыре города Киева (Феофания).