Источник

Вторая закладка Храма

10 сентября 1839 года совершилась новая торжественная закладка храма. На предназначенном для этой цели месте была устроена изящная палатка, а вокруг нее сформирована площадь и сделаны подмости для зрителей. Еще накануне закладки, 9 сентября, сего года, были принесены к месту закладки Храма хранившиеся в Успенском соборе вещи первой закладки Храма на Воробьевых горах в 1817 году и, после со· совершения Московским митрополитом Филаретом молебствия с водоосвящением, положены в перевезенный с Воробьевых гор тот же самый гранитный камень, в котором они хранились там с 12 октября 1817 года. В день закладки, от Успенского собора до места, предположенного для сооружения Храма, по всему направлению, назначенному для церемониального шествия, стояли войска. Перед окончанием литургии в Успенском собор придворные чины, генералитет, сенаторы и чины гражданского ведомства собрались близ колокольни Ивана Великого. В половине 12-го часа изволил прибыть Император Николай Павлович со свитой и тотчас же началось церемониальное шествие вместе с крестным ходом, чрез Тайницкие ворота по набережной, по кремлевскому саду до Боровицких ворот, по Моховой и Пречистенке до места закладки. Во главе процессии шли инвалиды 1812 года, за ними – чиновники комиссии для построения Храма, чины гражданского ведомства, сенаторы, генералы, участвовавшие в войне 1812 г., 100 диаконов, 200 священников и протоиереев, 9 архимандритов, 3 епископа и митрополит Московский, в принесении чудотворных икон Божией Матери Иверской и Владимирской. За митрополитом следовал Государь Император в сопровождении наследника Цесаревича Александра Николаевича, Великого Князя Михаила Павловича и других Высочайших Особ, как Русского, так и иностранных Дворов.

Когда процессия прибыла на место закладки, Высокопреосвященный митрополит Филарет, после водоосвящения, произнес молитву на основание храма и обратился к Императору Николаю Павловичу с следующей речью.

«Благочестивейший Государь!

Есть для некоторых важных дел особенная судьба Провидения Божия, по которой одному избранному дается возвышенная мысль, а другому представляется величественное исполнение. В ожидании сего, плотскому оку представляется, что дело не успевает. Вместо одного избранного имеет оно двух; и сквозь одно дело просияет много добродетелей: в предприемлющем – не только доброе намерение, но смирение, и терпение, и покорность судьбам Божиим, когда он должен уступить другому исполнение, в исполняющем не только благое делание, но и бескорыстие, великодушие, братолюбие, когда исполняет мысль другого, как бы свою.

Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме, и в сем утверждается в совещании с Нафаном. Мысль прекрасна; пророк изобрел ее, пророк одобрил; однако и два пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона. «Той созиждет дом Имени Моему и управлю престол его до века (2 Царств VII, 13).

Так Александр Благословенный, благодарный Богу за спасение своего царства, помышляет создать, для священных воспоминаний и благодарных молитв, Храм Христу Спасителю, в столице, бывшей всесожжением за спасение Отечества и возрожденной из пепла. Мысль его провозглашена; Церковь благословляла начинание Благословенного. Ты, един из братий Его, стоял тогда подле Него; и – теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить священный обет Державного Брата Державною рукою.

Итак, Россияне, мы в современных происшествиях читаем древнюю книгу Богоправимых царств! Священные времена проходят пред нами в деяниях наших Царей! Какое утешение для веры! Какая надежда для Отечества!

Благочестивейший Государь! Да утвердится сердце Твое во Господе; да вознесется рог Твой в Боге Твоем; Спаситель мира, Спасший Россию, да благопоспешит Тебе создать сей Дом имени Его, и да управит престол Твой до века».

По окончании речи митрополита, Государь собственноручно положил в прежний камень, вмещавший в себе предметы закладки Храма в 1817 году, крестообразную вызолоченную доску с вырезанной на ней надписью и две мраморные плитки: одну с Своим именем, другую с именем Императрицы. Такие же именные плитки были положены Наследником Цесаревичем, Александром Николаевичем Великим Князем Михаилом Павловичем, наследными принцами и митрополитом. Кроме креста и каменных плиток, в закладке были положены золотые и серебряные монеты чекана 1839 года.

На крестообразной доске, между прочим, была вырезана следующая надпись: «В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича, притуплено к исполнению священного обета, данного в Боге Почивающим Императором Александром Павловичем и собственной Августейшею Рукой Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христу Спасителю по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма». На оборотной стороне креста вырезаны имена председателя, членов комиссии и главного архитектора. В увековечение памяти народного торжества закладки Храма были выбиты, по повелению Государя, 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых медалей, около двух вершков в диаметре, с изображением на одной стороне Всевидящего Ока и надписью: «не нам, не нам, а имени Твоему», а на другой – фасада храма и надписью: «Завещал Александр I, начал исполнение Николай I».


Источник: Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве : [Ист. очерк] / Прот. В.С. Марков. - Москва : Рус. печ., 1914. - 73 с.

Комментарии для сайта Cackle