Утверждать себя в вере в Бога можно через рассматривание сотворенных от Бога вещей
23 июня (6 июля)
(Слово о беседе св. Григория и Петра. Прол. Июня 23)
В церковном слове, на 23-й день Июня, между прочим, говорится: «Некоторые из людей, не видя того, на что до времени Господом положена завеса, мучаются сомнениями и веруют только в то, что они могут видеть; а «чего телесными очами они не видят, в то и не верят». И в другом месте: в слепоте родившиеся люди, хотя и слышат о невидимом и высоком, но невидимому не верят. Итак, есть люди, говорящие, подобно апостолу Фоме: если не увижу, то и не поверю (Иоан. 20, 25). Что ответить таковым?
Сначала мы спросим их: да достойны ли они видеть невидимое? Ведь вот, являлись же, невидимые нами, Ангелы Аврааму, Иакову, Моисею, святым Апостолам и другим. Почему являлись? Потому, что они были святы. А мы, оскверненные грехами, омрачившие свой ум до невозможности, кричим: покажи нам невидимое! Да смотри, вот оно, ответим им, оно перед тобою есть. Вот перед тобою небо и земля и все, что есть на них. Ведь само собою ничто не может быть. Ни одна вещь не может двинуться с места на место сама по себе.
Каким же образом все стало? Откуда же все взялось? Кто же распорядился, чтобы было все так, как есть? Как ты ни додумывайся, как ты ни рассуждай, как ты ни ухищряйся, все равно придешь к убеждению, что никто все это не сделал, как только один Бог. Вот и невидимое перед тобою стало видимым. Ты еще ищешь невидимого? Смотри, оно перед тобою. Вот ты узнал, что Бог есть. Но обрати внимание: что вот перед тобою один Бог на небе, один Государь в государстве, один в своей семье отец, один в доме хозяин, и вот перед тобою опять невидимое, как бы видимое, несуществующее, как бы настоящее. Ты убедился, что Бог есть Един. А на чем держится земля? Кто все Собою объемлет, зиждет, сохраняет? Опять, как ни думай, у тебя в убеждении станет один Бог – Творец, Промыслитель, Отец и Охранитель. И еще из невидимого получается для тебя видимое и убедительное.
Итак, не ищите того, что вам не нужно. Господь перед вами и говорит вам: блажени не видевшии, но веровавшии. Что это значит? Это значит, что говорить так, как говорят сомневающиеся, значит не иметь твердой веры в Бога. «Покажи мне все, тогда я и поверю Тебе». Где же тут вера? Где любовь к Богу? Их нет. Это как будто торговля с Богом, и такой человек – не христианин. Истинный христианин, видя перед собою только одно окружающее его, говорит: «Ты мой Бог, Ты мое радование! Все от Тебя произошло, Господи, и все Тобою было и есть!» А при этом, чтобы утвердиться в вере, внимательнее относитесь к тому, что видите, и чаще держите в уме слово апостола Павла: невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема, видима суть и присносущная сила Его и Божество (Рим.1, 20). Аминь.