Источник

Грех осуждать ближних

2 (15) марта

(Слово святого Афанасия, еже не осуждати всякого согрешающего. Прол. Марта 2)

Судить человека нам не следует, во-первых, потому, что сердце человеческое глубоко, как море, и внутренние расположения сердца знает один Бог; во-вторых, потому, что в суждениях о ближнем мы всегда почти можем ошибаться, и, наконец, в-третьих, потому, что над всеми нами один Судия истинный есть – Бог, а сами мы не судьи, а подсудимые.

Святый Афанасий говорит: «Помыслим братья, Господа, говорящего: не судите, да не осуждены будете. И еще Апостол учит нас, говоря: мняйся стояти, да блюдется, да не падет. И паки: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Многие явно согрешили, но тайно покаялись, и прощение получили и Святого Духа приняли. И многие из тех, которых мы считаем грешниками, праведны пред Богом. Мы грехи их видели, а того, что они покаялись, не знаем. Вы знали скомороха Филимона в Египте. Он считался грешником, а между тем однажды совершил столь великое дело, что сравнялся с Великим Макарием. Потому, если увидим согрешающих, не будем осуждать их. Десять шагов отойдет иногда осужденный нами, и за это малое время он может перемениться к лучшему. Иуда предатель в четверг со Христом и с Апостолами был, а разбойник с убийцами распят был. Между тем в пятницу Иуда во тьму кромешную ушел, а разбойник со Христом в рай вселился. «Поэтому не подобает осуждать согрешающего и тем восхищать себе сан Христов; и осуждающий бывает сходен с антихристом. Если же нас будут судить, тогда другое дело: невинно осуждаемые, мы тогда от Господа прощение грехов получим. Никто, братие, без греха, только один Бог. Кто мог думать, что Господь и таких грешников простит, как блудницу, мытаря и царя Манассию, который пятьдесят два года идолам служил и всех людей Израилевых беззакониям научил. Однако и такого грешника простил, и прочее время он провел в покаянии. Будем же, братие, себя судить, а не других, за собою смотреть, а не за другими. До осуждения ли нам, когда сами мы с головы до ног в язвах греховных и сами прежде других достойны осуждения, наказания и изгнания из дома отеческого? До осуждения ли нам, когда меч правосудия Божия висит и над собственными нашими главами? До осуждения ли нам, когда мы, осуждающие других, может быть, в десять раз или в сто раз хуже их? Нет, тут не до осужденья, а нужно самим, чтобы избежать праведного осуждения на суде Божием, осуждать себя и просить помилования. Даждь же, Господи, зрети мне моя собственная прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь».


Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.

Комментарии для сайта Cackle