Праведный Иов Многострадальный

Источник

19 мая – память праведного Иова Многострадального. О нем рассказывается в ветхозаветной «Книге Иова». Среди ученых и богословов уже с древних времен идет спор, кто он – Иов Многострадальный? Историческое лицо или собирательный образ? Еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман считали, что Иова никогда не существовало: «Он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, какую Нафан предложил Давиду». Но подавляющее большинство еврейских и христианских богословов были уверены в реальности Иова. Первые ссылались на книгу пророка Иезекииля (Иез. 14, 13–20), а вторые еще и на послание апостола Иакова (Иак. 5, 2)1.

Неизвестно, правда, где и когда он жил. В книге упоминается земля Уц, но где она находилась, остается только гадать. Может, в Сирии, а может, в Месопотамии2.

Ну, а время его жизни очень условно относят к патриархальному периоду, чуть позднее Авраама, приблизительно в 19–18 веке до Р. Хр.

Написана книга в эпоху после плена, возможно, около 400 года до Р. Хр. В ней еще чувствуется живой еврейский язык, и обсуждается учение о возмездии или Промысле Божием, о котором так много размышляли евреи в плену и позднее. Как действует Бог в мире, и являются ли несчастья в жизни человека наказанием за его грехи ?3.

Иов твердо говорит «нет»! Его преданность Богу поразительна. Потеряв все имущество, детей и здоровье, он восклицает: «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21–22)4.

Но вопрос, все-таки, остается! Как понимать Промысл Божий, и как вписываются в божественную педагогику, скорби, беды, болезни и смерть? Попробуем разобраться!

Само слово промысл означает старание, попечение, заботу5. Самое краткое определение Промысла Божия дал Немезий, епископ Емесский (+ок. 400): «Промысл есть Божественное попечение о существующем»6. Конечно, когда мы называем Промысл Божий о мире и людях попечением, то говорим о Боге человекообразно. У нас просто нет более точных слов. А на деле, Промысл Божий совершенно свободен от беспокойства и трудов, обычных для наших забот7.

О Промысле написано много. Самое интересное сказано о человеке, и преп. Иоанн Дамаскин (ок. +750) излагает основные идеи этого учения так:

1. Бог все предвидит, в том числе и то, что зависит от нас, но ничего не навязывает. Он не хочет, чтобы было зло, но и не принуждает к добродетели.

2. Все происходит по благоволению Божию или по попущению. По благоволению – то, что бесспорно добро, а попопущению – то, что бесспорно добром не является.

3. Часто Бог попускает и праведнику впадать в несчастья, чтобы показать другим скрытую в нем добродетель. Так было с Иовом.

4. Иногда Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати. Так было с апостолом Павлом (2Кор. 12, 7).

5. Бог может оставлять человека на время для исправления другого, чтобы, глядя на него, другие вразумлялись. Так было с Лазарем и богатым (Лк.16:19). Видя, как некоторые люди страдают, мы содрогаемся и приходим в себя.

6. Еще Бог попускает кому – либо по страдать для возбуждения ревности в другом. Видя, как прославился пострадавший, и другие бесстрашно шли на страдания в надежде на будущую славу. Так было с мучениками.

7. Иногда Бог попускает человеку совершить постыдный поступок для исправления еще худшей страсти. Например, если кто-то превозносится своими добродетелями и праведностью, Бог попускает ему впасть в блуд, чтобы он через это падение осознал свою слабость и смирился8.

Ну, а как быть с невинными людьми, которые нередко становятся жертвами убийц?

Немезий Эмесский отвечает так: «Убийца убивает несправедливо из-за корысти или грабежа, а убиваемый погибает или по справедливости или для пользы. По справедливости иногда за постыдные действия, нам не известные.Для пользы, когда Провидение предупреждает его будущие злоключения, потому что лучше сократить его жизнь до наступления их. Никакая смерть не есть зло, разве только та, которая посылается за грех. Это показывает смерть святых мужей. А грешник, если и скончается на ложе, пусть даже без всякой болезни, то все равно он умер плохо, потому что заготовил себе худой саван – грех. Убийца же всегда поступает порочно. По отношению к тем, которые убиваются справедливо, он ставит себя на место палача, а по отношению к тем, которые для пользы, на место убийц и преступников»9.

Конечно, Иоанн Дамаскин и Немезий лишь намечают контуры. А многое в божественной педагогике так и остается для нас непостижимым. Я вспоминаю один эпизод из жизни Антония Великого (+355). Как-то он, ну, совсем, как и мы сейчас, размышлял: «Господи! Почему одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Почему нечестные богаты, а честные бедны? И услышал голос: «Антоний! То суды Божии, и нет тебе пользы, испытывать их! Ты себе внимай!»10.

Потому что только внутри себя и открываются судьбы Божие!

* * *

1

Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина. Т. 4. СПб., 1987. Репринт, 1907. С. 5–6.

«Иов – главное действующее лицо ветхозаветной книги Иова, является (Иез. 14, 14, 20; Сирах 49, 9) не является конкретным историческим лицом, а представляет собой издавна известный на Переднем Востоке тип мудреца, праведника и благочестивого человека седой старины,…а также, по Иак. 5, 11 образцом терпения в страдании, полного упования на Бога. Равным образом, и страну, где он жил – Уц, не следует считать географической местностью. Это, скорее, – идеальная величина, свидетельство еще здоровых отношений с Богом по сравнению с полной соблазнов культурой окружающей среды, где возможно примерное благочестие, еще нетронутое историей грехопадений Израиля под влиянием Ханаана» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. B. 5. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 414).

2

«Уц – согласно традиции название одной местности на севере и другой на юге Палестины. В масоретском тексте Уц является: 1) старшим сыном Арама (Быт. 22, 23); 2) старшим сыном Нахора, брата патриарха Авраама (Быт. 22, 21); 3) внуком Сеира Хоррреянина (Быт. 36, 28); страной, лежащей между Египтом и страною филистимлян (Иер. 25, 20); эдомитским краем (Плач Иер. 4, 21); и 6) неизвестной страной, где жил Иов (en chora Ausitidi, и в добавлении в греческом переводе к 42, 7)» (Еврейская Энциклопедия. Т. 15. М., 1999. С. 144).

3

Altes Testament, herausgegeben von d-r Friedrich Noetscher. Vierter Band. Wuerzburg, 1959. S. 315–317.

«Первая редакция книги Иова была произведена в 3 веке до Р. Хр. одним из ученых мудрецов… К тому времени Израиль с болью переживал зависимость от великих держав и проникновение в народ Божий язычества, которое находило себе сторонников и представляло собой угрозу изнутри. А отсюда возникал проблема: «Как может Бог допускать распространение греховности в лоне своего народа и безнаказанно терпеть торжество богохульников над праведными? Этого вопроса редактор касается в главах 21–27 (плач Иова) и отвечает на него в полемике с эллинизмом и развитии идей пророков о том, что через историю Бог воспитывает человека и ведет его от страдания к совершенству (главы 32–37; ср. Евр. 2, 9).

Три других редакции последовали в 3–2 веках до Р. Хр., когда под влиянием владычества Селевкидов конфликт между богохульниками и благочестивыми особенно обострился. Редакторы ставили пеед собой цель показать тем, кто симпатизировал светскому эллинизму великой державы, насколько безнравственно и соблазнительно их поведение для народа и укрепить тех, кому угрожала смертельная опасность лишиться не только своих религиозных идеалов, но и самой жизни, надеждой на Бога, в руках Которого и жизнь и смерть человека» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 5. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 415).

Приведем краткую характеристику книги Иова, которую мы заимствуем из еврейской энциклопедии:

«Религиозные воззрения книги Иова. – Древнееврейский монотеизм представлен в книге Иова в той законченной фазе развития, какой он достиг у лучших библейских пророков. Бог всемогущ(37, 23; 42, 2), всеведущ (34, 21, 22) и всеблаг (33, 26–30). Он не только единый Творец мира, но и единый Промыслитель его; Его промыслу подвластны все явления как мертвой природы, так и живых существ (главы 37, 38, 40). Им определяются судьбы как отдельных людей, так и целых народов (34, 29). Шаддаи (Бог Всемогущий) – не есть национальный Бог какого-либо племени. Он управляет судьбами всех народов земли (12, 17–24). В выражении монотеистической идеи автор книги Иова гораздо щепетильнее авторов других библейских книг. Для обозначения Бога он в главной драматической части книги избегает даже обычной у других библейских писателей формы pluralis majestatis – «Элогим» и употребляет необычную форму единственного числа «Эль» или «Элога»…

Душа человека. – …Автор книги Иова как будто и не подозревает о существовании другого мира, кроме земного. Еще более чужда ему возникшая впоследствии среди еврейского народа вера в воскресение мертвых, когда «многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2) Эту веру он прямо отрицает (14, 6–14). С другой стороны, Иов вовсе не представляет себе, что со смертью человека душа его совершенно исчезает, превращается в ничто. Напротив, она продолжает печальное существование в каком-то Шеоле или Аббадоне, характер которых столь же смутен и неясен, как, впрочем, и в других библейских книгах. Во всяком случае, после смерти человека все счеты его с земной жизнью покончены (14, 21–22)…

Этические воззрения. – …Его (Иова) этические воззрения чисто еврейские; им легко подыскать немало параллельных мест у разных пророков и псалмопевцев… На первом плане он ставит воздержанность и целомудрие; затем идут любовь к правде и бескорыстие 31, 5, 6); затем следует помощь нуждающимся ((31, 17–20). Иов считает безнравственной обиду беззащитного (31, 22–23). Столь же безнравственным Иов считает злорадство даже при несчастье врага 31, (29–30).

Мир и природа. – Ни водной из библейских книг мы не встречаем таких ярких и грандиозных картин природы, как в этой книге…Он, по-видимому, знал всё то, что было в его время известно на Востоке. Он называет по имени разные созвездия и зодиакальные группы; он знает млечный путь (26, 13)…Описывая землетрясение, он метафорически говорит о дрожании «устоев земли» (9, 6)…Ближе всего знаком автор с пустыней и её хищными обитателями. Впрочем, автор и к этим последним не относится враждебно. Описание их он влагает в уста Самого Бога, Который одинаково заботится о всех тварях (38, 39–41). Описав некоторых…детей пустыни, дикого осла, онагра и буйвола,…а из пернатых – ястреба и орла… (гл. 39), автор переходит к обитателям воды и дает две поистине величественных картины жизни нильских великанов – бегемота и крокодила, картины, свидетельствующие, что автор был лично в Египте и долго и внимательно изучал жизнь этих животных (гл. 40).

Стилистические особенности и литературное достоинство. – В книге Иова насчитывается 77 слов, глаголов и имен существительных, которые нигде больше в Библии не встречаются…Эти слова представляют или провинциализмы, которые не были распространены в центре древнееврейской культуры…, или же, (что более вероятно) архаизмы, давно вышедшие из употребления; в таком случае они могли бы свидетельствовать о древности самой книги….Вся книга в общем написана…гладкими библейскими стихами, дух еврейского языка…безукоризненно выдержан даже в самых неясных местах… В книге Иова имеются отдельные фразы, даже целые стихи, которые встречаются также у некоторых псалмопевцев и пророков, притом иногда с такой стереотипной точностью, что невольно возникает мысль о заимствовании одним у другого… Так, например, два полустиха Иова (12, 21) составляют один стих в псалме 107, 41. Если бы можно было доказать, что Иов заимствовал у псалмопевца, то пришлось бы отодвинуть авторство книги Иова к очень позднему времени, так как псалом 107-ой, несомненно, после вавилонский и, вероятнее, всего относится ко времени расцвета Маккавеев… За приоритет книги Иова скорее говорит та масса чисто еврейских слов и оборотов, которые не встречаются у других библейских писателей. В послевавилонском периоде еврейский язык не обладал уже той творческой энергией, которая нужна для создания новых форм речи. То новое, что было внесено в это время в сокровищницу языка,…представляет…результат влияния на него чужих языков…

Кем и когда написана книга Иова. – Вопрос об авторе книги Иова…занимал библейских исследователей с древнейших пор и по настоящее время… Один древний источник, мнение которого разделяется многими, приписывает авторство книги самому Моисею…На основании разных неясных намеков…, один таннай (комментатор) делает Иова современником патриарха Авраама, другой – Исаака, третий – Иакова и т. д. Эта группа таннаев согласна, по-видимому, между собою в том, что Иов не был израильтянином, и одна любопытная традиция прямо причисляет Иова и его друзей к «пророкам народов земли»…Другая группа таннаев, на основании столь же сомнительных намеков в тексте, относит Иова к эпохе Вавилонского пленения, а амораи раввин Иоханан и раввин Элиезер прямо заяляют, что Иов был израильтянином, притом одним извернувшихся из Вавилонии в Палестину и даже жил в Тивериаде…

…Большинство новейших еврейских историков считают, что автором книги Иова был еврей, живший в Вавилонии во время пленения (Грец) или в Палестине в эпоху второго храма (Дубнов и Клаузнер)…

…Новейшая христианская критическая школа (Велльгаузен, Дистель и др.), приписывая книгу Иова еврейскому автору, также отодвигают её возникновение в послевавилонскому периоду. Куэнен относит её к 400 году до христианской эры, а Эдуард Кениг – даже до 200 г. до христианской эры…(См. подробнее большую статью о книге Иова в: Еврейская энциклопедия. Т. 8. М., 1991. С. 764–778).

4

Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 635.

5

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. Издание т-ва М. О. Вольф. СПб – М., б. г. С. 1302.

6

Немезий, епископ Эмесский. О природе человека. М., 1998. С. 140.

«Понятие pronoia ( лат. рrovidentia) появилось в греческой философии. У стоиков оно получило значение космического феномена в духе политеизма и оказало влияние на иудаизм античных времен и зарождающееся христианство, которое затем осмыслило и развило его, опираясь на Священное Писание. В своем понимании pronoia стоики исходили из учения Гераклита о Логосе, воззрений Анаксагора и Платона, и учили о божественном мировом Разуме, целесообразно устрояющем порядок в космосе, заботящемся о всей природе, судьбах людей и оценивающем их действия… Это устроение космоса и судеб людей носит рациональный характер (nous) на пользу и благо людей. Религиозный смысл pronoia состоит в том, что частное гармонично приобщается к общему, а значит, и необходимому космическому порядку» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart.3. Auflage. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 1496) .

«Однако уже Иустин Философ (+165) переосмыслил концепцию стоиков и утверждал, что Логос, явивший себя во Христе, устрояет мир и управляет им. Ириней Лионский (+ок. 200) ввел в учение о pronoia понятие о промыслительной и спасительной деятельности Бога. Ириней и Климент Александрийский (+215) учили также о pronoia как божественной педагогике, которая воспитывает человеческий род (Paideia), не нарушая человеческой свободы. О синергии (взаимодействии) божественного Промысла и человеческой свободы учил и Ориген (+214) .

Августин (+430) правильно подчеркивал историческое и – богословское значение Промысла для жизни отдельного человека и человеческой истории вообще. Однако в полемике против пелагиан он увлекся идеей абсолютной промыслительной власти Бога и предопределением, почти не оставив места для свободы человека» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 10. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2001. S. 897– 898).

Для Православия «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварных существ, направляет их к благим целям, всякое добро поддерживает, а возникающее через удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Пространный христианский катихизис. Варшава, 1930. Репринт. С. 29).

7

Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб.: Репринт, 1868. С. 514.

8

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 2. Глава 29. О Промышлении. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913. С 234–235.

9

Немезий. Указ. соч. С. 150.

10

Дьяченко Григорий, протоиерей. Практическая Симфония для проповедников. М.: Репринт, 1903. С. 363.

Комментарии для сайта Cackle