Освящение Храма
Торжество освящения опытного Храма, во славу и вечную память минувшим событиям 1812 года, вполне соответствовало его внешнему величию и историческому значению. Для освящения Храма Христа Спасителя был избран день Его преславного Вознесения, которым завершилось на земле Его дело спасения рода человеческого.
Торжеству освящения Храма предшествовал величественный к нему крестный ход из Успенского собора с участием многих иерархов и всего сонма Московского духовенства в предшествии святыни. По окончании литургийных часов в Храме Христа Спасителя, Высокопреосвященный Иоаниикий, митрополит Московский, вышел для встречи Их Императорских Величеств к западным дверям собора. Их Величества прибыли в начале одиннадцатого часа. Государь Император Александр Александрович ехал верхом в общегенеральской форме, а Государыня Императрица Мария Фёдоровна с Великою Княжною Ксенией Александровной в коляске. Проезжая из Кремлёвского дворца чрез Боровицкие ворота, третий Александровский сад и по набережной реки Москвы, Их Величества здоровались с войсками, расположенными как вдоль пути следования Царственной Четы, так и вокруг Храма Христа Спасителя.
Встретив Их Величества на западной паперти Храма, Высокопреосвященный Иоанникий обратился к Государю Императору с следующей речью:
«Благочестивый, Богом Венчанный Великий Государь Император!
Некогда в целом мире был один только Храм истинному Богу. Благочестивый Царь, положивший в сердце своём создать его, открывает свое желание пророку Божию. Пророк от своего имени одобрил благочестивое намерение, но на другой день, по непосредственному откровению от Бога, объявляет, что Господь Бог с благоволением приемлет благочестивое желание его, обещает за сие утвердить престол Царёв за его родом навсегда, но исполнение желания его предоставляется не ему, а его преемнику (2Цар. 7:2 – 16).
В христианском мире неисчислимое множество храмов истинному Богу. Все они, по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших созидание их.
Настоящий храм – памятник великих благодеяний Божьих к врученной Тебе Богом Державе Русской в годину тяжкого испытания, есть вместе памятник благодарных к Богу Спасителю чувств Венценосных, Благочестивых предшественников Твоих.
Властелин, подчинивший себе почти всю Европу, потрясший землю и низложивший престолы царей, вторгается в пределы России с бесчисленными полчищами воинов, закалённых в боях и гордых своими победами. Ничто не может удержать быстроты и стремительности его нападений... Отдается, наконец, без сопротивления и боя в руки его и первопрестольный град Твой, как искупительная жертва спасения России. Но не в силе Господь, а в правде. Они поколебались и пали, мы же востахом и исиравихомся (Пс. 19:9). При самом стремительном бегстве едва самомалейшая часть врагов наших могла уйти обратно за пределы наши.
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дашь славу», смиренно исповедает Благочестивейший Монарх Победитель, после совершенного истребления врагов, и в благодарном чувстве Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, дает обет создать в первопрестольном граде своем церковь во имя Спасителя Христа.
В продолжение двух царствований созидался сей дивный памятник дивного спасения России Господом. Но Тебя, благочестивейший Царь, избрал Господь видеть окончательное совершение его и даровать народу Твоему радость торжественного освящения его, вслед за торжественным венчанием Твоим на Царство. Знаменательное совпадение!
Священный деписатель, повествуя об освящении первого Храма истинному Богу, замечает, что в то же время Царь сотворил праздник с народом своим пред Господом Богом, у Храма, его же созда, и весь народ радовался веселым сердцем о благих, яже сотвори Господь (3Цар.8:65). Это замечание исполнилось и исполняется воочию нашею над Тобою, Богом венчанный Царь, и над народом Твоим.
Да исполнится над нами и другое замечание того же священного писателя: „И миръ бѣ Дарю отъ всѣхъ странъ окрестъ. И живяху Иуда и Израиль беспечально, кійждо подъ виноградомъ своимъ и подъ смоковницею своею (3Цар.4:25–25) Да развивается и процветает Царство Твое в мире со всеми народами; да водворится тишина и безопасность внутри Отечества; да веселится Царь, Сильный любовью и преданностью народа Своего; да радуется народ о Боговенчанном Царе своем, живя беспечально под Его мудрым и твердым управлением, и о Венчанной Царице, любвеобильной Матери народа Своего».
Вступив в Храм их Величества стали у тронного места, но вскоре, по приглашению митрополита, вступили в алтарь и поместились на правой стороне от престола. За их Величествами последовали Государь Наследник Цесаревич, ныне славно царствующий Государь Император Николай Александрович, и другие члены Царствующего Дома. Началось освящение главного престола. В положенное время, приняв дискос со св. мощами, на свою главу, митрополит вышел из Храма чрез западные двери собора с участвовавшим в освящении духовенством; за митрополитом шли Их Императорские Величества и Их Высочества в сопровождении членов свиты. Тогда при колокольном звоне всех Московских церквей и при громе орудий двинулся от западных врат к южным крестный ход вокруг Храма, окруженного широким деревянным помостом, обитым красным сукном. Вдоль всего этого помоста, с наружной его стороны и лицом ко Храму, были расставлены знаменоносцы со знаменами от различных полков, а на некотором расстоянии от них были поставлены вокруг всего Храма шпалерами войска, за которыми находились, на всем пространстве, какое мог обнять глаз, несметные толпы народа, теснившегося по всем, прилегающим ко Храму, улицам и обеим сторонам набережной. Яркое солнце обливало своими вешними светлыми лучами блестевшие от позолоты многочисленные хоругви, новые одинаковые золотистого глазета облачения священно-церковно-служителей всех Московских церквей, алое сукно, зелень деревьев, сверкающее оружие войск. В воздухе носился торжественный колокольный звон, беспрерывно гремели пушечные выстрелы, раздавалась музыка, игравшая гимн: «Коль славен». Картина была величественная и поразительная; видавший никогда не забудет ее.
После крестного хода вокруг Храма освящение его продолжалось. В конце же, после возгласа: «Услыши ны, Боже», протодиакон провозгласил: «Вонмемъ, и во умиленіи сердца, колена душъ и телесъ нашихъ преклонше, Господу помолимся». Вся церковь с митрополитом, духовенством и Их Величествами опустились на колени. Митрополит прочитал положенную на молебне в день Рождества Христова молитву: «Боже великий и не постижимый».
После отпуска и многолетия Их Величествам и всему Царствующему Дому, среди глубокой тишины, снова раздался голос протодиакона, возгласившего вечную память: Императору Александру Первому, потом Императору Николаю Первому и, наконец, победоносным вождям и воинам нашим и всем ревнителям веры и правды, в годину искушения души своя за братию свою положившим. В заключение всего было провозглашено многолетие христолюбивому всероссийскому победоносному воинству.
Началась тогда первая в обетном Храме Божественная Литургия, по окончании которой, когда Государь Император приложился ко кресту, преосвященный Амвросий, епископ Харьковский, бывший пред тем епископом Дмитровским, викарием Московским, произнёс следующую речь:
«Благочестивейший Государь!
Три Императора, – Твои Августейшие предшественники, – трудились над созиданием этого великолепного Храма, этого векового памятника милостей Божиих, явленных в тяжкую годину нашему Отечеству; но не одному из Них, ни даже блаженные памяти Родителю Твоему, совершенно окончившему и приготовившему Храм к освящению, не судил Господь порадоваться этому священному торжеству, – Тебе даровано это благодатное утешение.
По соображениям человеческим непонятно, а по чувствам нашего сердца даже и прискорбно, когда люди, трудившиеся в делах великих и благотворных, не вкушают здесь плодов труда своего и чрез это как будто лишаются заслуженной награды. Но в евангелии Господь Сам разрешает нам это недоумение, чтобы мы, встречаясь с подобными опытами жизни, не теряли в трудах своих ясного и бодрого расположения духа.
Дело просвещения и благоустроения жизни рода человеческого Спаситель называет делом Отца Своего Небесного, в котором дается людям участие, согласно с призванием и временем жизни каждого, а главное с тем, что в ту или другую пору нужно для каждого дела, по общему плану Божественного о нём помышления. На ниве Божией «одинъ сеетъ, а другой жнетъ»; но все эти деятели собирают плод в одну житницу, в жизнь вечную, где и «сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Иоанн. 4, 32 – 37); а радоваться жнущие вместе с сеющими будут, потому что в сущности последние оказываются продолжателями дела первых, по слову Спасителя; «входящими въ трудъ ихъ». Указывая на народ, приготовленный к вере в Обетованного Мессию, трудами древних пророков и св. Иоанна Крестителя, Господь сказал апостолам: «Я послалъ васъ жать, надъ чемъ вы не трудились, а въ трудъ ихъ вошли».
Итак, Благочестивейший Государь, Ты на празднике жатвы плодов от семян, посеянных трудами Твоих Августейших предшественников, и самою радостью праздника Ты «въ трудъ ихъ вошелъ». В обителях Отца Небесного Они же получили достойное воздаяние, а Ты этою радостью жатвы поощряешься к трудам – сеяния добра – предлежащим Тебе в Твое царствование. Этот Храм, присоединившийся отныне к дорогим для нас святыням первопрестольного града и целой России, да укрепит Твою веру, что над Тобою бдит тот же Промысл Божии, который руководил издревле Царей Русских в совершении дел великих. Имена героев и описание славных подвигов их, начертанные на станах этого Храма, да утешают Тебя мыслью, что под Твоею Державой все тот же народ, безгранично Тебе преданный и всегда готовый на всякие труды и жертвы для Тебя и Отечества. Да наполняет Господь десницу Твою сменами истинного добра, чтобы при самом сиянии Ты радовался в уповании, что все возрастёт и созреть на радость будущим жателям.
Благочестивейшая Государыня!
Священным коронованием и помазанием приобщившись к благодатным дарам, к власти и славе нововенчаннаго Царя нашего, и Ты вместе с Ним «вошла в труд» попечения о судьбах великого русского народа. Да поможет Тебе Господь быть для Него истинною помощницей. Земледел, работающий в поле, утомленный и нуждающийся в подкреплении сил, ждёт себе пищи из дому, от жены своей: да будет этим хлебом, подкрепляющим силы нового Августейшего Труженика земли Русской, Твоя любовь со всеми сокровищами любящего сердца».
При выходе Государя Императора из Храма Его Величеству Нижегородская депутация поднесла хоругвь Минина, подъятую для освобождения Отечества во время междуцарствия, которую Его Величеству благоугодно было оставить в новом соборе, поместив ее близь Царского места.
В тот же день подписан был, по поводу освящения Храма, следующий Высочайший манифест: «Исполненный благодарности Богу за спасение Отечества, в Боге почивши Дед Наш Александр Благословенный предпринял воздвигнуть в возрождённой из пепла Москве Храм Христу Спасителю, в сохранение вечной памяти о том беспримерном усердии, верности и любви к Вере и Отечеству, коими в трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Промыслу Божию, Спасшему Россию от грозившей гибели. Семьдесят лет продолжались непрестанные заботы Монархов России и приведение сей мысли в действие; но ни Александру Благословенному, ни в Боге почившему Деду Нашему и Родителю не суждено было совершить обет 1812 года. Нам судил Промысл Божий видеть совершение сего священного завета. Сегодня, по милости Божией, освящен благословением церковным сей величественный Храм и открыт для молитвы и священных воспоминаний. Событие это, давно всем народом ожидаемое, совершилось в светлые дни Священного Нашего Коронования, посреди верных Нам и Отечеству сынов России, собравшихся со всех концов ее свидетельствовать пред лицом всего мира, сколь свят и неразрывен из века в век союз любви и взаимной веры, связующей Монархов России с вернопреданным народом.
Да будет Храм сей во все грядущие роды памятником милосердого Промысла Божия о возлюбленном Нашем Отечестве в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой смиренным и Благочестивым Александром не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожавшего завоевателя. Да стоит он, по завету своего Основателя, многие века, и да курится в нём, пред святым престолом Божиим, кадило благодарности до позднейших родов вместе с любовью и подражанием к делам предков».
Освящение придела во имя святителя Николая чудотворца совершилось 12 июня того же года, а 8 июля был освящён придел во имя свят. Благоверного Великого Князя Александра Невского.
Вслед за освящением Храма Христа Спасителя было организовано Управление по хозяйственному заведыванию им и усвоено ему название и значение «Московского Кафедрального во имя Христа Спасителя собора».
* * *
Из представленного нами даже краткого описания сего обетного Храма нельзя не видеть, что эта заветная святыня Москвы, поражая громадностью своих размеров и в то же время успокаивая стройным согласием своих частей, вполне соответствует и величию мысли Основателя его, и событиям, вызвавшим его построение. Несмотря на всю свою массивность и громадность своих размеров, как в общем, так и в отдельных своих частях, нигде, ни снаружи, ни внутри он не производит на зрителя своею величиною давящего впечатления, потому что все части его находятся между собою в гармоническом сочетании и образуют чрезвычайно стройное, красивое и легкое цельное сооружение. При всем разнообразии, богатстве и роскоши, как внешний, так и внутренней отделки Храма, он не развлекает этим религиозного чувства молящегося, а напротив, благодаря своему величию, стройности, благолепию и обилию света, приводит его в то именно радостное состояние духа, какое естественно должно являться у каждого верующего в Храме, посвящённом имени Самого Христа Спасителя, Источника истинного света и блаженной радости.
Всякий, обозревающий этот храм, как величественный памятник Отечественной войны 1812 года, невольно вспомнит о всех ее главных деятелях, мужественно подвизавшихся или павших на поле брани при защите свободы своей родины от угнетения сильного врага. Пройдут столетия, но подвиги защитников Отечества не забудутся; всякий русский православный человек, прочтя в коридорах Храма имена павших героев, положить здесь за них свой земной поклон и принесёт благодарственную молитву Богу за спасение Отечества.
Теперь же, в ознаменование столетия, минувшего после тяжкой годины, сплотись во едино весь русский народ, чтобы воздать достойную и праведную дань священного почитания этому благодарственному Храму, как достославному памятнику великих подвигов победоносного русского воинства в Отечественную войну 1812 года, напоминающем о великом и чудесном событии в твоей жизни.
Исполнись благоговейного чувства, всякий русский православный человек, и, осенив себя крестным знаменем, преклонись пред святынею Храма Христа Спасителя и принеси свои усердные молитвы о упокоении в Боге почивших Монархов: Александра Благословенного, давшего обет для священных воспоминаний и благодарных молитв Господу Богу создать храм сей; Николая Первого, принявшего на себя исполнение этого благочестивого царственного обета; Александра Второго, которому предназначил Всевышней в точение четверти века устроить и вполне довершить благолепие этого векового Всероссийского Памятника Отечественной славы, и Александра Третьего, довершившего священный завет Своих предшественников, и открывшего во славу Божию Храм сей, освященный в Его Высочайшем присутствии.
Усугуби свои молитвы о здравии и благоденствии достославно царствующего Государя Императора Николая Второго, Твоего Верховного Повелителя, Венценосного Вождя победоносного воинства, Хранителя Веры, покровителя Церкви, Носителя славы своего Отечества, Да хранит Его Всемощная Рука Вседержителя для блага и счастья русского народа.