Не должно налагать на себя бремена тяжкие и неудобоносимые
9 (22) ноября
(Из слова от Патерика о Иоанне монахе Колове, и о послушании его)
Многие из неопытных в духовной жизни, надеясь на одни свои силы и думая, по своей горячности и самомнению, что они могут, на пути ко спасению, победить все препятствия, часто сами на себя налагают бремена тяжкие и неудобоносимые, подвиги трудовые и непосильные. Это весьма неблагоразумно и небезопасно. Мня взобраться высоко, они, как показывает опыт, падают низко; часто становятся посмешищем и соблазном для других и совсем погибнуть могут, если вовремя не опомнятся, раскаются, не обучатся смирению под руководством людей опытных.
Блаженный Иоанн Колов, в юности оставив мир, вместе с родным братом своим Даниилом ушел в один из скитов, и там оба они усердно подвизались в посте и молитвах. Через несколько времени Иоанну показались подвиги, которые он нес для благоугождения Богу, недостаточными, и он, вообразив, что стал уже, как Ангел бесплотный, однажды сказал брату, что не будет оттоль ни об одежде заботиться, ни пищи вкушать, – сбросил с себя одежду и вышел из кельи. Но увы! За необдуманное предприятие Иоанн вскоре был наказан. В первую же ночь пребывания его в пустыни нестерпимый холод заставил его бежать снова к брату, и он, возвратившись, стал умолять, чтобы поскорее тот отворил ему дверь. Услыхав голос Иоанна и желая вразумить его, Даниил спросил: «Кто так стучится?» – «Я, Иоанн, брат твой, был ответ. – Пусти меня, умираю от холода!» «С чего ты взял соблазнять меня, демон? – сказал Даниил, – разве ты не знаешь, что брат мой ангел есть, и о теле не радит, и пищи не вкушает? Не искушай меня!» Слыша это, Иоанн раскаялся пред братом, и брат впустил его. Поняв после сего всю необдуманность своего поступка, Иоанн ушел вскоре к величайшему из подвижников того времени, Павлу Фивейскому, и, проведя у него долгое время в глубоком смирении и послушании, наконец, действительно достиг высокого совершенства и спасся.
Итак, братие, никогда не мечтайте о себе высоко. Напротив, чем более будете успевать в благочестии, тем менее о себе думайте и скачков не делайте. Явится мысль оставить мир, бросить все земное – не спешите ее приводить в исполнение, а посоветуйтесь с людьми опытными. Видите, что от самомнения и святые падали, а мы, грешные, еще скорее можем упасть. Необдуманными поступками мы только препятствие себе ставим на пути в Царство Небесное. «Раз, Ангел показал мне, – говорит преподобный Арсений, – храм и двух мужей, которые силились внести в него бревно. Они несли дерево не в длину, а уставя его поперек двери, и потому никак не могли войти в храм». «Кто же сии?"– спросил Ангела Арсений. «Это те, – отвечал Ангел, – которые делают добро с гордостью и не хотят ходить в смирении путем духовным: они необходимо остаются вне Царствия Небесного» (Пролог Дек. 5). Не забывайте же сего. Аминь.