Источник

АНТИФОНЫ ВСЕДНЕВНЫЕ

Вседневные антифоны поются в те седмичные дни, в которые не случится никакого праздника и не положено петь песней утреннего канона на так называемые блаженны (о них будет сказано далее).

а) Первый антифон, или первую смену вседневных антифонов, составляют стихи из 91-го псалма, в котором прославляется премудрый Промысел Божий, разрушающий благополучие нечестивых и благоустрояющий жизнь благочестивых. Из этого псалма выбраны для антифона следующие стихи.

Стих 2: Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний. Какое прекрасное занятие прославлять Господа хвалебными песнями, посвященными Его святому имени!

Стих 3: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Какое усладительное занятие начинать день исповеданием милости Божией, обновляемой с каждым днем нашей жизни, и с наступлением ночи, после благополучно проведенного дня, благодарить Господа за Его истину, т.е. за Его верность в исполнении обетований!

Стих 16: Яко прав Господь Бог наш и несть неправды в Нем. Этот стих имеет связь с предшествующим 15-м стихом. В 15-м стихе сказано: праведники плодовиты и в старости сочны и зелены. «Долговечны подобно кедрам ливанским (14-й стих), цветут здоровьем и крепостью сил», и потом в 16-м стихе прибавлено: дабы возвещать, яко прав Господь и несть неправды в Нем, т.е. благосостояние праведников, истинных почитателей Господа, ясно свидетельствует, как правосуден Господь, не оставляющий без награды благочестие и добродетель, и как безрассудно и нечестиво приписывать Ему какую-нибудь неправду. В настоящей жизни не всегда примечается равновесие между заслугой и воздаянием, зато оно будет восстановлено в жизни будущей.

За каждым стихом этого антифона следует припев: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас, и потом этот припев повторяется в заключение антифона на Слава, и ныне.

б) В состав второго антифона входят стихи из 92-го псалма, который прославляет Господа, всемогущего Царя вселенной и Защитника избранного народа. Из псалма взяты для антифона следующие стихи:

Стих 1: Господь воцарися (царствует), в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Вседержавный Царь вселенной представляется здесь под образом земного царя, являющегося во всем блеске своего величия и готового всегда показать свое могущество. На эту готовность указывает препоясание, которое восточные жители, носящие широкие и длинные одежды, доселе употребляют, когда приступают к какому-нибудь делу, требующему свободы и ловкости в движениях. Под державной рукой Царя вселенной она стоит непоколебимо; никакая сторонняя сила, без Его воли, не может изменить в ней того чина и порядка, который дан ей с самого сотворения.

Стих 5: Свидения Твоя уверишася зело (весьма верны): дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Вседержавный Царь вселенной есть в то же время покровитель избранного народа преимущественно перед всеми народами, и Его свидения (свидетельства), или обетования о покровительстве этому народу, непреложны. Тот, кто дал эти обетования, силен и исполнить их. Ему угодно во свидетельство покровительства Своему народу сохранить на долгое время сам храм, посвященный Его имени, и если этот храм будет осквернен нечестием и идолопоклонством, Он не допустит этого осквернения на долгое время, но очистит от него свой храм огнем через вавилонян и потом восстановит его на долгое время, пока не наступит пора, когда вместо одного храма служение истинному Богу будет совершаться в бесчисленных храмах по всей земле.

Пение стихов этого антифона сопровождается припевом: молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас. Потом в заключение антифона, на Слава, и ныне, вместо этого краткого припева поется целая песнь, оканчивающаяся, впрочем, теми же словами, какими оканчивается краткий припев: спаси нас. Вот слова этой песни: Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Эта песнь составлена во славу Христа Спасителя и предложена к употреблению на литургии благочестивым императором Юстинианом, создателем храма Святой Софии в 536 году, в том самом году, когда был Поместный Kонстантинопольский Собор против евтихиан. Она содержит изложение православного учения о Лице Иисуса Христа вопреки лжеучениям Нестория и Евтихия.

Обратим внимание на отдельные выражения песни Единородный Сыне.

Единородный Сыне. В каком смысле Сын Божий называется Единородным? В том, что Он, как Второе Лицо Пресвятой Троицы, есть единственный Сын Бога Отца по природе, в отличие от тех, которые в Писании именуются сынами Божиими только по некоторым богоподобным свойствам, а главное, по благодати, по усыновлению, – как Ангелы, избранный народ Божий, все верующие во Христа, рожденные в новую духовную жизнь в Таинстве Крещения.

Слове Божий. Наименование Второго Лица Святой Троицы Словом взяты из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог... И Слово стало плотию (Ин. 1, 1–14). То же наименование усваивается Сыну Божию как в рассматриваемой песни, так и в других церковных песнях, например: Бога Слова рождшую сущую Богородицу Тя величаем. Почему же Сын Божий именуется Словом? Во-первых, по сравнению Его рождения с происхождением нашего человеческого слова. Как наше слово невидимо, бесстрастно, духовно рождается от нашего ума или мысли, так и Сын Божий бесстрастно и духовно рождается от Отца. Во-вторых, как в нашем слове открывается или выражается наша мысль, так и Сын Божий, по существу и Своим совершенствам есть точнейшее отражение Бога Отца и потому называется Сиянием славы Его и Образом (отпечатлением) Ипостаси Его (Евр. 1, 3). В-третьих, как мы через слово сообщаем другим свои мысли, так и Бог Отец, многократно глаголавший людям через пророков, наконец глаголал через Сына, который для этого воплотился и в такой полноте открыл волю Отца Своего, что видевший Сына, по Его словам, видел Отца (Ин. 14, 9). Наконец, как мы своим словом многое делаем, производим, например, царь скажет слово, и слово его исполняется, переходит в действие, так Бог Отец все произвел или сотворил через Сына Своего: Все произошло чрез Него, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3).

Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии. Сын Божий, бессмертный по существу, благоволил во времени, по предвечному совету, принять смертное наше естество, ради нашего спасения, – благоволил воплотиться от Пресвятой Девы Марии. Божественное естество в Иисусе Христе соединилось с человеческой природой с первого мгновения Его зачатия в чреве Марии. Поэтому Она достойно именуется Богородицею, ибо родила не простого человека, но Бога во плоти. Это наименование утверждено за Ней на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе, вопреки лжеучению Нестория, который называл ее только Христородицею, говоря, будто Она родила Христа – простого человека и будто уже после Его рождения с Ним соединился Бог Слово и притом только неким нравственным образом, без принятия человеческой природы в единство Своего Божественного Лица, или Ипостаси. Богородица именуется также Приснодевою, потому что как до рождения от Нее Христа была девою, так в рождении и после рождения сохранила девство.

Непреложно вочеловечивыйся. Сын Божий принял не только лишь одно человеческое тело, а всю человеческую природу, состоящую из души и тела, поэтому и говорится, что Он вочеловечился; а непреложно вочеловечивыйся означает то, что после соединения двух естеств в Лице Иисуса Христа, ни Божество преложилось в Нем в человечество, ни человечество в Божество, но в обой естеству Он свойства цела сохранил, – каждое из естеств осталось неприкосновенным в своих свойствах, хотя оба естества соединились нераздельно, составив одно Лицо, а не два. Истину непреложного, или неслитного, соединения естеств в одном Лице Богочеловека Церковь учит нас исповедывать вопреки лжеучению Евтихия, утверждавшего, будто во Христе – одно только Божественное естество, и Божественным естеством, как капля морем, было поглощено естество человеческое, так что Божество, а отнюдь не человечество, в Нем страдало, распялось и совершало все человеческие действия. Это лжеучение осуждено на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне.

Смертию смерть поправый. Христос умер для того, чтобы воскресением из мертвых попрать, победить смерть. И Он победил ее не в Себе только, но и во всех людях, ибо Своим воскресением положил начаток воскресению всех, хотя не все воскреснут для вечного блаженства, а только истинно верующие в Него.

Един Сый Святые Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу. Сын Божий есть одно из Лиц Святой Троицы, поэтому Ему подобает одинаковая слава с Отцом и Святым Духом.

в) Третий вседневный антифон состоит из первых пяти стихов 94-го псалма, в котором псалмопевец приглашает израильтян к благодарению и прославлению Господа и увещевает их повиноваться Его гласу под опасением Его гнева.

Стих 1: Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. «Станем воспевать перед Богом песни радости и благодарности о полученных от Него благодеяниях».

Стих 2: Предварим Лице Его во исповедании, и в псалмех воскликнем Ему. «Поспешим предстать перед Лицом Его, в храме Его, со славословием и псалмопением».

Стих 3: Яко Бог велий Господь и Царь велий по всей земли. Господство и Царство Бога Израилева превыше всякого господства и царства, ибо объемлет всю землю.

Стих 4: Яко в руце Его вси концы земли и высоты гор Той суть. Власть Его простирается на все пределы земли и на всех живущих на ней, какие бы дальние расстояния их ни разделяли, и достигает до недоступных человеку горных вершин.

Стих 5: Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте. Kаждый стих сопровождается припевом: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle