В чем почерпать терпение в скорбях
4 (17) октября
(Из слова о Андрее, как в видении глагола ему Христос, о юродстве и о вечной жизни)
Для того чтобы мы чаще помнили, что отечество наше на Небесах есть, и меньше привязывались к земному, чтобы приучились к смирению, чтобы достойным образом приготовились к Царству Небесному, нам определено идти в Царство Небесное путем скорбным. В мире скорбни будете (Иоан. 16, 33), учит нас Иисус Христос. И все, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим. 3, 12), говорит апостол Павел.
Но, чтобы путь скорбный имел цену в очах Божьих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где мы возьмем его? – Во-первых, в примере Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был не в колыбели, а в яслях. Тотчас после Рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чуждую, далекую страну. Всю жизнь Он не имел, где приклонить главы. За неисчислимые благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и, наконец, распяли между злодеями. Будем чаще представлять Его, нас ради обнищавшего, приемшаго зрак раба, отягченного клеветами, проникнутого скорбью за грехи наши до глубины души, покрытого ранами, удрученного поруганиями, распятого, всеми оставленного, и все это за наши грехи, – и тогда мы, увидя всю ничтожность наших скорбей в сравнении с Скорбями Спасителя, меньше будем унывать и ослабевать в них, и нам легким покажется предлежащий нам подвиг. Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. «Иные из них, – говорит апостол Павел, – избиени быша, не приемше избавления... Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотях и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не был достоин весь мир, в пустынях скитающиеся и в горах и в вертепах и в пропастях земных» (Евр. 11, 35–38). И все это они переносили с радостью! «Радуюсь во страданиях моих», – писал тот же Апостол (Кол. 1, 24). Они, сказано об Апостолах, после того, как их били в Синедрионе, «идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие прияти» (Деян. 5, 41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, увидим, что наши терния – розы и что наши страдания ни в каком случае не могут сравниться со страданиями их. А чрез это малодушие ваше исчезнет, ропот умолкнет и в нас родится дух мужества и терпения.
Наконец, третье ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрет все слезы с наших очей (Апок. 7, 17). Св. Андрей, Христа ради юродивый, видел себя в чертогах царских пред царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни»! Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «Такова пища Моим служителем, претерпевшим все до конца». – Будем же помнить, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то, «вмале наказаны бывше, великими благодетельствованы будем», и что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. «Аминь, аминь глаголю вам, – говорит Он, – яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан. 16, 20). «Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Иоан. 16, 22). Аминь.